Письмо в Школьный сектор

Татьяна Фомина, Центр "Социальная Механика" и Оксана Чуракова, Лаборатория модернизации образовательных ресурсов об оценке образовательного учреждения общественностью: Потребности и критерии (результаты социологического исследования)

В январе – феврале 2008 г. "Лаборатория модернизации образовательных ресурсов" и Центр "Социальная Механика" в ходе грантового проекта "Формирование механизма общественного участия в управлении образовательными учреждениями" (Благотворительный фонд "Право и справедливость") провели социологическое исследование мнений представителей родительской общественности о критериях оценки образовательных учреждений на уровне округа.

Задачами исследования было изучение мнения родителей о ключевых направлениях развития общеобразовательных учреждений, выявление их оценки обеспечения качества образования, воспитания и социализации личности, изучение мнения респондентов о характере взаимодействия основных участников образовательного процесса.

Для сбора информации был использован метод фокусированного группового интервью. Респондентами выступили родители учащихся различных школ Отрадненского образовательного округа Самарской области. Всего в период с 25 января по 5 февраля 2008 г. было проведено 3 фокус-группы с участием 23 респондентов.

Результатом исследовательской работы стало маркирование тех ключевых моментов общественного мнения, которые в ближайшее время могут обрести четкую формулировку в виде требований к системе образования.

Характеризуя картину в общем, заметим, что в настоящий момент у родителей школьников не сформирован целостный запрос к системе образовательных учреждений округа. Возможно, это связано с тем, что в сознании родителей до сих пор отсутствует представление о том, что система образования может быть ориентирована на запрос общественности. Если рассматривать аналогию с рынком, то система образования воспринимается потребителями услуг как монополист, диктующий свои правила игры, а не как открытая для запросов и потребностей клиентов система.

У части родителей сформировано мнение о том, что насыщение знаниями и информацией - не самая главная функция образовательного учреждения. Одним из запросов к системе становится требование о пересмотре образовательных программ таким образом, чтобы были созданы условия для формирования ребенка как полноценной личности, уверенного в себе и свободного от психологических комплексов.

В родительской среде растет понимание необходимости переориентации образовательной системы с модели "человек знающий" на модель "человек социальный" и/или "человек - творческая индивидуальность". Для родителей важно, чтобы система требований к ученикам при переходе от одной ступени образовательных учреждений к другой стала прозрачной (ДОУ>школа, школа>профессиональное образование). Причем, этим требованиям должна быть адекватна сама подготовка учеников. Пока же, по мнению родителей, при переходе с одной ступени на другую всегда возникает необходимость в дополнительных занятиях.

Представления родителей об основных функциях образовательных учреждений достаточно традиционны. На первое место ставятся воспитательная и образовательная функции. Причем сельские жители делают бОльший акцент на воспитании и практико-ориентированном обучении. Городские жители более требовательны к широте транслируемых знаний и умениям ими пользоваться.

В отношении образовательного компонента запрос родителей относительно точно сформирован в двух плоскостях:

  • по отношению к содержанию получаемых знаний,
  • по отношению к формируемым или воспитываемым качествам.
Очень важным компонентом обучения, по мнению родителей, для старших классов является первичная профессиональная ориентация и профильное образование.

В отношении важных качеств, которые необходимо воспитывать в ребенке, родители практически единогласно выделили культуру поведения, уважение к старшим, дисциплинированность и патриотизм. Запрос к школе в том, какими навыками она должна оснастить ученика, пока достаточно размыт и чаще всего формулируется как "научить жизни". При детализации выясняется, что в это требование родители включают:

  • информационную компетентность,
  • коммуникативную компетентность,
  • компетентность достижения "личностного комфорта".
Усиливается запрос родителей на обсуждение действий системы образования относительно "обязательного" содержания образовательных программ и вариативной его составляющей.

К конкретной школе представители родительской общественности формулируют требования по принципу "от противного". Имеется в виду, что образовательный процесс должен быть ориентирован и организован таким образом, чтобы решить назревшие в настоящий момент локальные проблемы.

В этом смысле существует родительский запрос на формирование содержания образовательных программ либо по принципу соответствия требованиям, выставляемым в учреждениях профессионального образования, либо по принципу "жизненной необходимости" в будущем.

Распространение компетентностной модели образования и принципов здравосохранения приводит к тому, что родители все больше заинтересованы в иной организации образовательного пространства для детей. Прежняя организация процесса обучения, по их мнению, не результативна.

Необходимо особо отметить, что, занимая позицию не родителей учеников, а соседей школы, живущих на одной с ней территории, участники исследования обратили внимание на существующую потребность в своей безопасности. И ответственность за создание условий, ограждающих жителей от асоциальных проявлений поведения подростков, респонденты возлагают на администрацию школы.

Спрос на дополнительные услуги, которые школа могла бы предоставлять, не сформирован. Единственная функция, которая, по мнению большинства респондентов должна точно появиться в школе – это психолого-коррекционная поддержка детей.

При этом родители, как говорилось выше, пока не ощущают себя "Клиентами" и не рассчитывают вступать со школой в эффективные бизнес отношения. Школа не воспринимается как институт, способный оказывать какие-либо услуги и продавать их на рынке.

В силу того, что родительской среде пока не признается необходимость оценивать деятельность школы как организации, оказывающей услуги населению, отсутствует сколь-нибудь ясный и четкий перечень критериев для такой оценки.

Образовательные учреждения если и сравниваются между собой, то пока только по общему впечатлению, формулируемому в отсутствие информации, как "качество образования". На этом основании и складывается тот или иной имидж учреждения, который обсуждают родители.

Пока в оценке нет потребности, ее технология и процедура остаются для родителей неясными. Отдельные же родители, получившие опыт работы в общественных органах управления образовательным учреждением, остро ощутили необходимость в дополнительной подготовке и обучении.

Отметим также, что бОльший интерес к изменениям, происходящим в системе образования, был зафиксирован среди сельчан, чем горожан. Возможно, это связано с большей включенностью сельских жителей в ежедневные практики взаимодействия со школой. наверх

 

 

Все никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.

Документ обновлен: