"Расскажите, пожалуйста, что же такое медиатека?..."

"Существует два вида знаний: либо знания о предмете как таковом, либо знания о том, где найти информацию о предмете"

(Самюэль Джонсон)

Информационная образовательная инфраструктура России.

Информационная образовательной инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления. Для обеспечения ее функционирования необходимо создание и развитие соответствующих структур на уровне региона, субрегиона и уровне учреждения образования, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.

Центры педагогической информации, информационно-методические центры, областные, городские, районные публичные и школьные библиотеки - те организационные структуры, которые на основе интеграции технических, информационных средств и информационных ресурсов обеспечивают поддержание общероссийского образовательного пространства и его естественное вхождение в мировое.

Публичные библиотеки и библиотеки, представляющие подобные структуры на уровне учреждения образования, в настоящее время, в основном, работают с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Понятно, что книга давно уже перестала быть единственным источником знаний (оставаясь по-прежнему важнейшим). Видео- и аудиоматериалы, компьютерные телекоммуникационные сети и программы разрушили информационную монополию книги и все активнее внедряются во все области знаний. Вряд ли сегодня библиотека должна продолжать предлагать своим пользователям только один, причем уже далеко не самый наглядный и быстрый, источник получения информации, только одну, безальтернативную точку зрения в научном знании. Кроме того, конкретные характеристики информатизации (в частности, информационного обеспечения) в локальных условиях тесно сопряжены с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды (микрорайона, района, конкретной школы и пр.), и именно поэтому так важно развитие инфраструктуры того или иного региона, города, села, четко ориентированной на запросы реального местного потребителя.

Медиатека в библиотеке.

Современные библиотеки начинают учитывать изменившиеся интересы пользователей, способствуют получению ими информации любого рода, в том числе, на основе средств новых информационных технологий. Они все чаще стали комплектовать свои фонды не только книгами, но и другими видами информации; использовать компьютер в своей деятельности, частично снимая проблему рутинной работы. Сотрудники библиотек с помощью компьютера с периферией (принтер, модем и др.) ведут учет библиотечного и медиа фонда, посещаемости, выдачи книг, обработку статистических данных; составляют, изменяют и тиражируют основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки); используют в своей работе информацию, подготовленную в библиотечных и культурных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи или считываемую с приобретенных CD-ROM-дисков. Тем самым, библиотека начинает постепенно преобразовываться в медиатеку/медиацентр - предметно-информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией, на любом носителе - в виде книги, аудио, видео, компьютерной и др.

Возможности наличия доступа к Интернет в библиотеках для предоставления информации по запросам пользователей - безграничны. Здесь пользователи могут найти данные из области статистики, бизнеса, образования, медицины, гуманитарных наук, культуры, искусства, музыки и пр. На Веб-сайтах размещена информация об отдыхе, возможных путешествиях, о политических деятелях и "звездах" шоу-бизнеса. Огромное количество Веб-сайтов заполняет юридическая информация и информация о книгах и литературе. Здесь можно прочитать самые разнообразные газеты и журналы, послушать последние музыкальные "хиты" или классические шедевры и даже... спеть вместе под "караоке"... В издании 1997 года "Желтых страниц", справочника по WWW, построенного по классической схеме "желтых страниц" - для каждой страницы указан адрес, а также приведено ее описание. Вот только несколько адресов в из этой замечательной книги - неоценимого помощника любого библиотекаря:

На Веб-сервере по адресу htpp://www.mplik.ru/books/bell/strug.html расположена виртуальная библиотека популярных произведений А.и Б.Стругацких (Трудно быть Богом, Град обреченный, Пикник на обочине, Понедельник начинается в субботу, Улитка на склоне и др.). На сервере Россия-Онлайн по адресу htpp://www.online.ru/sp/eel/russian/ можно найти уникальнейшее собрание произведений великих русских писателей - А.Блока, М.Булгакова, Н.Гоголя, А.Грина, Ф.Достоеевского, С.Есенина, М.Лермонтова, А.Пушкина, С.Салтыкова-Щедрина, И.Тургенева, А.Фета, А.Чехова.

И все же, можно сказать, что Веб - это не просто информация, так как виртуальная информация всегда обновляется и дополняется.

Библиотеки, освоившие работу с технологиями, постоянно увеличивают свои каталоги для работы пользователей с разнообразными интересами.

Медиатека в школе.

В последние годы наблюдается значительный интерес к созданию и развитию медиатек и в школах. Школьные библиотеки создают их, дополняя книжный фонд информацией на новых носителях, развивая существующие формы работы с книгой в плане активизации самостоятельной деятельности учащихся с электронными каталогами, телекоммуникациями, аудио- и видеоинформацией. В школе это происходит скорее вопреки существующему положению дел в образовании, за долгими спорами о том, что же является главным в преподавании информатики в современной школе, слегка забывшим о самих детях, в основной своей массе имеющих весьма туманное представление о том, чем же им на самом деле может пригодиться в реальной жизни этот предмет. Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения учащиеся практически не используют эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям, изучаемым в школе.

В некоторых регионах создание в школах медиатек - стало делом обычным и необходимым (Пермь и Пермская область, Самара, Тольятти, Калуга и др.). Наряду с развитием кабинета информатики, который готовит компьютерно-грамотных пользователей, здесь признана необходимость существования медиатек - структурных подразделений, предоставляющих всем участникам учебного процесса доступ к компьютеру во внеурочное время для поиска необходимой им для учебного процесса информации. Вместо того, чтобы использовать возможности компьютерных технологий только для распространения информации, компьютеры здесь используются во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих учащимся вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Главным в подготовке такой школой информационно-грамотного пользователя является овладение навыками и умениями поиска информации, применения ее в учебной деятельности, использования в индивидуальной и групповой учебной деятельности. В таких школах учителя научились включать подобную работу школьников с информацией в методику преподавания своих учебных предметов. Повсеместные попытки создания собственных медиатек в отечественной школе - скорее необходимость в сегодняшней школе (лишившейся книг для чтения, периодических изданий, а кое-где - и просто нормальной информации), чем "навязывание" чужого опыта.

Работа пользователей в школьной медиатеке.

Медиатека - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. В медиатеке школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая).

Учащийся, самостоятельно работая в медиатеке, приобретает здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков CD-ROM; прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства иинформации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей - для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба на базе школы; для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре, для создания Web-страничек по различным темам, связанным с учебной (или иной) задачей и пр. Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов, организации деятельности. Он занят поиском необходимой учебной информации, посещая посредством Веб-технологии музеи, выставки, картинные галереи, "бродит" по страницам различных городов и стран мира.

Одновременно школьник учится работать с "ключами" медиатеки: компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; создавать и поддерживать школьные Веб-странички, наполняя их новой информацией и приобретая полезный опыт работы с новыми технологиями.

Учителя в медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время; для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: магнитозаписей, видеозаписей, CD-ROM-технологий и пр. Непосредственно из медиатеки учитель связывается с педагогами других городов, стран, работая в рамках Chat-ов или телекоммуникационных проектов. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов по видеообмену (создание видеоматериалов). Отсюда учителя могут проводить отдельные сеансы (например, обучение английскому языку) дистанционного обучения учащихся (района, муниципалитета, округа) по тем или иным причинам (болезнь, домашнее обучение и др.) не имеющих возможности посещать школу. На базе медиатеки, в специально отведенном для этого месте, могут проводиться некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: CD-ROM-дискетами, видеоматериалами, магнитозаписями и пр. по определенной теме учебной программы и графику, составленнному учителем совместно с сотрудниками медиатеки. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки с помощью медиаспециалиста.

Работа сотрудника школьной медиатеки.

Специфика сотрудника школьной медиатеки предполагает не только проведение достаточно механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы; мероприятий, связанных с учебным процессом; индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива.

Внедрение средств новых информационных технологий в школьную медиатеку способно преобразовать как рутинную работу сотрудников библиотеки, так и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс в ее условиях. Сотрудник медиатеки организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей, он помогает: а) учащимся - работать в ее условиях не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами (с компьютерными программными средствами по коррекции и обобщению знаний, с CD-ROM-технологиями, с WWW-технологиями, с диафильмами, фоно и магнитными записями и пр.); б) учителям - подготовиться к урокам с использованием любых средств информации, готовить разовые мероприятия (тематические вечера, устные журналы, аудио и видеоконференции, Chat-ы), совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных; в) и тем, и другим - создавать новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде): видеоматериалы, фоно-, магнитозаписи, Web-странички и др.

Примеры сетевой работы в школьной медиатеке.

Наиболее часто используемые варианты работы в сети школьников, организованные учителями совместно с сотрудниками медиатек, связаны с обсуждением книг, вопросов по учебным предметам. Подобная работа организуется обычно в виде телекоммуникационных проектов, результатами которых школьники обмениваются по электронной почте или размещают их на Веб-серверах этих городов. В 1997-98 учебном году в рамках сетевых проектов, организованных и проведенных участниками Программы межшкольных связей по Интернет "Проекта Гармония", приняли участие более 140 учителей и более 1000 учащихся из разных городов России (Бийск, Горно-Алтайск, Псков, Череповец, Омск, Улан-Удэ и др.), Украины (Львов, Одесса), Беларуси (Гродно). Лучшие детские творческие работы школьников из разных городов размещались в течение года на местных Веб-серверах, а также на страницах журнала "Недоросль" (юмористические рассказы - проект, связанный с древнегреческими фразеологизмами, "Древние греки в ХХ веке"; сонеты, оды, литературные пародии, эпитафии, др. - проект "И лиры сладостные звуки..."; толковый словарик школьных кличек и прозвищ - проект "Хоть горшком назови, только в печь не сажай"), а также эпиграммы - на действующих Веб-серверах г.Череповца и "Проекта Гармония", на Веб-сервере "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН.
http://s21/metcombank/ru
http://dedu.omsk.su/school/s19/school/title/htm
http://www.karelia.ru/Karelia/Education/school/kotk/celsch_a/htm
http://www/friends-partners.org/~harmony/slava/gorny-index.html
http://www.friends-partners.org/~harmony/slava/tu-lyc.htm

Школа № 40 licei@sampo.karelia.ru из г.Петрозаводска (автор: преподаватель русского языка и литературы О.И. Мартынова, координатор сетевой работы - Лариса Комарчева) предложила к обсуждению вопросы, связанные с книгами, в рамках сетевого проекта "Книга - хит -98".

Подобные проекты без предоставления школьной медиатекой большого количества дополнительной литературы по жанрам, поэтических сборников и другого рода информации по проблеме; возможности вести переписку по электронной почте и выходить в Интернет просто не могли бы состояться.

Ястребцева Е.Н. iastreb@glasnet.ru

Всё никак я не пойму
В том e-mail`e новости.
И без ложной скромности
Требую подробности!

Рассказывается о проблемах и значимых событиях в мире сетевых образовательных проектов и программ, волнующих учителей.