Письмо в Школьный сектор

Как спасти интерес учеников к биологии? - размышления Мининой Зои Борисовны, методиста по биологии ОМЦ СЗУО:

В последние годы при решении образовательных задач в школе большое внимание со стороны педагогов уделяется работе с мотивированными детьми. Это и выявление на ранних этапах изучения предмета таких учащихся, и поддержание у них по мере взросления устойчивого интереса к предмету, и разнообразные формы педагогической деятельности как в учебное, так и во внеурочное время.

Биология как школьный предмет в начале его изучения вызывает у учащихся интерес благодаря разнообразным примерам из жизни живой природы. Однако в старших классах школьники начинают ориентироваться на более востребованные специальности. К тому же сложность и высокая степень научности учебной программы в старшей школе не способствуют поддержанию интереса к изучению биологии.

Структура учебного курса "Биология" такова, что знакомство учащихся с ним начинается с растений, тогда как дети 10-11 лет испытывают больший интерес к животным. За 1-1,5 года изучения курса "Биология растений" естественное любопытство к живым организмам у многих школьников угасает, и дальнейшее обучение детей биологии протекает не на таком высоком эмоциональном фоне, как можно было бы ожидать. В конечном итоге это не может не сказаться на результатах обученности.

Проявить свои знания в области биологии учащиеся могут в окружной олимпиаде и даже (в случае победы) в городской олимпиаде. Следует отметить, однако, что в последнее время биологическая олимпиада окружного уровня приняла статус отборочного тура для городской олимпиады, поэтому сложность ее заданий существенно возросла.

Это обстоятельство сделало окружную олимпиаду малопривлекательной для большинства потенциальных ее участников. Кроме того, выполнение заданий олимпиады в форме письменных ответов на вопросы также не способствует росту интереса как к предмету биология, так и к участию в олимпиаде, особенно у школьников 6-8 классов.

Окружные и городские предметные олимпиады выявляют индивидуальные достижения учащихся в изучении предмета. В то же время возможностей для проявления результатов коллективной (командной работы) предоставляется немного.

Давно известно, что дети школьного возраста наиболее активно осваивают новые знания в процессе коллективной работы. Одновременно они учатся проявлять и использовать на благо всей группы свои индивидуальные особенности и достижения, приобретая коммуникативные навыки в процессе познавательной деятельности.

Внедрение в практику обучения школьным предметам новых педагогических технологий, в частности, Интернет-технологий, расширило спектр возможностей учителей в достижении целей образования.

Использование Интернета позволяет заинтересованным учащихся выйти за рамки учебных программ. Учитель, участвуя в этой работе в качестве руководителя и консультанта, также активно осваивает современные педагогические технологии и направляет познавательную деятельность учащихся в русло решения учебных задач.

Для Дистанционной Обучающей Олимпиады по Биологии (ДООБ) была выбрана узконаправленная тема "Лекарственные растения".

Выбор этой темы был обусловлен следующими причинами:

  1. Эта тема не входит в программу школьного курса биологии, поэтому участие в обучающей олимпиаде позволяет учащимся приобрести новые знания и одновременно закрепить знания и умения, полученные в процессе изучения ботаники.

  2. Эта тема способствует развитию у учащихся навыков узнавания местных видов растений в природной обстановке.

  3. Знания о практическом применении известных видов растений в лекарственных целях приобретают личностную значимость для каждого участника олимпиады, так как вопросы укрепления здоровья сохраняют свою актуальность.

  4. Возможности компьютерных технологий позволяют наиболее успешно развивать эстетические чувства у учащихся именно в рамках данной темы.

  5. Тема "Лекарственные растения" может привлечь к участию в ДООБ не только школьников 6-8 классов, но и учащихся 9 классов, так как их знания анатомии и физиологии человека могут помочь команде справиться с соответствующими заданиями.

Познания учащихся 10-11 классов в области биохимии также могут оказаться полезными. Кроме того, ДООБ может привлечь к участию старшеклассников, готовящихся к поступлению в ВУЗы на биологические специальности, так как им предоставляется возможность повторить биологию растений - те знания, которые были в значительной мере утрачены за несколько предшествующих лет (в 8- 10 классах).

Таким образом, ДООБ способствует решению следующих задач:

  1. Содействие получению учащимися новых знаний, не входящих в программу школьного курса биологии; повторение и закрепление полученных ранее знаний.

  2. Развитие у школьников таких качеств, как: наблюдательность, любознательность, умения логически мыслить, умения самостоятельно добывать знания, а также эстетических чувств и интереса к изучению биологии.

  3. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и товарищества, формирование коммуникативных навыков в процессе познавательной деятельности.

  4. Совместное обучение педагогов и школьников методам коммуникаций с использованием Интернет-технологий при изучении курса биологии в школе.

Присоединиться к участию в ДООБ-2003 можно до 17 февраля.

Описание проекта

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: