Письмо в Школьный сектор

О вопросах, которые будут обсуждать участники секции "Школьного сектора" с 1 по 8 июня 2008 г. в рамках конференции Ассоциации РЕЛАРН-2008.

Тема секции: "Педагогические возможности информационных образовательных систем"

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

1. Информационные образовательные системы (*) для целей образования и обучения.

Процессы информатизации образования влияют на выбор современными образовательными учреждениями, развивающим локальные сети своих учреждений и их наполнение, типов информационно-образовательных систем, соответствующих их образовательным потребностям и тенденциям развития. Какие системы учитывают тенденции развития образования и направлены на удовлетворение образовательных потребностей субъектов на разных уровнях его использования? Какого вида учебно-воспитательная деятельность в выбранных системах представляется наиболее эффективной? Каковы особенности тех или иных систем для формирования таких информационно-образовательных сред деятельности участников педагогического процесса? Какого рода информационной культурой должен обладать современный учитель, чтобы эффективно использовать информационно-образовательные системы в учебном процессе? и др.

*) Сегодня информационно-образовательные системы представляют собой комплексы, включающие вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании участников образовательного процесса. Речь идет и об информационной системе обучения и об информационно-образовательной системе управления образованием. При этом содержательное "наполнение" системы определяется непосредственно контекстом деятельности и "человеком ее использующим".

По характеру решаемых задач информационно-образовательные системы подразделяют на: компьютерные учебники; предметно-ориентированные среды; лабораторные практикумы; тренажеры; системы диагностики и контроля знаний; справочники и базы данных учебного назначения; инструментальные системы.

В зависимости от особенностей образовательной среды, в которую будет интегрирована информационно-образовательная система, можно выбрать несколько тематических направлений:

  • уровень управления (учащийся, учитель, методист, тьютор, администратор образовательного учреждения, администратор информационной системы);
  • характер использования информации (поиск, решение, управление, совет);
  • сфера применения (организация, проектирование образовательного процесса, управление образовательным процессом, интегрированное применение);
  • отношение к сети (индивидуальное рабочее место, в локальной сети, в глобальной сети);
  • методы обработки данных (централизованные, распределенные);
  • дружественность к гуманитарным педагогическим технологиям (требования, рекомендации, творческое конструирование продуктов образовательной деятельности

2. Опыт организации и проведения образовательных программ и проектов (общероссийских, межрегиональных, региональных, др.), связанных с информатизацией.

В информационном обществе, в котором увеличиваются потоки циркулирующей информации и стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника, информатизация рассматривается как главный рычаг, как средство модернизации образования. Национальная программа "Образование", ряд международных, федеральных и региональных программ и проектов модернизации и развития образования делают акцент на внедрение Интернет-технологий в процесс обучения. Какого рода проекты и программы, связанные с информатизацией, способны изменить ситуацию в образовании в целом, в жизни людей в частности? Что является основным в программах обучения учителей использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе? Что в проводимых программах и проектах представляется наиболее важным – педагогический процесс или технологический? Во что прежде всего, необходимо вкладываться государству при проведении национальной программы информатизации? и др.

3. Возможности социальных сервисов Веб 2.0 для учебно-воспитательного процесса.

Стремительно ворвавшиеся в жизнь простых людей социальные сервисы при всей своей привлекательности поставили важные проблемы перед образовательным сообществом. Какова роль и влияние социальных сервисов на современное образование? Должен и может ли быть "лидер" в организации образовательного процесса в социальных сервисах, а в связи с этим – каковы роль и место учителя? Можно ли проводить в вики учебные проекты и самостоятельные исследования учащихся? Как использовать сервисы Google при изучении учебных предметов? Как создать учебные аудиоблоги и ВидеоБлоги на Ютьюб? Что объединяет образовательные блогсообщества? и др.

4. Дистанционное обучение и другие виды дистанционной поддержки учащихся и учителей.

В свете все возрастающего спроса участников педагогического процесса на систематическое знание, в последние год-два годы наблюдается интерес к получению различного вида дистанционной поддержки - обучающей и образовательной. Современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на особенностях педагогического процесса и стадии развития набора информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения или обучающего. Каковы эффективные формы дистанционной педагогической деятельности педагогов и учащихся? Является ли дистанционное обучение лишь дополнительным образованием? При каких условиях оно может стать базовым? Может ли в социальных сервисах Веб-2 быть создана эффективная система дистанционной поддержки учащихся и учителей? и др.

5. Организационные модели электронного обучения учащихся и студентов.

Оснащение компьютерным оборудованием и доступом к Интернет явилось "точкой бифуркации" для отечественных школ, многие из которых встали перед проблемой принятия решения по выбору организационной модели обучения своих учащихся с использованием информационных технологий.

Как сделать обучение максимально эффективным – интерактивным? Как проще организовать нестандартные формы обучения и сделать урок информационно насыщенным? – эти вопросы встают перед каждым директором школы, серьезно размышляющим о том, какое выбрать для своей школы техническое решение, легкое в управлении и администрировании. Из чего выбрать, какую модель предпочесть, чтобы было и "полезно" и "по деньгам"? Какая организационная модель поможет учащимся быть более вовлеченными в учебный процесс (стационарный компьютерный сетевой класс "Информатики" с выходом в Интернет? отдельный многофункциональный класс с компьютерами, набором компакт-дисков, электронной доской, проектором для проведения отдельных уроков учителями-предметниками? компьютерный сетевой класс и по 1 компьютеру во всех кабинетах? ноутбуки в руках у каждого учащегося и территория школы, использующая вай-фай? и др.

Так же принимаются предложения по порядку организации работы секции, по темам круглых столов и т.п. – сделаем секцию "Школьного сектора" интереснее и полезнее общими усилиями!

Пишите на адрес редакции "Педсовета по средам"... наверх

 

 

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: