Письмо в Школьный сектор

Проект "Градостроители" идет полным ходом!

Олег Латышев-Майский,
координатор проекта "Заботники и заботницы", olegl@ioso.ru, papa888@newmail.ru.

15.05.2002

Предварительные итоги четвертого этапа проекта "Заботники и заботницы" подошел к концу. В течение апреля участникам этапа "Помоги тем, кто в этом нуждается", предстояло развертывание заботнической помощи людям и учреждениям для социально незащищенных групп населения. Но, несмотря на его окончание в сети, реальная помощь так и продолжает оказываться. Этим по-прежнему занимаются как отдельные инициативные заботники, так и семьи, организации, государственные учреждения. Помимо неоднократно упоминавшихся в наших проектных новостях Веры Евушкиной, Александра Суворова, Ольги Уваровой, Юрия Устинова, Светланы Чесноковой и десятков других замечательных заботников, мы можем назвать людей, чьи имена стали достоянием нашего проекта относительно недавно. Это Татьяна Сорокина и Ольга Коростелкина, Наталья Тихонова и Ольга Королева, Елена и Юрий Савушкины, а также многие другие.

Среди общественных объединений, начавших работу под знаменем нашего проекта - клуб информационных технологий "КИТ" и образовательный центр "Аватар". В числе организаций, объектом внимания которых стали "Заботники", стоит назвать Институт "Открытое общество" и Федерацию Интернет образования. Через неделю мы предполагаем довести до вас перечень имен с указанием электронных адресов людей и организаций, с кем вы могли бы продолжать сотрудничество по окончании "Заботников" как сетевого проекта. Мы подытожим все четыре этапа, прошедших с осени прошлого года, упомянем всех, кто в той или иной форме принял в нем участие, а еще три недели спустя предложим вам каталог ссылок на сетевые ресурсы, созданные участниками нашего проекта. Помощь нуждающимся и строительство сетевых страниц, составляющее завершающий, пятый этап нашего проекта, продолжается. Ждем ваших вестей. Со всеми майскими праздниками вас! Здоровья и успехов вам, дорогие заботники!

13 мая 2002 года - еще один знаменательный день для проекта Заботники и заботницы. Мы уже занимаемся подведением итогов проекта, а некоторые направления проекта только входят в стадию расцвета. Так, сегодня в Московском центре Интернет-образования приступают к учебе 30 педагогов, работающих с детьми-сиротами в детских домах, приютах, реабилитационных центрах и летних лагерях. Будущие тьюторы Интернет-образования для детских домов приехали в Москву из Туапсе и Новосибирска, Саратова и Самары, Волгограда и Перми, других городов России. Им предстоит учить детдомовцев не только осваивать Интернет-технологии, но и, пользуясь сетевыми возможностями, защищать свои права, находить психологическую поддержку у ведущих специалистов страны, получать широкоформатную профессиональную ориентацию. Мы предложим вниманию будущих советников детских домов пригласить учреждения, где они работают, принять участие в сетевом конкурсе Машенькин дом, посвященный памяти Машеньки Шаповаленко. С ней мы прощались полгода назад. Как вы помните, памяти Маши мы посвятили три сетевые инициативы, названый конкурс, сайт МАМА-СЕСТРА888 и вот уже полгода ее имя носит наш с вами проект Заботники и заботницы.

Поскольку в нашем кругу появляются как новые детские дома, так и заботящиеся о живущих в них детях люди, конкурс Машенькин дом продлевается до 30 мая. Его итоги будут подведены одновременно с пятым этапом Заботников, посвященным сайтостроительству. Пожелаем будущим тьюторам Интернет-образования успешной учебы, всем вам благополучно достроить свои сайты и подготовиться к лету к новым заботническим поездкам.

24.04.2002

Подходит к концу четвертый этап проекта - акция заботничества "Помоги тем, кто в этом нуждается". Казалось бы, осталось подвести итоги реальной работы и завести сетевые странички всем, кто так хорошо поработал в этом сезоне. Не тут-то было. У нас постоянно появляются новые участники. Именно так, а не просто как реципиентов нашей помощи, расценивает команда заботников детские дома, интернаты и приюты.

Например, совсем недавно мы с коллегами - заботниками из образовательного центра "Аватар" ездили в московскую школу-интернат 80 с граблями и перчатками, чтобы убрать их обширную лесистую территорию - часть могучего Лосиного острова. Но дети, даже самые маленькие, вышли работать вместе с нами. И воспитателей с собой привели. А потом выяснилось, что и Интернет к этому интернату уже подключен, и компьютеры в исправности. И что Дмитрий Литваковский (dimlitva@mtu-net.ru) из МВД ведет здесь для ребят курс правового образования. Сразу же пришел на ум наш серьезный правозащитник Петька с сайта "Школьный сектор".

А недавно моя подруга Лена Брагина, преемница начинаний Машеньки Шаповаленко, имя которой носит наш проект, познакомилась с детскими домами города Калуги. Ее приход встретил там теплый прием, и вскоре мы поехали туда уже вместе. И уже спустя несколько дней один из включившихся в наш проект детдомов, МДД "Рощица" (ddd_roshitsa@inbox.ru) прислал к нам в гости, в ИОСО РАО, своего директора Ольгу Королеву и Монтессори-педагога Светлану Минайкину. Мы праздновали первую годовщину со дня открытия сайта "ПАПА888" - провозвестника "Заботников". За прошедший со дня его основания (17 апреля 2001 года) год ни на одном другом сайте не промелькнул ни один баннер "ПАПЫ888". Ни в каких каталогах он также не значился. Потому что каталогов по сиротским проблемам у нас, как говорится, где возьмешь? И все же без малого 19 тысяч раз обращались люди к страницам этого сайта, потому что необходимая по многим вопросам информация складывалась именно путем знакомства с материалами, размещенными на сайте "ПАПА888". Приходите и Вы.

Пишите, о чем хотели бы прочитать из того, что пока еще не поместилось в статьях о работе заботников. Ждем Ваших писем!

13.03.2002

Об условиях конкурса для сиротских учреждений "Машенькин дом", источник.

Участники: В этом конкурсе могут принять участие воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот, приютов. Он посвящен памяти Марии Шаповаленко, имя которой носит проект "Заботники и заботницы"

Письмо-обращение:

Дорогой друг! Ребенок или взрослый!
Была у нас Машенька. Любила детей. Они отвечали ей тем же. Готова была усыновить и удочерить хоть всю детдомовскую страну. Мы так и зовем ее МАМА-СЕСТРА. А по профессии Маша была реставратором-лепщиком. Это и ее рукам принадлежит лепнина Храма Христа Спасителя, Государственного Исторического музея, новой сцены Большого Театра. Еще Машенька мечтала построить громадный, чудесный по красоте дом, где бы всем нам с вами хватало места, было тепло и уютно. Такая большая и добрая душа у нее была. Машутка переписывалась с ребятами из детских домов и школ-интернатов, живущих в разных городах страны.

Под Новый год мы собирались с ней в поездку по детским домам, чтобы праздновать вместе. И вот недавно Маши не стало. А тот огромный дом, который не успела построить Маша, мы все можем построить в ее память. Для начала - в Интернет. И в нашей общей памяти, где Маша продолжала бы жить вместе с нами. Войти в этот дом можно будет, находясь в любом городе и селе, где только есть доступ к Интернету. Так как, за работу?! Что за дом это будет? Вам решать.

1. Для начала давайте этот дом НАРИСУЕМ.
Каким Вы видите дом, о котором Вам мечтается? Пусть у каждого будет свое представление о доме. В Интернет возможно все, дом может стать и таким, и таким, и таким, как подскажет Ваша фантазия.

2. КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?
Пришлите нам фотографии - свои и Ваших друзей - ровесников, старших, и младших. Даже если они сами пока и не собираются участвовать в строительстве дома вместе с нами.
Пусть в каждом окошечке нашего дома появится милое личико Машиного друга, ребенка...
И непременно расскажите обо всех, кто окажется на Ваших снимках.

3. Что за дом, где нет кошек, собак, других животных?
Наверняка они есть и у Вас. Сфотографируйте или нарисуйте их. А можно и то, и другое. Пусть ваши братья меньшие станут нашими общими, хотя бы в фотоальбоме. А если напишите хотя бы маленький рассказик о них, будете просто на высоте! Опишите, как вы познакомились, а чем состоит Ваша забота о Ваших домашних животных, какие забавные случаи связаны у Вас с ними.

4. МАЛЫЙ ДОМ.
А в каком доме Вы живете сейчас? Мы с большим интересом познакомимся с теми его уголками, на которые упадет взгляд Вашего объектива. И что же это у Вас наснималось такое? А ну-ка, расскажите!

5. МОЙ ГОРОД.
Поскольку двери дома, который мы начали строить, смогут открываться в любой ваш город, давайте расскажем о своем городе, о Ваших любимых его уголках, о его выдающихся жителях, об истории вообще.
Ваши фоторепортажи по улицам города составят специальные фотоальбомы Машенькиного сайта.

Считайте, что с этого момента Вы будете вместе вести виртуальные экскурсии.

6. КОМУ В МОЕМ ГОРОДЕ НУЖНА МОЯ ПОМОЩЬ.
Возможно, Вы уже участвуете в проекте "Заботники и заботницы", который с 15 ноября 2001 года носит имя Машеньки.
Если Вы уже написали программу помощи инвалидам, престарелым, бездомным, или кому-нибудь еще, то она автоматически будет участвовать и в этом конкурсе. Если же нет, то можете ознакомиться с его условиями, создать программу, а то, как вы ее осуществите, мы оценим отдельно.

7. МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ.
Маша, например, любила петь, рисовать, сочинять стихи и рассказы. Встречать гостей со всех концов страны и показывать им свой город. А чем увлекаетесь Вы и Ваши друзья-товарищи? Этот конкурс - именно рассказ об увлечении как о приятном и одновременно полезном занятии.

8. МОИ ПЕСНИ.
Это - для тех, кто сам сочиняет и поет. Можно прислать тексты с аккордами, а также записать mp3-файлы, которые достаточно быстро отправляются по e-mail.

9. МОИ СТИХИ И СКАЗКИ.
Желая участвовать в этом конкурсе, Вы можете воспользоваться рекомендациями неугомонной музы Эвтерпы Аполлоновны.
Кроме этого, Муза литературного творчества подскажет Вам, как написать:

9. МОЙ СПЕКТАКЛЬ.
Вы можете написать собственный сценарий, сделать инсценировку сказки, например, на новый лад. Вы можете прислать на конкурс сценарий спектакля, который поставили (или только хотите поставить) вместе с товарищами, воспитателями или учителями. Если постановка уже осуществлена, расскажите о том, где, когда и кому это было показано, и сопроводите Ваш рассказ фотоиллюстрациями. Можно также приложить эскизы декораций.

10. МОЙ САЙТ.
Вы уже обзавелись собственным местом в сети? Если да, то поведайте о том, чему посвящен Ваш сайт. Если пока нет, то у Вас есть возможность это сделать, причем, бесплатно. И представить на конкурс. К слову, тогда все конкурсные материалы - и свои, и своих товарищей, можно расположить там, а мы всегда сможем полюбоваться ими, оценить и предложить посмотреть всем желающим.

Итак, у Вас есть прекрасная возможность продемонстрировать все свои умения - и дружить, и строить дом, и украшать его, и встречать там гостей: сначала - виртуальных, а затем уже - и реальных.

Виртуальным будет первый этап конкурса. До 10 марта мы будем ждать Ваших работ по электронной почте - будь то текстовые, графические или звуковые файлы. А, начиная с весенних каникул, жюри приедет в детские дома, интернаты и приюты, которые примут участие в нашем конкурсе. Познакомится с Вами, проведет заключительный этап конкурса и наградит Вас призами. А уже затем все вместе решим, что нам делать дальше - как строить наш общий дом. В чем будет заключаться заключительный этап в Вашем доме и в нашем присутствии?

Это будет напрямую зависеть от того, в каких именно виртуальных конкурсах вы примете участие - песенном, сценарном, литературном и т.д. В стенах вашего дома вы сможете показать жюри все, что не удалось прислать: спектакли, концерты, выставки рукоделия и т.п.

Пишите.

06.02.2002

Приветствую всех состоявшихся заботников и заботниц, а также всех тех, кто только что включился в наш проект. Через неделю мы подведем итоги второго этапа проекта, задача которого - сформировать пакет социальных программ. Над их осуществлением вскоре будет работать наша большая команда. В числе первых своими наработками в данной области поделились с нами Артур Давыденко, профессиональный спасатель, сотрудник спасательской службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (master_chief@mtu-net.ru), Юрий Устинов, координатор Ассоциации педагогически ориентированных клубов ЮНЕСКО России Солнечная сторона (tropasolsto@mail.ru), Ирина Маловичко, президент клуба ЮНЕСКО России, Волгоград (vcs@vlink.ru) и другие активные участники нашего проекта. Кроме этого, мы продолжаем получать методические рекомендации наших юных заботников по жизнеустройству детей, пустившихся в бега, бомжей, престарелых и инвалидов. А уже на следующей неделе начнется третий этап заботнических подвигов и подвижничества "Если бы парни всей Земли" (Объединим наши усилия в помощи тем, кто особенно в ней нуждается). Срок: 1 февраля - 30 марта. Первая неделя этапа отводится поиску учреждений, над которыми предстоит взять своеобразное шефство, вторая (8- 15 февраля) - проверке состояния шефской помощи со стороны организаций. 17-18 февраля следует подытожить результаты контактов с учреждениями и организациями и выработать стратегию действия: что не охвачено, и что вы в состоянии восполнить. Вам предстоит поисковая работа, связанная с нахождением в городе (селе) детских домов, домов малюток, интернатов детей-инвалидов, домов престарелых, то есть учреждений для всех тех, кто нуждается в вашей защите и поддержке. Посещение учреждений и организаций, занимающихся поддержкой социально незащищенных слоев населения, предложение им для рассмотрения разработанных социальных программ. Размещение на карте своего "города" всех точек, которые нуждаются в помощи "заботников и заботниц", а также учреждений и организаций, занимающихся поддержкой социально незащищенных слоев населения данного города (села). А между тем, среди нас уже есть люди, которые озабочены помощью сиротским учреждениям не первый год. Предлагаю вашему вниманию обзор их заботнического опыта. Не исключено, что вы почерпнете отсюда какие-либо идеи для своей дальнейшей работы. В основе своей, сегодня мы обратимся еще к одной пока незатронутой стороне помощи сиротским учреждениям материальной. Пусть в нашей команде не так много людей, способных ее оказывать, но тем ценнее каждый следующий пример.

1. Наталья Батенкова, советник главы Управы Нагатино, организовала поездку по детским домам Тульской области. Она бросила клич среди своих знакомых собрать добротные, но остающиеся невостребованными домашние вещи, чтобы ими могли воспользоваться в детских домах.

2. Группа Надежда для детей из неполных и неблагополучных семей (лидер Саша Тоскина), см. веб-сайт, начала агитационную работу среди учеников московской школы 923 с предложением взять шефство над детскими домами Тамбовской области. По словам руководителя Надежды, Татьяны Федоровой, эту идею первоначально подал им председатель Российского союза защиты детей-сирот Герман Андросов. Он со своими единомышленниками сейчас занят организацией детского лагеря для детдомовцев и беспризорных детей под Мичуринском Тамбовской области. Там социально незащищенные дети могли бы отдыхать, оздоравливаться и трудиться вместе. И надеждинцы с нетерпением ждут возможности встретиться со своими детдомовскими сверстниками. Причем одна из таких встреч уже имела место быть. Вот уже второй год они переписываются с воспитанниками лабинского детдома. А их первая встреча состоялась в день приезда лабинцев в Москву, на театральный фестиваль. В свое время москвичи посылали своим кубанским друзьям видеокассету со спектаклем о жизни сирот, сценарий которого был написан в стенах этого детдома. Это вдохновило ребят из Лабинска на собственную театральную постановку. Результат - помимо встречи с друзьями по переписке прекрасные впечатления о пребывании в Москве, и призы от устроителей фестиваля. Компьютер в их числе.

3. А вот Елена Савушкина из Клуба информационных технологий сообщает, что их Клуб стремился помочь детским домам Калужской области с установкой компьютеров, модемов и другого оборудования, необходимого для открытия точки доступа к Интернет. И, что не так часто бывает, вышли на администраторов сиротских учреждений, с пониманием относящихся к проблеме интернетизации детских домов. Камнем преткновения в разрешении ситуации стала местная санэпидстанция. Руководствуясь пожелтевшими от старости нормативными актами 1970-х годов по установке компьютеров, СЭС поставила перед директорами-инициаторами открытия таких точек жесткие, невыполнимые условия. О том, что в настоящий момент существуют совершенно другие компьютеры, которые не столь опасны, как прежние, первых поколений, представители санэпидстанции не захотели даже и разговаривать. Вот так накапливается и отрицательный опыт на пути интернетизации детских домов. От него никуда не уйти, надо только решить, как правильно поступать в суествующих ситуациях.Друзья, заботники! В свете последнего сообщения, прошу Вас поделиться опытом решения подобных вопросов, если они у вас возникали. Конечно, в каждом регионе, да даже v и в городе, свое положение, свои бумаги и требования. И все же, есть надежда, что мы выделим квинтэссенцию, и поможем нашим коллегам правильно выходить из создавшейся ситуации.

4. Лидия Анискович - автор песен, стихов и одновременно предприниматель. Недавно она побывала в школе-интернате 55 г.Москвы вместе со своим болгарским коллегой Владимиром Стояновым. Они не только пели и читали детям стихи, но и подарили детдомовцам новую мебель. Как рассказала сотрудница центра творчества этого интерната Алла Шестакова, это далеко не первый приезд Лидии к детдомовцам. Ее с сиротами связывает давняя дружба. Будем надеяться, что она будет крепнуть и давать другим предпринимателям хороший пример. Я побывал на сайте Лидии, оставил записи в гостевой, где поблагодарил ее за помощь моим юным знакомцам, и пригласил к участию в Заботниках.

5. Александр Суворов, научный руководитель Детского ордена милосердия, сообщил о том, что в городе Лысьва Пермской области на свой традиционный съезд собираются волонтеры некоммерческих организаций России, работающих с детьми-сиротами и инвалидами. Мы ждем его возвращения оттуда с хорошими новостями. Приятно вспомнить, что ДОМовские этого уникального человека воспитанники поучаствовали в создании электронных страничек творчества Школы юных журналистов творческого объединения Юнпресс. Это было прошлой весной. Меня не покидает надежда, что, когда ученики этой школы выастут, из них тоже получатся замечательные волонтеры негосударственных общественных объединений.

6. Анна Радаева, Ассоциация учащейся молодежи, г. Тольятти, прислала нам целый отчет о проведении новогодних мероприятий 2001-2002 г.г., который может также служить примером разнонаправленных зботнических акций для социально незащищенных детей. С 20 декабря 2001 г. по 19 января 2002 г. городской общественной организацией Ассоциация учащейся молодежи были организованы и проведены новогодние мероприятия Мир для детей, Укрась Рождественскую елку, изготовление игрушек и украшение рождественской елки в городском парке культуры и отдыха Центрального района. В акции приняли участие негосударственное образовательное учреждение Школа Ясница и Российская ассоциация девочек скаутов Отряд Зебра. Ребята своими руками сделали новогодние игрушки, которые помогли украсить рождественскую елку в городском парке. Участники этого мероприятия (40 человек) были отмечены грамотами и призами. Новогодние чудеса, концертная программа. 25, 27 декабря 2001 г. и 13 января 2002 г. ребятами Ассоциации учащейся молодежи и Российской ассоциацией девочек скаутов Отряд Зебра были проведены концертные и конкурсные программы в школах - интернатах 3, 5 с вручением новогодних подарков. В празднике приняло участие 120 детей с ограниченными возможностями и дети сироты. В новогодних программах ребята общались и играли со Снегурочкой и снежинками, Принцессой и шутами, познакомились с Санта Клаусом и с дедами Морозами других стран. Конкурс Снежный архитектор. В конкурсе принимали участие команды ребят из школ - интернатов NN3, 5. Ими были сделаны разнообразные снежные скульптуры: лошадь, как символ года по восточному календарю, черепаха - символ воды, подготовлены снежные игровые площадки в интернатах со снеговиками и горками. Жюри определило лучшие работы и наградило победителей (30 человек) грамотами и призами. Генеральный спонсор новогодних мероприятий Шаньков Дмитрий Павлович, директор Центрального рынка г. Тольятти.

По словам нашего корреспондента Анны Радаевой, вскоре мы узнаем о том, как прошли проекты "Молодежный телефон", "Теплая варежка детям - сиротам" и "Открытка ветеранам".

7. Вера Евушкина автор-исполнитель, звукорежиссер театра Содружество актеров Таганки, рассказала о своей поездке в деревню Липовка Калужской области, где также находится детский дом. Это творение семейного типа принадлежит группе энтузиастов, которые несколько лет назад решили приобщать детей-сирот к жизни на земле, своим трудом добывать хлеб. После чего вопрос жизнеустройства уже перестает быть трагедией, свойственной для жизни миллионов выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Существуют солидные социальные программы, которые созданы родительской группой этого духовного семейства. И Вера пообещала в недалеком будущем поделиться с командой заботников извлечениями из них. Правда, - отметила она, - дефолт 1998 года во многом изменил планы развития этой семьи. И тем более ценен пример неувядающего оптимизма таких заботников.

8. Татьяна Жукова, руководитель министерского отдела школьных библиотек и медиатек (разрабатывается сайт), готовится к отправке по детским домам прежних экспонатов Музея школьных учебников Министерства образования РФ. Хочется верить, что дети окажутся более ревностными хранителями фондов музея, нежели обновленное министерское начальство из Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек, которому начинания коллектива музея по вкусу не пришлись.

9. Алексей Летный провел зимние сборы юных горноспасателей (Sklsps.doc), членов клуба Тропа солнечная сторона из Москвы, Новгорода, Туапсе Краснодарского края и других городов России. Ребята готовились к участию в работе летних горноспасательских лагерей для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Эта работа ведется еще по одной из программ, участвующей в нашем конкурсе. Называется она Доктор лес (projDL.DOC), а разработан дедом нашего духовного семейства Юрием Устиновым (The_Path@hotbox.ru) В работе зимнего лагеря приняла активное участие Екатерина Алексеева, ответственный редактор журнала "Вопросы Интернет-Образования". От участия в этой работе Екатерина испытала большое удовлетворение, готова и в дальнейшем помогать своим единомышленникам в организации таких лагерей.

10. В заключение не могу не упомянуть об одной новости, прочитанной в последнем (на сей день) выпуске Педсовета по средам: Во вторник вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко на встрече с президентов Владимиров Путиным рассказала, что правительство "полностью выполнило его поручение по компьютеризации сельских школ" с 9-11 летней программами обучения. Всего компьютеризованы 31 тысяча сельских школ. Программа не завершена лишь в одной области - Ивановской. Валентина Матвиенко сообщила также, что в настоящее время осуществляется переподготовка и переквалификация учителей. Президент России выразил пожелание, чтобы "оборудование, не просто стояло, чтобы им пользовались, чтобы дети имели возможность работать и в Интернете" (источник). Не хочу быть идеалистом. Но так хочется пожелать всем, от кого зависит судьба продолжения данной программы на местах, не оставили без внимания находящиеся в сельской местности детские дома, приюты и другие сиротские учреждения. И, чтобы, следуя пожеланию Президента нашей страны, поставленные компьютеры не оказались прибитыми к потолку деревянными игрушками. Статью об этом я написал отдельно, и вскоре вы сможете с ней ознакомиться в третьем номере уже упоминавшегося здесь журнала "Вопросы Интернет-Образования". Она так и называется "Прибивая к потолку деревянные игрушки". Возможно, кого-то из вас она убережет от наиболее распространенных ошибок в организации процесса Интернет-образования детей-сирот.

Итак, команда заботников ждет ваших социальных программ, методических рекомендаций, а также идей локальных заботнических акций, которые к программам пока не восходят, но сообща могут вылиться в большое интересное дело. Как всегда, говорю вам: дерзайте! Успехов вам на этом достойном поприще.

23.01.2002

"Есть проблема? Есть и решение: Разработка социальных программ". Координатор проекта сообщает, что участники проекта не только пишут новые социальные программы, но и уже осуществляют прежние. Вот какая новостная мозаика при этом получается:

1. Судьба проекта Заботники и заботницы складывается наредкость непредсказуемо. В настоящее время у проекта прорисовываются еще и консультативные функции. Требуется ваш совет, дорогие Заботники! Я лично заранее признателен всем, кто сочтет возможным помочь Евгению и его питомцам.

Вот какое письмо получил я от Евгения Кузнецова:

Здравствуйте! Я обращаюсь к вам, с вопросом о решении судьбы ребенка. 2 мальчика 13 лет, без регистрации в Москве, с родителями, граждане России. 2 класса начального образования. Хотят учиться, а возможности нет. Я совсем недавно занялся решением данной ситуации, но к сожаленью не обладаю необходимым опытом. Заранее благодарен за Ответ и Помощь.

С Уважением, Ведущий Эксперт Управления
Коммерческого страхования ОАО "АльфаСтрахование"
Кузнецов Евгений.
тел. 256-81-80 вн.2696, esmith@alfastrah.ru

2. Анна Радаева из г. Тольятти (организация Дети и молодежь Тольятти постоянно работает с социально незащищенными детьми. И зимние каникулы, и после для нее и ее коллег по некоммерческой организации - горячая пора. Вот что она сообщает: Наша организация работает с детьми, мы их обучаем игровым и конкурсным программам, по лидерской и вожатской программам. А потом они полученные знания умения реализуют при проведении районных и городских мероприятий, акций, праздников, лагерей. Вот и сейчас по плану у нас проведение районной игры "Гонка за лидером", мероприятия для интернатов, в период зимних каникул занятия и семинары для школьников. Пожелаем Анне, ее друзьям и питомцам успешного участия в нашем проекте!

3. А вот педагог-инициатор разнообразных сетевых акций Ирина Озеркова из г. Железнодорожного, которая с самого начала активно поддерживает наш проект, поделилась с нами результатами социологического опроса, не присланными ранее по техническим причинам.

Соцопрос Ох, уж эти старики!

1. Есть ли у вас бабушки и дедушки?

  • Да.

2. Если да, то с кем из них вы общаетесь?

  • С бабушкой.
  • Со всеми.
  • С обоими.

3. С кем еще из старшего поколения вы поддерживаете отношения?

  • С тетей, с мамой, с папой, с соседями.
  • С дядей, со знакомыми, с тетей.
  • С крестными моих родителей.
  • С классным руководителем.

4. Как часто доводится вам общаться с самыми старшими людьми из ныне живущих?

  • В течение пяти дней в неделю в школе.
  • Не очень часто.
  • Очень часто.
  • Каждые выходные.

5. Понимаете ли вы проблемы друг друга?

  • Понимаем, но не всегда.
  • Да.
  • Стараемся понять.

6. В какой помощи они нуждаются?

  • В уходе.
  • В моральной поддержке.
  • Чтобы мы их не забывали.
  • В благоустройстве.
  • В деньгах.

7. Просят ли они о помощи вас, или им оказывает ее кто-то другой в достаточном объеме?

  • Часто.
  • Они просят, я им помогаю.
  • Конечно, просят.
  • Нет.

8. Какую помощь представителям старшего поколения оказываете вы?

  • Давать ежедневно лекарства, закапывать в глаза, готовить завтрак и обед.
  • Ухаживать за ними.
  • Помочь им сделать то, что они не в состоянии сделать сами.
  • Материальную и духовную помощь.
  • Приносить почту, ходить по магазинам.

9. Помогают ли своим дедушкам и бабушкам ваши товарищи по школе, детдому, интернату?

  • Да.
  • Нет.

10. Какую требующуюся помощь вы не в состоянии оказать?

  • Сходить на рынок.
  • Все время находиться с ними рядом.
  • Повысить им пенсию.
  • Материальную помощь.
  • Сделать их снова молодыми.

11. Кто на ваш взгляд мог бы сделать это вместо вас?

  • Мама и тетя.
  • Правительство и живущий рядом человек.
  • Родные.
  • Государство.

4. Две Ольги-заботницы - Старшинова и Ефимова (9В класс гимназии 2 г. Железнодорожного) провели среди своих сверстников соцопрос

Откуда берутся бездомные дети

1. Как дети становятся бездомными ?

  • Бросают родители.
  • Убегают из дома.
  • Теряются.
  • Оставляют родители.
  • Умирают родители.
  • Плохое отношение родителей к детям.
  • Родители - пьяницы.

2. Почему ребенок убегает из дома ?

  • Плохое отношение родителей к детям.
  • Из-за непонимания.
  • Хотят самостоятельности.
  • Не устраивают условия в быту, бьют родители.
  • Не может справиться с проблемами в семье.
  • Повышенная любознательность.
  • Родители пьют.

3. Почему ребенок убегает из детского дома, приюта, интерната ?

  • Хотят вернуться домой.
  • Там не его дом.
  • Не хотят жить одни.
  • Плохое отношение воспитателей.
  • Плохое обращение.

4. Каковы иные обстоятельства, в которых ребенок лишается дома ?

  • Гибель родителей.
  • Желание быть свободным, плохое отношение к ребенку.
  • Суд лишает родителей родительских прав.
  • Выгоняют родители.
  • Нет родителей.

5. Что может ребенка заставить вернуться домой?

  • Любовь к родителям.
  • Никакая улица не может заменить родительского дома!
  • Доброта родителей к ребенку.
  • Страх и скука.
  • Не умение жить самостоятельно.
  • Голод, зависимость от общения с родителями.

6. Как должна измениться атмосфера в детском доме, чтобы детям расхотелось оттуда сбегать?

  • Заинтересовать детей.
  • Хорошее отношение и внимание к детям.
  • Их должны любить, уважать и не обижать.
  • Хорошие условия для ребенка.
  • Невозможно ничего сделать.
  • Доброе и чуткое отношение.

7. Чем можно помочь бездомным детям ?

  • Найти им родителей.
  • Необходимы кружки, для того чтобы заинтересовать детей.
  • Средствами для образования детей.
  • Нужно создать специальные центры.
  • Сделать дома, где их будет привлекать учеба.
  • Вниманием, заботой.
  • Нанимать хороших педагогов.

5. По результатам социологического опроса Ольга Старшинова и Ольга Ефимова составили и предложили всем заботникам

Методические рекомендации.
Как следует изменить условия в семье, в детском доме, в школе, в стране, чтобы ребенку захотелось там находиться?

  • Наладить отношения в семье.
  • Дать детям больше свободы.
  • Излечить родителей от приязни к алкоголю.
  • Присматривать за детьми.
  • Сделать обстановку в детском доме более теплой.
  • Хорошо относиться к детям.
  • Не оставлять детей в одиночестве.
  • Родителям выполнять свои родительские обязанности.
  • Защищать детей.
  • Уделять детям больше внимания.
  • Заботиться о детях.
  • Родителям и детям необходимо посещать психолога, если они сами не могут разобраться в своих проблемах.

6. Гимназистка Альбина Аристархова, землячка двух Ольг, также представляет вниманию заботников

Методические рекомендации.
Что может сделать каждый из нас, чтобы старикам жилось легче?

  • Повысить пенсию.
  • Понизить цены на лекарства.
  • Оказать внимание.
  • Предоставлять материальную и духовную помощь.
  • Заботиться о них.
  • Создать больше лечебных учреждений для восстановления здоровья ( санаторий, пансионат, профилакторий ).
  • Организовать добровольные комиссии для оказания помощи пенсионерам инвалидам.
  • Улучшить жилищные условия.
  • Выделить земельные участки.
  • Создать специальные магазины с низкими ценами.

7. В новостном потоке проекта "Заботники и заботницы" на прошлой неделе мы опубликовали материал из журнала "Yes". Люди с улицы и рассказали о том, что думают о проблемах БОМЖей современные молодые люди. А методические рекомендации юных заботниц подоспели и здесь. На этот раз их составили Корягина Анна и Фролова Мария:

Методические рекомендации.
Что нужно сделать, чтобы бомжей стало меньше?

  • Нравственное воспитание в обществе.
  • Духовное воспитание.
  • Уделять больше внимания квартирным вопросам.
  • Строже наказывать тех, кто совершает махинации с квартирами.
  • Создать специальные приюты, где "бомжи" могли бы проживать в течение определенного срока.
  • Государство должно предоставлять им хотя бы какую-нибудь работу.
  • Делать перепись "бомжей".
  • Проводить профилактику болезней или предоставлять бесплатное лечение.

В заключение мне остается только поблагодарить всех, чьи новости украсили сегодня заботнический поток (а их ждут еще и награды) и пожелать новых успехов в данном случае в написании и последующем осуществлении социальных программ. Остается только пожалеть, что наши юные богатыри состязаются лишь в различных видах спорта, а не заботничают наряду с девушками-заботницами. Так пожелаем же и им побыстрее взять пример с прекрасных леди.

16.01.2002

1. Cпешу поделиться своей радостью по поводу расширения охвата детей силами социального проекта "Заботники и заботницы".

Судьба этого проекта все теснее связывается в последнее время еще с одной группой социально незащищенных детей. А именно - с детьми, побывавшими в военных конфликтах. Во-первых, фонд содействия реализации благотворительных программ, уже упоминавшийся в проектных новостях, готовит обширную программу по реабилитации таких детей. Команда Заботников намерена принять в ее осуществлении деятельное участие. Во-вторых, поездка по Югу России на зимних каникулах подарила мне в числе прочих яркую, запоминающуюся встречу с чеченкой из Ачхой-Мартана Асей Исаевой. Она много рассказывала мне под стук колес поезда Москва - Назрань о том, как складываются сейчас судьбы этих детей. И выразила готовность включиться в наш проект вместе со своими земляками теми самыми детьми военных конфликтов. А еще Ася рассказала мне о приюте для детей в Грозном, которым руководит ее знакомая Берлант. Имя этой отважной женщины по-русски звучит как бриллиант. Поистине, только такой кристальной чистоты душа может быть у человека, взявшегося за столь ответственное дело. И, наконец, разбирая электронную почту по возвращении в оскву, я увидел пресс-релиз Михаила Богомолова (некоммерческий центр общественных связей Гражданин). Цитирую:

ДЕТИ ЧЕЧНИ ПРИЕЗЖАЮТ В МОСКВУ. 5 января на Казанский вокзал в 10 часов утра поездом No 87 Назрань - Москва по приглашению Движения "Добро - без границ" в Москву приезжают 15 детей из Чечни в возрасте от 8 до 14 лет.

Дети - из наиболее пострадавших от "зачисток" и бомбардировок районов, в т.ч. из печально известного селения Макхеты. Ребята побывают на новогодних елках, в театрах и музеях Москвы. Жить будут в семьях москвичей. Эта поездка стала возможной благодаря поддержке общественных организаций "Московский Дом друзей", Международный фестиваль искусств "Черешневый лес", телекомпании "Облик", Координационного совета "Гражданское общество - детям России", Благотворительного фонда "Меценат" и МастерБанка. Поездка детей проходит в рамках длящейся уже 2 года акции "Белый платок" совместно с межрегиональной миротворческой организацией "Эхо войны" и другими общественными организациями России.

Друзья! Если вы принимаете участие в подобных акциях, или у вас появилась достоверная информация на сей счет, посылайте ее нам. Пусть она станет достоянием общественности, и тогда еще большее число заботников сможет включиться в эту работу.

Заранее признателен.

2. Две недели осталось до окончания второго этапа проекта Заботники и заботницы по результатам которого мы познакомим вас с лучшими социальными программами, написанными членами команды Заботников. А проект в целом вызывает у людей из разных регионов неугасающий интерес. Об этом свидетельствует заботническая почта. Так, например, Светлана Чеснокова (гимназия номер 2 г. Железнодорожный nskg_002@mtu-net.ru) проявила интерес к уже завершившемуся, первому этапу проекта. Она решила познакомить нас с материалами журнала YES, касающегося героев нашего соцопроса - лиц Без Определенного Места Жительства. А ее учащиеся - железнодорожненские гимназисты-заботники провели соцопрос на эту тему среди своих сверстников.

ЛЮДИ С УЛИЦЫ. Бомж (лицо без определенного места жительства)-это не просто человек, по каким-то причинам ведущий бесприютное существование, а гражданин не имеющий прописки, а также прав на какое-то конкретное жилое помещение, в котором он смог бы прописаться и зарегистрироваться. 75% бездомных- люди в возрасте от 20 до 50 лет, им в среднем 30-35 лет.

Большая часть людей без определенного места жительства - мужчины. Среди московских бездомных 55% - окончили среднюю школу, больше 20% имеют средне техническое образование, 10% - высшее. В Москве около 30 тысяч бомжей. В Санкт-Петербурге- 54 тысячи. 35% потеряли жилье в результате мошеннических сделок, 32% - бывшие заключенные, чье жилье отошло государству, 15% ушли из дома из-за семейных проблем. 57% бомжей живут на вокзалах, чердаках, в подвалах, 33% - в чужих квартирах, 4% - на улице.

Самоубийств среди бомжей в три раза больше, чем среди домашних людей. За год в Санкт- Петербурге покончили с собой 68 бездомных. Кроме того, еще в 260 случаях так и не установлено, самоубийство это было или несчастный случай. Еще бездомные умирают от переохлаждения, воспаления легких, инфекционных болезней.

Информация взята из журнала YES сентябрь 2001г.
Материал подготовили: Фролова Мария и Корягина Анна.

Соцопрос
Кто они- люди без определенного места жительства
:

1. Откуда берутся бомжи?

  • Люди, не имея средств к существованию, продают свои квартиры и становятся бомжами.
  • Обычно бездомных детей бросают родители-алкоголики или они сами уходят из дома.
  • В большинстве случаев бездомные дети-сироты или попавшие под влияние наркотиков.

2. Кто они - люди без определенного места жительства?

  • Бомжи.
  • Это люди, потерявшие смысл жизни.
  • Это люди, которые не являются членами общества, так как они не имеют прав.

3. Какие факторы в большей мере ведут человека к становлению бомжа?

  • Люди, подверженные соблазнам, безоглядно расстаются с жильем.
  • Упавшие духом сограждане пропивают жилье.
  • Это очень доверчивые люди, доверчивость приводит к становлению бомжом.
  • Отсутствие семьи или плохие отношения с родителями.

4. Почему обычные люди становятся бомжами?

  • Соблазн, пьянство вынуждает пропивать свои квартиры за бесценок.
  • Из-за проблем в семье или в личной жизни, а некоторым просто интересно, как живут бомжи и они решают проверить это на себе.
  • Слабые и бесхарактерные люди, они не смогли достичь определенной цели в жизни.

Вот что думает современная молодежь о проблемах БОМЖей.
Вскоре мы надеемся познакомить вас и с другими материалами команды заботников-гимназистов. Успехов вам в деле проекта.

26.12.2001

"Пишем социальную программу" вместе с учащимися и воспитанниками детских домов и интернатов, поэтому ниженаписанное - для них!

Срок проведения: 10.11.2001 - 30.1.2002.

Продолжим писать социальные программы. В первый раз мы говорили о цели, задачах, решаемых в программе, конкретных ожидаемых результатах, и о тех, на кого будет нацелена деятельность по программе. Теперь давайте поговорим о том, что именно мы будем делать.

Виды помощи целевым группам. Детям-сиротам, инвалидам, престарелым и другим социально незащищенным группам людей чаще всего требуются такие виды помощи, как:

  • физическая,
  • психологическая,
  • юридическая (правовая),
  • материальная и другие.

Материальную помощь сознательно ставим на последнее место, поскольку вероятность того, что Вы в состоянии будете ее оказать, достаточно низка. Однако полностью исключать ее тоже не следует. Ведь Вы вполне можете сходить, например, в пойму реки, и собрать там спелых яблок с одиноко стоящей яблони. Принести целый рюкзак бабушке, которая живет на краю деревни, слаба, и не может собрать их сама. А Вы еще и сэкономите ей деньги на хлеб.

Вы также можете и не быть юристом. Но знать о том, что тот живет на соседней улице, и пригласить его к безногому дедушке, своему соседу, чтобы они вместе решали жизненно важные для этого дедушки вопросы.

В свою очередь, психолог может (а по идее и должен) работать в школе, где Вы учитесь. Если Вы знаете, что Ваш друг из детского дома испытывает ощущение безысходности в жизни, и Вы чувствуете, что все Ваши увещевания кажутся ему пустыми разговорами, то смело открывайте дверь психолога. Вас ждет удача, если Вы сможете четко поставить вопрос перед специалистом, а затем и заручиться его поддержкой - на случай, что еще кому-то из Ваших знакомых (а может быть, и Вам самому) потребуется психологическая поддержка.

"Заграница нам поможет" - шутки шутками, а давайте подумаем, какие организации и учреждения в состоянии оказать помощь в проведении Вашей программы? Может быть, местное отделение общества Красного креста и Красного полумесяца? Или городской отдел социальной защиты? В числе Ваших серьезных помощников может оказаться поселковая администрация, руководитель детского ансамбля, с которым Вы договоритесь о проведении, к примеру, новогоднего концерта в доме престарелых, а то - Ваш школьный директор. Кстати, вполне реально, что в вашем городе или селе есть отряд, дружина Детского ордена милосердия. Знаете ли Вы уже об этом? Вам будет по пути.

Совместные действия. Итак, руки пожаты, договор о намерениях подписан. Теперь Вы для своего школьного завуча больше не последний шалопай из седьмого В с рогаткой в заднем кармане, а Координатор социальной программы - как уж Вы там ее назовете. Меняется отношение к Вам, к Вашим товарищам, которые выразили готовность помогать Вам в реализации программы. Что же вы можете делать, например, вместе со школьной администрацией? Может быть, вы пригласите бабушек и дедушек с окрестных улиц на какое-нибудь праздничное чаепитие в школе? Вам разрешат поставить самовар, проследят, чтобы вы его ненароком не спалили, и чтобы у всех об этом событии остались только наилучшие воспоминания. В программе расскажите о преимуществах, возникающих у Вас при сотрудничестве с такими-то и такими-то организациями. Думается, Вы воздержитесь от упоминания того, что уборщица сельского клуба перестанет драть Вас за уши, когда Вы распишете при помощи куска гудрона стену клуба, выражая тем самым протест против эксплуатации негров Южной Африки.

Публикации. Для того чтобы к Вашей программе могли присоединиться новые светлые силы, о ней должны каким-то образом узнавать все новые и новые люди. Что Вы сделаете, чтобы "пропиарить" свою программу? Можно раскидывать листовки, стоя на крыше сеновала. Можно расписывать соседский забор, что называется, с головы до пят. А можно, имея доступ к Интернету, создать свою страничку в сети. И даже не имея его, сделать все на внутренних компьютерных программах, а потом попросить какого-нибудь своего партнера (вот, кстати, тоже форма участия заботливого человека в Вашей программе) забросить это в сеть. Если же у Вас вообще нет компа, а Вы читаете написанное сейчас просто распечатанным на листке, что делать? Здесь Вам - прямая дорога к компьютерщику именно как к потенциальному партнеру. И т.д., и т.п.

По окончании программы. Все хорошее имеет лишь одно непременно неприятное свойство быстро кончаться. Когда-нибудь окончится и Ваша программа. Есть большая надежда, что наиболее светлые Ваши ожидания оправдаются, и намеченные Вами целевые группы получат предполагающуюся для них помощь. Что же будет дальше? Какие перспективы, так сказать, развития Вашей программы Вы видите?

  1. Что намерены делать в дальнейшем Вы сами (в данном направлении)?
  2. Кто подхватит Вашу инициативу?
  3. На помощь и поддержку каких организаций, учреждений, физических лиц Вы хотели бы рассчитывать в проведении следующего этапа программы (если таковой предполагается)?
  4. Какие основания, скажем прямо, должны появиться у Вас за время осуществления программных задач для того, чтобы Вас смогли поддержать вновь (или новые) участники?
  5. И, наконец, какие другие программы, на Ваш взгляд, удастся разработать и претворить в жизнь по предполагаемым итогам проведения этой программы?

Критерии оценки результатов программы:

Как вы сами, Ваши товарищи по команде заботников и партнеры намерены удостовериться в качестве осуществления программы?
И вообще, правильные ли цели она ставила, были ли изначально поставленные задачи решаемы в данных условиях и т.д.? Определитесь заранее, и включите в основной текст программы раздел "Критерии". Что может входить в их число? В состоянии ли Вы протестировать (опросить) ребят, бабушек, дедушек, либо других получателей Вашей помощи о том, что получилось (и как), а что вышло недостаточно хорошо или пока что не удалось совсем? Возможно, их ответы будут не самыми объективными, потому что даже в случае, если программа пройдет не совсем успешно, они не захотят расстраивать Вас, говоря о недостатках. Дабы Вас не обидеть, и одновременно не проявить элементарной неблагодарности. Как поступить? Прямо сразу, до начала программы, назначьте людей, которые готовы были бы не только по прошествии, но и по ходу программы отслеживать, как она идет собирать отзывы о том или ином ее этапе, проводить анкетирования - как среди получателей помощи, так и среди участников программы. Может быть, Вы сочтете нужным сделать элементом программы социологические опросы, подобно тому, как проводили их осенью, в рамках первого этапа проекта "Заботники". О других способах контроля над программными результатами Вы можете посоветоваться с психологом, юристом, другими Вашими партнерами, а также с более опытными в данном отношении участниками заботнической команды.

Распространение результатов программы: Кому и как Вы в силах рассказать о том, что у Вас вышло, поделиться не только радостью по этому поводу, но и накопленным опытом? С группой товарищей на школьной переменке? Или со своим классом на классном часе? А может быть, Ваш учитель даст Вам возможность провести по этой теме урок для своих одноклассников или младших школьников?

А если все-таки Вы завели свой сайт? Там вполне могут появиться счастливые лица тех, кому Вы помогли. И тех, кто помогал Вам самим оказывать эту помощь. Если проведенная работа была связана с финансовыми затратами (как непосредственно Вашими, так и Ваших партнеров), то на страницах сайта логично будет поместить финансовый отчет. Это, поверьте, увеличит степень доверия к Вашей программе, поднимет ее авторитет и вызовет массу разносторонних симпатий. Это же будет относиться и к отчету о проделанной работе вообще.

Возможные препятствия. Выставляя на суд общественности свое социальное творение по имени "Программа", покажите, насколько Вы предусмотрительны, дальновидны. Какие препятствия могут возникнуть на пути осуществления Вашей программы, и как Вы намерены их обойти либо ликвидировать? Вряд ли стоит говорить о землетрясениях, которые сотрут с лица земли город вместе с прилегающими к нему окрестностями. Хотя в нашей жизни нет уже почти ничего невероятного. Скажите, однако же, о том, что, например, отсутствие электроэнергии (телефонной и прочей связи, горячей и холодной воды, - чего угодно) может затруднить или сделать невозможным в принципе осуществление тех-то и тех-то этапов программы. И такие-то и такие-то действия заботников могут компенсировать затруднения, возникшие в данной ситуации.

Мы же, заботники, желаем Вам больших успехов - как в написании программы, так и в ее осуществлении. По любым вопросам, связанным с программой, можете обращаться ко мне. А если я не в состоянии буду ответить на какой либо из них, то переадресую Ваш вопрос своим более компетентным в данной области коллегам. Еще раз удачи Вам!

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: