Письмо в Школьный сектор

Анализ проекта "Скованные одной цепью, связанные одной целью"

Добрый день, уважаемые коллеги!

Закончился наш проект "Скованные одной цепью..." (Литературные фразеологизмы). Во время работы над проектом участники проделали большую и очень важную лингвистическую и литературоведческую работу.

Ребята собрали и обработали данные по использованию фразеологизмов в современной речи, выяснили, знают ли старшеклассники, учителя и родители значение таких литературных фразеологизмов, как Сизифов труд, нить Ариадны, пряжа Пенелопы, между Сциллой и Харибдой и т.д.

Например, такое исследование провели учащиеся гимназии №1 города Перми:

Опрошенные Кол-во опрошенных Процент правильных ответов
5 кл. 13 72,31%
6 кл. 29 26,55%
8 кл. 32 43,44%
11 кл. 39 73,59%
родители 6 66,67%
учителя 16 96,25%
Всего: 135 Средний 58,59%

Такую же работу проделали ребята из школы №99 города Омска:

Было предложение ученикам, учителям нашей школы, а также родителям учащихся назвать литературные фразеологизмы, которые знают. А затем II этапом дать значение фразеологизмам. В результате социологического опроса было опрошено120 человек. Из них 20 учителей, 20 родителей. 80 учащихся - 8х классов.

Прислали результаты социологического опроса и учащиеся школы №8 города Ангарска, а также из многих школ России.

Особенно важен был третий этап проекта, на котором ребята могли уже попробовать себя в качестве авторов юмористических рассказов.

Перед этим этапом участники проекта обсуждали особенности юмора и сатиры в литературе в чате "Живите-ка смеясь", который помог им при создании самостоятельных творческих работ. Ребята прислали замечательные юмористические рассказы, раскрывающие смысл различных литературных фразеологизмов:

"Моя нить Ариадны"

Каждый день у меня в комнате - Авгиевы конюшни, да и в тетради тоже. Зачем мне убирать комнату и заводить новую тетрадь? Или делать домашнее задание? У меня мама может сделать русский язык, папа - математику, а сестра старшая - литературу.

Хотите узнать, как я к этому пришла? Однажды папа зашел ко мне в комнату и ругает как всегда: "Что у тебя за комната?! Сколько можно, мне уже надоело смотреть на это безобразие! Я не знаю, как тут мама с тобой ладит, но одно ясно: марш в угол!!".

Я тогда сказала: "Папа, прости, но понимаешь, я очень устаю, и когда мне, что-то не нравится, я могу разбить даже эту вазу!" И я показала на дорогую вазу, хрустальную, сверкающую. Отец взволновался и затараторил: "Нет! Нет! Ладно, я сделаю тебе математику, мама - русский язык, а сестра - литературу".

В школе у меня своя нить Ариадны. Какая? Не скажу! Найдите свою.

Шомахова Карина, 5а класс гимназия №1 г. Пермь

И наконец, на четвертом этапе участники проекта занялись лингвистическим анализом художественного текста. Они исследовали тексты классической русской литературы, находили в них фразеологизмы и давали их лексическое толкование:

Премудрый пискарь

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется - везде ему мат. И каких страхов старый пискарь натерпелся, покуда его по реке волокли, это ни в сказке сказать, ни пером описать. Прибежал, а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает . . . Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал.
(гимназия №1 г. Пермь)

Дать леща кому-то.

Сильно ударить. Употребляется при подлежащем со значением лица.
"Устоял - и сам с испугу
Теркин немцу дал леща,
Так, что собственную руку
чуть не вынес из плеча"
А. Твардовский "Василий Теркин"

Лед тронулся

Первый шаг в чем-то сделать.
"Лед тронулся, господа присяжные заседатели!" И. Ильф и Е. Петров "12 стульев". (школа 38 г. Ангарск)

Вот, дорогие коллеги. Такая интересная совместная работа проходила в сети с ноября 2002 г. по февраль 2003 г., разработчики проекта надеются, что она помогла учителям-словесникам при изучении темы "Фразеологизмы", а также при изучении различных литературных произведений:

"Здравствуйте уважаемые авторы проекта! "Скованные одной целью, связанные одной цепью". Мы благодарим Вас за столь интересные задания, нам очень нравится этим заниматься.

Тем боле, что впрограмме по русскому языку очень мало времени отведено на изучение устойчивых сочетаний слов, а ведь мы с вами знаем как велико использование фразеологизмов в нашей речи. Многие из наших опрашиваемых были даже удивлены, что фразеологизмов так много"
(Из письма участников проекта города Омска школа №99).

Описание проекта

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: