Письмо в Школьный сектор

Поговорим о перспективах развития медиаобразования, интерес к которому в связи с развитием компьютерных технологий, в ведущих странах мира заметно возрос. В контексте образования в целом медиаобразование обсуждается уже не первое десятилетие, но в последнее время произошел переход от "защитной" теории к теории "расширения возможностей"...

Что такое медиаобразование?

"Российская педагогическая энциклопедия" определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Связано это с тем, что процесс социализации личности становится неполным без понимания практики функционирования СМИ. Поэтому здесь особая роль отводится медиаобразованию, как направлению в школьных и вузовских программах, как образованию в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; как дистанционному образованию школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет; как самостоятельному/непрерывному образованию.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств" (А.Федоров, РФ).

В контексте образования в целом медиаобразование обсуждается уже не первое десятилетие (конечно, размышления о роли медиа (письменная речь в противопоставлении устной) можно проследить и до античных философов). В последнее время, во второй половине прошлого века, произошел переход от "защитной" теории к теории "расширения возможностей". Создание и осмысление различных медиаформатов может воспитать медиаграмотных потребителей (Х.Гапски, Германия)

Медиаобразование в России:

"Если иметь в виду массовое медиаобразование, хотя бы на уровне медиаграмотности, то оно в России представлено, скорее всего, слабо координированными начинаниями энтузиастов. Примеров включения в школьную программу подобных курсов множество (поскольку страна огромная). Но о системе говорить не приходится. То же можно сказать о высшей школе. Наиболее типичны, как кажется, попытки создания начальных кружков или объединений "самодеятельных" журналистов... К сожалению, среди преподавателей журналистики вузов России информация о медиаобразовании распространяется фрагментарно и спорадически, преобладающая их часть почти ничего не знает об этом явлении...Правда, изложение идей и основ медиаобразования и медиакритики неизменно вызывает повышенный интерес" (С.Г.Корконосенко, РФ).

Среди несомненных достижений в российском медиаобразовании:

  • активизация деятельности Ассоциации кинообразования и медиапедагогики в России (деятельность которой с 2000 года представлена на интернет-сайтах edu.of.ru/mediaeducation, medialiteracy.boom.ru, mediaeducation.boom.ru);
  • получение медиаобразованием официального статуса вузовской дисциплины на уровне специализации (03.13.30) в педагогических вузах (с 2002 года);
  • создание и регулярный выход нового педагогического журнала "медиаобразование" (с 2005 года);
  • выход ряда монографий, учебных пособий, появление многочисленных научных публикаций, где всё чаще фигурируют понятия "медиаобразование" и "медиаграмотность";
  • поддержка движения медиаобразования в России (с 2004 года) Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и Московским бюро ЮНЕСКО (В.Л.Колесниченко, РФ).

Проблемы:

"Проблема в том, что с появлением новых медиа появляется и потребность в новом медиаобразовании. Нам нужен целостный подход, который учитывает то, что любой образовательный процесс всегда обращается к медиа, будь то книги, фильмы или компьютеры. И нам нужно связать медиаобразование с концепцией "непрерывного образования" и "организационного образования" (Бэзэлгет, Великобритания).

"Среди проблем в российском медиаобразовании, имеющем отношение к школе, наблюдается превалирующий приоритет непродуктивной деятельности учащихся. Плюс практическое отсутствие системных проектов (программ) и исследований (в том числе, психологических), связанных с развитием методов и форм работы с детьми по развитию самостоятельности мышления и "защитой" их от массированной негативной информации" (Е.Ястребцева, РФ).

Перспективное направление в развитии медиаобразования:

Опрос, проведенный в 2004 году Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, показал, что эксперты считают важными несколько целей медиаобразования (буквально – образование через СМИ). Среди них - развитие способности аудитории к критическому мышлению (84%) и к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (69%).

По результатам же последующего опроса в 2006 году некоторые отечественные и зарубежные ученые считают, что "медиаобразование зависит от тщательного педагогического проектирования, если оно эффективно". Эта тщательность, обоснованность должна проходить красной нитью через все уровни процесса коммуникации и через все уровни вышеперечисленных пунктов, характеризующих результаты медиаобразования. Несмотря на то, что, на первый взгляд, педагогическое проектирование может показаться механическим и безличным, оно характеризуется как раз обратными качествами; хорошее педагогическое проектирование начинается с фокусирования на студентах, а не на учителе, и все, что происходит после, исходит от этой предпосылки. Принципы педагогического проектирования, берущие свое начало от теории систем, скорее всего впервые были использованы инженерами, но вскоре привлекли внимание и преподавателей, ввиду того, что представляли собой как раз то, что требовалось для того, чтобы вывести педагогическое образование из области неопределенных установок в реальность конкретных результатов обучения, основанных на анализе, планировании, развитии, применении и оценке" (Р.Корнелл, США).

Выводы:

В каком направлении двигаться? – Может быть, именно с педагогическим проектированием связано дальнейшее развитие медиаобразования?!

Приглашем обсудить эту проблему читателей "Педсовета по средам".

Список диссертации по тематике медиаобразования, защищенных с 2000 по 2006 годы:

  • Гончарук А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2000.
  • Дейкина А.Ю. Развитие познавательный интересов дошкольников в процессе медиаобразования: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2000.
  • Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2000.
  • Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство обучения в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2000.
  • Новикова А.А. Теория и история развития медиаобразования в США (1960-2000): Дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 2000.
  • Тарасов К.А. Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2000.
  • Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
  • Селевко А.Г. Социально-педагогические условия оптимизации влияния средств массовой коммуникации на социализацию сельских школьников. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
  • Стрельников В.Н. Медиафакультет как форма внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов. Дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002.
  • Челышева И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России: Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
  • Якушина Е.В. Методика обучения школьников работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
  • Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: Дис. ... д-ра филол. наук. СПб, 2003.
  • Шипнягова Е.Я. Формирование готовности будущих педагогов к интеграции медиаобразования в образовательный процесс школы. Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003.
  • Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: Дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2004.
  • Змановская Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей. Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
  • Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза. Дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004.
  • Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. Дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2004.
  • Соколова Н.Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  • Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике. Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
  • Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации. Дис. ... д-ра культурологии. М., 2005.
  • Мурюкина Е.В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы). Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2005.
  • Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 2005.
  • Тарасов К.А. Насилие в произведениях аудиовизуальной культуры: отображение, воздействие, социальное регулирование (на материале киноискусства). Дис. ... д-ра культурологии. М., 2006.
наверх

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: