Письмо в Школьный сектор

О реализации принципов дистанционного обучения в системе "МОДУС (Moodle)" пишет Храмова Марина Викторовна из Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского:

В процессе дистанционного обучения информация традиционно выступает в двойственной форме: информации содержания и информации управления. Первая составляет предмет изучения и характеризуется построением и преобразованием видовых моделей. Вторая выступает как средство и способ усвоения информации содержания.

При построении модели дистанционного обучения это условное разделение позволяет описать ее особенности. Исходя из сказанного, классифицируем отличительные принципы дистанционного обучения и рассмотрим их возможную реализацию в системе "Модус" следующим образом:

I. Принципы представления учебной информации.

  1. Принцип блочно-модульного представления содержания учебной информации. Курс "МОДУС" делится на разделы (модули). За каждый вид учебной деятельности учащихся отвечают соответствующие исполнители-модули.

  2. Принцип использования различных способов представления знаний: фреймов, семантических сетей, продукционных моделей. В педагогической психологии считается, что визуализация способствует наилучшему восприятию учебного материала. Даже если возможности системы "МОДУС" не позволяют Вам представить материал учебного содержания в некотором специальном виде, рекомендуется это делать в файлах, которые учащиеся могут скачать себе на компьютер.

  3. Принцип глубокой структуризации учебного материала. СДО "МОДУС" позволяет внутри одного раздела графически выделить последовательность прохождения учебного материала и значимость отдельных элементов.

  4. Принцип единой информационной базы в системе. СДО "МОДУС" позволяет замечательным образом выделять ключевые слова курса (основные термины, фамилии, понятия), организуя их в совокупность гиперссылок, связанную с основным глоссарием ("персоналием") курса.

II. Принципы управления процессом усвоения учебной информации.

  1. Принцип технологичности, предусматривающий выполнение двух принципиальных моментов: гарантированность конечного планируемого результата и набор технологических процедур, определяющих деятельность виртуального педагога. Данный принцип предусматривает реализацию всех принципов, определяющих технологическое построение процесса обучения. СДО "МОДУС" включает в себя широкий спектр для выбора формы работы учащихся (задания, тесты, рабочие тетради и т.д.), предусмотрены для всех форм работы различные механизмы контроля и сопровождения работы учащихся, а также соответствующие шкалы оценивания.

  2. Принцип предоставления возможности выбора способа предъявления учебной информации из ряда альтернатив (текстовой, графической, видео и др.). СДО "МОДУС" разрешает использовать кроме своих ресурсов ВСЕ (!) форматы, которые на сегодня де-факто существуют в сети Интернет (видео, аудио, презентации, текстовые документы, электронные таблицы и т.д.).

  3. Принцип использования гипермедиа технологий при оптимальном "погружении" с ограничением свободы пользователя за счет проектирования интерфейса (меню контекстного просмотра содержания курса, карты видов деятельности и т.п.). Учет данного принципа позволяет пользователю "не запутаться" при работе с гипермедиа. СДО "МОДУС" позволяет сортировать содержимое курса, графически выделяя соответствующие элементы (за каждым элементом курса закреплена собственная пиктограмма), а также представлять его на экране компьютера по назначению (например, выводить только задания, или только тесты и т.д.). Система постоянно напоминает пользователю, где он находится и предоставляет механизм "быстрого возврата" на основную страницу курса.

  4. Принцип определения готовности к дистанционному обучению и диагностики обучаемого на каждом этапе. Данный принцип позволяет учесть личностную готовность к дистанционному обучению. СДО "МОДУС" обладает системой тестирования и опроса, которые могут быть использованы до начала обучения для соответствующей диагностики и на любом этапе соответственно.

  5. Принцип эргономичности информационной системы, учитывающий: психолого-педагогические требования к организации диалога с компьютерной средой; интерактивность диалога между обучаемым и компьютерной средой и т.п.

  6. Принцип организации дискуссионного обсуждения ключевых проблем, составляющих содержание обучения. СДО "МОДУС" предоставляет широкий спектр возможностей для организации общения при обучении (чат, форум, система внутренних сообщений, система комментариев).

наверх

 

 

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: