Письмо в Школьный сектор

Об итогах работы в сетевом проекте "Социальное программное обеспечение и новые формы коллективной сетевой деятельности" рассказывают его координатор Евгений Патаракин и те координаторы-тьюторы программы "Обучение для будущего", которые организовали сетевую работу с группами учителей и школьников:

Об Авторе Патаракин Евгений Дмитриевич, автор книги "Сетевые сообщества и обучение", автор более ста работ в области сетевых коммуникаций и использования компьютерных технологий в образовании. Руководитель более 20 сетевых проектов, получивших поддержку российских и зарубежных фондов. Среди этих проектов - "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" (IATP-2003), "Педагогика региональных сетевых сообществ" (РГНФ № 01-06-00166а, 2001 - 2002), "Построение профессионального сетевого сообщества"(IATP, 2004 год). Аннотация к проекту Проект предполагает освоение средств коллективной сетевой деятельности в рамках нескольких учебных проектов на базе Social Software. Отличительной чертой предлагаемых проектов является их сетевой характер. Все коммуникации между участниками будут осуществляться на основе веб-платформы и будут постоянно доступны для анализа. В основании работы лежит положение о том, что полноценное участие в деятельности современного сообщества обязательно включает возможности читать, писать, ссылаться, аннотировать, комментировать и получать комментарии на свои сообщения. В рамках каждого сообщества все его члены обладают равными правами. В качестве форм работы предлагаются Учебный Блог, Коллективная Энциклопедия Знаний, Цифровая Коллекция и Народная Таксономия. Эти формы деятельности будут использованы для формирования навыков критического мышления, осмысленного обучения и толерантности у учащихся, работающих в рамках учебных тем. Учебные темы определяются учителями. Сроки и этапы проведения Август - Сентябрь Координаторы знакомятся с методическими материалами по формам поддержания сетевых сообществ. Материалы будут размещены на сайте программы Интел (Для этого нужно, чтобы Андрей мне доступ открыл). Координаторы формируют отдельное закрытое сообщество "Сообщество Координаторов" на базе LiveJournal, получают доступ к своей координаторской WikiWiki. Внутри этих сетевых сервисов они обсуждают планы своей работы с учителями. Координаторы создают одно или несколько сетевых сообществ для своей работы с учителями – "Сообщества Учителей". На базе этих сообществ они договариваются с учителями о темах коллективных учебных проектов. Процесс договоренности обсуждается и комментируется внутри "Сообщества Координаторов". Учителя и ученики под руководством координаторов формируют свои сетевые сообщества, в рамках которых происходит работа над проектами и обсуждение этих проектов – "Учебные Сообщества". Октябрь – Ноябрь Содержательное наполнение форм работы учителями и учениками – участниками проекта. В рамках сообществ на базе Живого Журнала Учебного происходит коллективная публикация новостей по заданной тематике. В рамках WikiWiki формируются коллективные базы знаний. На базе Flickr.com и del.icio.us пополняется коллекция ссылок и цифровых фотографий. Используемые в качестве основы проектной деятельности программные средства позволяют вести постоянный анализ того, что происходит внутри сообщества. Количество сообщений, взаимосвязь сообщений, тэги и их взаимосвязи – все это представляется в виде графической карты знаний данного сообщества. Эта карта знаний служит мощным инструментом для коллективной рефлексии. Декабрь В рамках "Сообщества Координаторов" пишутся, обсуждаются и редактируются заключительные отчеты координаторов. После этого мы сохраняем историю всей деятельности "Сообщества Координаторов", нескольких "Сообществ Учителей" и "Учебных Сообществ" с сентября по ноябрь в качестве законченного и закрытого от дальнейшего редактирования материала. Сами сообщества могут быть открыты для дальнейшей координационной, методической и учебной работы. Отчетность Участники группы координаторов регулярно публикуют внутри "Сообщества Координаторов" свои новостные сообщения. В этих сообщениях они комментируют события, происходящие внутри "Сообществ Учителей". Вклад каждого члена группы в коллективную деятельность оценивается по числу сообщений, комментариев и по числу обратных ссылок (back-links) на его сообщения. Число публикуемых новостей не ограничено, но если в ходе рабочей недели от координатора нет никаких новостей, то мы начнем беспокоится. Заключительный этап Добрый день, дорогие коллеги! Отчитываться об успехах всегда приятно. В качестве трех точек, где можно посмотреть, что винтели насобирали: http://wiki.saratov.fio.ru/wiki/index.php/ Количество страниц и экскурсий - всего явно за сотню. Качество и связанность будем анализировать и представлять. Постараюсь включить в материалы презентации к Воронежу. http://www.flickr.com/photos/tags/vintel/ Более 400 фотографий и думаю, что многие из них можно будет использовать в проекте GeoQuest http://www.livejournal.com/community/vintel/ Приятно, что возникли дочерние сообщества учителей и в Пскове и в Саратове Приняли участие в качестве организаторов работы учителей школ и школьников: 1. Лапшева Елена Евгеньевна - Саратов 2. Урсова Ольга - Псков 3. Петрова Оксана Геннадьевна - Псков 4. Прокофьева Надежда Николаевна - Порхов Всего доброго, Евгений Патаракин Отчеты организаторов 1) Организатор: Лапшева Елена Евгеньевна, Саратов Участники, с которыми работал организатор по проекту: Гавва Елена Дмитриевна, СОШ 11 г.Саратова Кучмий Татьяна Васильевна, СОШ 46 г.Саратова Чернышова Наталия Николаевна, Гимназия 1 г.Саратова Аношина Оксана Георгиевна, СОШ 27 г.Балаково Бавина Лариса Геннадиевна, СОШ 18 г.Энгельс Парфенова Александра Владимировна, СОШ 5 г.Энгельс Попова Наталия Анатольевна, СОШ 1 г.Ртищево Пичугин Виталий Владимирович, СОШ р.п.Пинеровка Балашовского района Милинчук Александр Викторович, СОШ р.п.Пинеровка Балашовского района Калякина Людмила Владимировна, СОШ 32 г. Энгельс Цели проекта: формирование навыков работы в творческой группе; популяризация краеведческих знаний; приобретение навыков коллективной работы в Интернете. Участники: Команды школьников старших классов (9-11 классы) в количестве четырех человек и руководитель команды (учитель любого предмета). Предмет: краеведение, история, информационные технологии Что делали (этапы): 0 этап (пробный). 18 октября проводился пробный этап для саратовских (городских) команд. Результатом работы должна быть виртуальная экскурсия по городу. Перед этим дети совершили 2-х часовое путешествие по городу с заданием сфотографировать любимые или интересные места. Затем на базе СарИПКиПРО составили описание путешествия, проиллюстрировать его фотографиями. В итоге было проведено представление и обсуждение маршрутов. 1 этап (заочный). 25 октября перед командами была поставлена проблема: Как рассказать о месте, где ты живешь, интересно? Школьники должны сочинить неформальный рассказ о населенном пункте, в котором проживают. Требование к рассказу: он должен быть составлен подростками для сверстников в виде маршрута по городу (поселку). Рассказ должен поддерживаться фотографиями. Ребята заранее готовят фотографии для размещения в Интернет. Предусматривается, что участники после обсуждения предложенной проблемы, делятся на группы, каждая из которых выполняет свою задачу: фотографируют выбранные объекты, посещают библиотеку, пишут рассказ, оцифровывают и обрабатывают материалы и т.д. Организаторы проекта настоятельно рекомендуют руководителям команд не вмешиваться в творчество детей и осуществлять только техническую помощь. 2 этап (очный). 31 октября (2 академических часа) - подготовительный этап, анализ и интерпретация данных. Из всех присутствующих школьников формируются две группы, в каждую из которых входят по два участника команды. Группы расходятся по разным аудиториям. Одна группа будет учиться работать с Flickr-ом (создает заход, размещает привезенные фотографии, учится работать с тегами, делает друзьями другие команды), другая с wiki (создает страницу, выкладывает и оформляет рассказ, готовит страницу представления команды). 3 этап (очный). 31 октября (2 академических часа) - этап создания виртуальных экскурсий с помощью средств коллективной работы в Интернете. Команды объединяются и окончательно оформляют свою страничку. Каждой команде для работы выделяется 2 компьютера. В конце этого этапа ребята демонстрируют друг другу получившиеся страницы. Обсуждают результаты работы. 4 этап (дистанционный). До 15 ноября - этап ответов на вопросы организаторов игры. Организаторы игры указывают в созданных страницах команд ключевые слова. Команды должны создать новые странички в wiki, посвященные этим объектам. Если команды из одного населенного пункта, то страницы могут делать вместе, дополняя работу друг друга. Также параллельно идет обсуждение получившегося ресурса с помощью страниц wiki Обсуждение. Мнения самого консультанта, учителей-участников, школьников-участников проекта: Мнение консультанта: В данном проекте мы (команда тьюторов СарИПКиПРО) постарались познакомить учителей и учащихся с новейшими технологиями коллективной работы с Сети. Были выбраны учителя, активно работающие в сети и регулярно контактирующие с нашей кафедрой информатики. Целью проекта было познакомить учителей и детей с новыми средствами работы в сети (Flickr, Wiki-Wiki). Для реализации проекта на сервере института была установлена система Wiki-Wiki (http://wiki.saratov.fio.ru/wiki - Школьные проекты. Виртуальная экскурсия по Саратову и Виртуальная экскурсия по Саратовской области). Параллельно шла работа в системе LiveJournal только с учителями. Для учителей информатики было создано сетевое сообщество (http://livejournal.com/community/iteachers_sar). В настоящий момент там зарегистрировано 32 учителя информатики Саратовской области. Параллельно мы играли и с учителями. Так на нашей Wiki появилась учительская сказка. А зачет на курсах для учителей информатики высшей категории проводился в виде создания страниц с разбором тесовых заданий. Я знаю, что Вам, Женя, они страшно не понравились. Но отзывы о зачете самые положительные: и знания проверили, и технологию освоили. По мнению участников проекта - работа не прошла даром. Ребята с восторгом знакомились с новыми технологиями. Многие команды продолжают работать со своими страничками и вернувшись домой. К проекту в настоящий момент хотят присоединится студенческие команды из Балашовского пед.института и Вольского педагогического колледжа. Так что, я надеюсь, постепенно мы охватим всю область. Огромную благодарность хочу выразить Кулик Евгении Юрьевне и Тяпкиной Екатерине Владимировне - тьюторам программы Intel "Обучение для будущего", а также системному администратору нашей институтской сети - Ланину Дмитрию Владимировичу. С ведением Wiki, а также сетевого сообщества учителей информатики жизнь и нашей кафедры, и у наших учителей сильно изменилась. надеюсь, что к лучшему. Отзывы команд: День прошёл не даром! Ознакомились с новыми, перспективными технологиями "Flickr" и "Wiki".Эти технологии Веб-публикаций намного удобнее тех "устаревших", которые использовались для создания классических Веб-сайтов.Огромное Вам спасибо!!! (СОШ 27 г.Балаково) Узнали много нового, непременно расскажем в нашей школе о том, что узнали и увидели. Не сомневаемся, что полученные знания и умения пригодятся в жизни. (СОШ р.п.Пинеровка балашовского района) На сегодняшней конференции мы почерпнули новые знания в информационных технологиях. Узнали много новых слов и терминов. Благодарим преподавательский состав за уроки. Мы научились работать с изображениями и размещать их на страницах нашего журнала. Было классно!!! (г. Ртищево) Было очень интересно! За сегодняшний день мы многое научились делать! Например, работать в 2 программах. Смогли опубликовать наши фотографии в Интернете. Отдельное спасибо организаторам этого конкурса! (СОШ 5 г.Энгельс) 2) Организатор: Сивкова Раиса Ахатовна, г. Омск Участники, с которыми работал организатор по проекту: 1. Елисеенко Елена Юрьевна, Омск 2. Щербинина Елена Алексеевна, Омск 3. Плетёнкина Валентина Сергеевна, Омск 4. Васильева Елена Викторовна, Омск 5. Койко Инна Владимировна, Омск 6. Афонина Мария Иванолвна, Омск 7. Нефф Лилия Юрьевна, Омск 8. Саган Ирина Владимировна, Омск 9. Роговцев Владимир Владимирович, Омск 10. Юст Татьяна Николаевна, Омск 11. Сычугова Наталья Александровна, Омск 12. Бабкина Екатерина Андреевна, Омск 13. Ловчицкая Юлия Петровна, Омск 14. Рыжова Ирина Николаевна, Омск 15. Шайдурова Наталья Владимировна, г.Екатеринбург Участники: 16 школ Омска и 1 школа из Екатеринбурга, 170 учащихся 6 - 11-х классов Предмет: воспитательная работа, русский язык Что делали (этапы): 1. знакомились с информацией по проекту на сайте городского управления образования 2. опрашивали респондентов в школе и на улице (опрошено почти 2 тыс. человек) 3. анализировали полученные данные, выставляли информацию на сайте проекта http://omsk.edu.ru/projects5_6/SKVERNO/index.html 4. искали информацию в Сети, писали статьи, искали способы решения проблемы обменивались мнениями по электронной почте 6. в декабре - конкурс слоганов с взаимооценкой 7. в январе - конкурс методических разработок учителей - участников номинации "Воспитательная работа" с выставлением работ и взаимооценкой на сайте городского управления образования Мнения самого консультанта, учителей-участников, школьников-участников: Консультант: В Омске создана и успешно работает экспериментальная программа по организации и проведению сетевых проектов с отработанной схемой общения участников, возможностью представлять проекты на сервере городского управления образования, что позволяет привлекать большое число участников. Проект предполагал участие детей, родителей и учителей. В плане было создание сетевого дискуссионного клуба, но пока не получилось: доступ в Интернет в школах достаточно ограничен. Получилось интересно, я даже не предполагала, что проект соберет такое количество участников. "Виртуальные ангелы" пройдут, а накопленный опыт по организации сообществ и общения в Сети останется. Я очень рада тому, что сама приобрела тьму умений и навыков и смогла этими навыками поделиться. И продолжаю это дело. Учителя: Умение свободно общаться и работать в Сети становится все более важным. Когда обучение происходит в практической деятельности - это наиболее эффективно. Тема проекта была актуальной, и форма выбрана верно. Дети: Сквернословие стало распространено везде. С ним нужно бороться. Примем участие в конкурсе слоганов. Узнали много нового. В рамках участия в проекте создано: * коллекция фотографий: http://www.flickr.com/photos/76973318@N00/?saved=1 * страница в ЖЖ http://www.livejournal.com/users/akhatovna/ в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: