Письмо в Школьный сектор

Резолюция Круглого стола "Медиаобразование: проблемы и пути развития" в рамках всероссийской научно-практической конференции "Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды", Москва, факультет журналистики МГУ, 4-6 февраля 2008 года

На современном этапе развития российского медиаобразования следует отметить, что в этой области знаний российскими медиапедагогами и исследователями проделана большая и плодотворная работа по систематизации теорий и концепций медиаобразования, по обобщению зарубежного и отечественного опыта. Медиаобразование заняло свое место в системе научных знаний.

В рекомендациях ЮНЕСКО 1999, 2002 годов подчеркивается, что "медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека". Наиболее полно современная концепция медиаобразования нашла отражение в медиаобразовательной модели, разработанной на факультете журналистики МГУ Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурским. Согласно этой модели, цель медиаобразования – это формирование среди молодежи медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе.

Системно и последовательно продвигают идеи медиаобразования представители Таганрогской школы медиаобразования под руководством А.В. Федорова. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. ("Медиаобразование"). Теперь она может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России.

Накоплен богатейший опыт в области медиаобразования в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре, Челябинске. Ведут активную работу по популяризации идей медиаобразования Ассоциация кинообразования и медиапедагогики под руководством А.В. Федорова и Сибирская ассоциация медиаобразования под руководством И.В. Жилавской.

Однако накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов.

В связи с этим, участники круглого стола считают необходимым:

признать участие факультетов и отделений журналистики в развитии медиаобразования важной задачей в формировании медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе.

С этой целью:

  • активизировать теоретическую проработку проблемы выявления и использования медиаобразовательного потенциала журналистики с учетом возможностей СМИ различных типов;
  • рекомендовать факультетам и отделениям журналистики ввести в планы научной деятельности социологические исследования в области медиаобразования, медиаграмотности и медиакритики;
  • активизировать работу ученых и исследователей медиаобразования по изданию сборников статей, монографий, научно-методической литературы по заявленной теме;
  • выработать концепцию медиаобразовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков и педагогов дополнительного образования в сфере медиаобразования;
  • выйти с предложением к Министерству образования и науки РФ рассмотреть вопрос об актуальности и целесообразности введения медиаобразовательного компонента в программу среднего образования;
  • создать при факультете журналистики Московского государственного университета (на базе Научно-методического центра преподавателей и исследователей журналистики) Координационный совет по медиаобразованию, в задачи которого будут входить координация научных школ и практик медиаобразования, разработка основных концепций развития медиаобразования, формирование предложений для совершенствования системы подготовки журналистов и медиапедагогов;
  • обратиться к Министерству печати и массовых коммуникаций с предложением рассмотреть возможность проведения широкомасштабной просветительской кампании о значении и целях медиаобразования и комплексных исследований его назревших проблем.
наверх

 

 

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: