Письмо в Школьный сектор

Анастасия Новикова, к.п.н., доцент Таганрогского института управления и экономики прислала сообщение о том, что Таганрогский государственный педагогический институт стал партнером ООН в рамках создания всемирного интернет-портала по медиаграмотности...

По определению ЮНЕСКО, "Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

  1. анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  2. определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
  3. интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  4. отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  5. получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. ... Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования и образования в течение всей жизни человека" [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274].

Медиаобразование в последние годы привлекает все большее внимание ведущих международных организаций. К примеру, только в 2007 году проблемам медиаобразования и медиаграмотности были посвящены представительные конференции ЮНЕСКО (Париж, июнь 2007) и Совета Европы (Грац, декабрь 2007), на которых учебные заведения России представлял Таганрогский государственный педагогический институт в лице проректора по научной работе данного вуза - Александра Викторовича Федорова.

Такого рода международные конференции на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы проводились и раньше, особенно часто в течение последних 30 лет. Однако на уровне ООН обсуждение задач медиаобразования и медиаграмотности были вынесены впервые на состоявшемся 15-16 января в Мадриде международном форуме "Альянс цивилизаций" (Alliance of Civilizations).

Этот представительный форум собрал свыше тысячи делегатов из 68 стран мира. Значимость форума, объединившего во имя задач стабильного мира и взаимопонимания народов политиков, деятелей науки, культуры разных национальностей и религий, была подчеркнута личным участием генерального секретаря ООН Ки-Муна (Ban Ki-Moon), премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатэро (Jose Luis Rodriguez Zapatero), главы ЮНЕСКО Коширо Мацура (Koichiro Matsuura), генерального секретаря Европейского Союза Хавьера Солана (Javier Solana), ряда глав государств, ведущих деятелей искусства (среди которых был, к примеру, знаменитый писатель Паоло Коэльо – Paulo Coelho).

На секции медиаграмотности было официально объявлено о создании первого в истории ОНН интернет-портала, целиком посвященного проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиакомпетентности, для аудитории всех национальностей, религий и возрастного спектра. Руководитель данного амбициозного проекта, представитель ООН Джорди Торрент (Jordi Torrent) продемонстрировал рабочую версию портала, где уже начали размещаться материалы (книги, статьи, учебные программы и т.д.) на английском, французском, испанском, арабском, русском и других языках мира.

Кстати, аналогичный русскоязычный портал, посвященный информационной грамотности и медиаобразованию сейчас начинает создаваться МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" в содружестве с Таганрогским государственным педагогическим институтом и Ассоциацией медиапедагогики России.

В рамках форума "Альянс цивилизаций" под эгидой ООН был создан коллектив партнерских организаций - университетов, ассоциаций, фондов разных стран мира, куда вошел и Таганрогский государственный педагогический институт – первый в России вуз, в котором с 2002 года открыта специализация "Медиаобразование" (гос. регистрационный номер 03.13.30).

С общением о концепции современного медиаобразования в России выступил на форуме в Мадриде доктор педагогических наук, профессор, проректор ТГПИ, президент Ассоциации медиапедагогики России, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" А.В.Федоров. Среди докладчиков секции медиаграмотности на Форуме "Альянс цивилизаций" были также один из руководителей Ассоциации медиаобразования в Канаде Нил Андерсен (Neil Andersen), исполнительный директор государственного медиаобразовательного центра Франции CLEMI Эвелин Бевор (Evelyne Bevort), директор шведского Центра массовых коммуникаций NORDICOM Улла Карлсон (Ulla Carlsson), профессор парижского университета Paris III (Сорбонна), эксперт ЮНЕСКО и Совета Европы по вопросам медиаобразования Дивина Фрау-Мэйгс (Divina Frau-Maigs), профессор Temple University (Филадельфия) Рене Хоббс (Renee Hobbs), профессор университета Austin Кэтлин Тайнер (Kathleen Tyner), профессор университета Тампере, эксперт ЮНЕСКО Тапио Варис (Tapio Varis) и другие лидеры мирового движения медиаобразования.

Практически во всех докладах была подчеркнута настоятельная необходимость медиаобразования в современном мире и особая важность в этом контексте – подготовки медиаобразованных учителей и студентов педагогических вузов. Так что в этом отношении Таганрогский государственный педагогический институт на сегодняшний день бесспорный лидер среди педагогических вузов России. Коллектив научной школы ТГПИ "Медиаобразование и медиакомпетентность" под руководством профессора А.В.Федорова вот уже 20 лет работает над систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В сентября 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована (№ государственной регистрации УМО 03.13.30) новая специализация для педагогический вузов – "Медиаобразование". С 1.09.2002 в ТГПИ началось экспериментальное обучение по этой специализации.

С 2000 года участниками научной школы создано и поддерживается несколько медиаобразовательных интернет-сайтов, включая сайт на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации. С января 2005 года при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" и Московского бюро ЮНЕСКО коллектив научной школы инициировал и стал выпускать российский педагогический журнал "Медиаобразование" (электронную версию этого журнала можно прочесть в свободном доступе на сайте). Коллектив научной школы имеет членство в таких международных организациях: Международная палата "Дети, молодежь и медиа", CIFEJ (Монреаль, Канада), "Международный исследовательский форум "Дети и медиа" IRFCAM (Сидней, Австралия). В области медиаобразования Таганрогский государственный педагогический институт является официальным партнером Московского бюро ЮНЕСКО, МОО ВПП Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", а теперь и ООН.

Члены коллектива научной школы ТГПИ "Медиаобразование и медиакомпетентность" не раз становились победителями престижных грантовых конкурсов: РГНФ, "Университеты России", Министерства образования России, Президента Российской Федерации, Фулбрайта, Института Кеннана, Института "Открытое общество", ДААД, Фонда МакАртуров и др.

Например, в 2006-2007 годах проводилось коллективное исследование (рук. проекта – А.В.Федоров) по тематике медиакомпетентности в рамках Программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. В 2003-2005 годах - исследование по гранту Президента Российской Федерации "Государственная поддержка ведущих научных школ России". Исследования по тематике медиаобразования проводились научным коллективом и в рамках проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом (1999-2000, 2001–2003 и 2004-2006 годах).

Под руководством А.В.Федорова было успешно защищено 10 кандидатских диссертаций. Членами научной школы (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Е.А.Столбникова, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко и др.) было опубликовано в общей сложности около 400 статей в научных сборниках и журналах (российских и зарубежных), 18 монографий и учебных пособий и 10 научных брошюр – в основном по тематике, связанной с медиаобразованием. Представители научной школы неоднократно проводили научные исследования в университетах и научно-исследовательских центрах США, Франции, Германии, Венгрии, Бельгии и других стран, выступали на крупнейших международных конференциях по медиаобразованию (Париж, ЮНЕСКО, 1997; Вена, ЮНЕСКО, 1999; Сан-Пауло, 1998, Торонто, 2000, Салоники, 2001, Лондон, 2002, Страсбург, 2003, Монреаль, 2003, Прага, 2007 и др.). наверх

 

 

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: