Письмо в Школьный сектор

Что думают коллеги из Беларуси об информационной грамотности современных школьников:

На Республиканском семинаре Гомельской областной универсальной библиотеки под эгидой Белорусской библиотечной ассоциации "Информационная культура личности и проблемы доступа к информации" 19-20 мая 2005 г. в присутствии представителей управления культуры Гомельского облисполкома, Министерства образования Республики Беларусь; Совета ББА; индивидуальных членов ББА из библиотек г. Минска, Гомеля, Мозыря, Речицы и Добруша, доц. Акуличем В.А. в виде презентации, был сделан доклад. Он получил одобрение библиотечной общественности.

В резолюции конференции было записано: "Объявить конкурс на программу по информационной культуре для школьников Республики Беларусь".

Данная заметка Акулич В.А. и др. Авторская программа по информационной культуре школьников Республики Беларусь" ("Бібліятэка прапануе" 2006, №1, 27-29) является первым предложением по выполнению решений конференции.

Однажды, собравшись своей семьей за вечерним чаем, мы стали обсуждать результаты студенческих маркетинговых исследований. В них говорилось, что у библиотечных работников достаточно низкий имидж. Более того, имидж библиотек в обществе далеко не на первом месте. А имидж категория материальная. Вы сами знаете, что известным людям или организациям с хорошим имиджем раздобыть деньги не проблема. Нас поразил факт, который приводил директор международного отдела АБА Майкл Давлинг. Он сообщил, что на свои собрания Американская библиотечная ассоциация, принимает деньги только в том случае если, благодетель хочет остаться анонимным.

фото: коллеги из Беларуси

Вот и я хочу, чтобы ежедневно у каждой белорусской библиотеки с 6 утра, стояла очередь людей в масках с чемоданами денег в крупных купюрах. Но для этого надо что бы нас крупно зауважали! Из психологии мы знаем, что для восприятия важнейших истин наиболее подходит возраст детства и юношества. Этот период приходится на школу, то есть у нас есть прекрасная возможность укреплять свой имидж через уроки информационной культуры школьника.

Сначала мы хотели привлечь широкий круг специалистов. Но всеобщая занятость и трудность согласования времени встреч, похоронили идею совместного сотрудничества. Тем более так получилось, что в семье есть и теоретики и практики. Практики работают школьными библиотекарями. Теоретики - доцент Белорусского университета культуры и искусств и соискатель ученых степеней и представители коммерческого образования. И есть даже потребитель - внучка - как надежда мирового виртуала.

Мы поставили два вопроса: "На каком уровне у нас находится информационная культура белорусских школьников?" и "Нужно ли что-либо делать по ее совершенствованию?" Совместно со студентами заочниками, было проведена серия исследований, которые показали, что школьники в целом не владеют информационной культурой, более того в большинстве обследуемых школ занятия ни по библиотечно-библиографической грамотности, ни по информационной культуре систематически не проводились. А там, где библиотекари утверждали, что они проводят занятия по информационной культуре, это было не совсем так. Массовое мероприятие по творчеству белорусского писателя, краеведческая работа не совсем относятся к информационной культуре.

В данной статье мы не будем загружать вас цифрами. Уже подготовлена публикация, в которой имеются все необходимые материалы. Единственно, что скажем - в исследовании нами были охвачены все 6 областей и г. Минск. Опросы проводились в 411 школьных и в детских библиотеках, что составляет 10% от всего количества школьных (3840) и детских (270) библиотек республики. Именно поэтому наше исследование можно считать репрезентативным.

Теперь давайте разберемся, в чем отличие информационной культуры школьника от основ библиотечно-библиографических знаний, которым мы занимались на протяжении долгого времени. В настоящее время в нашей республике действует программа "Основы библиотечно-библиографических знаний учащихся 1-9 классов", утвержденная Министерством народного образования РБ от 10.12.1991 года.

Там записано, "цель данной программы является научить каждого ребенка пользоваться общественными книжными фондами, справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, выработать привычку ежедневно пользоваться книгой - главным источником знаний, формировать навык работы с книгами и периодическими изданиями". (Основы библиотечно-библиографических знаний /Составитель Н.А.Тарасюк .-Мозырь Риф "Белый ветер" 1999.-С.15.)

В программе предлагается давать следующие блоки знаний:

  1. Как читать книги; выбор книг в библиотеке; запись о прочитанном; планы чтения;
  2. Структура книги;
  3. Знакомство с периодикой;
  4. Книги по науке и технике, по искусству;
  5. Справочная литература;
  6. Книги по литературоведению.
  7. Художественное оформление книги. Книга и ее создатели;
  8. История книг и библиотек;
  9. Методы самостоятельной работы с книгой;
  10. Библиотечные каталоги;
  11. Справочно-библиографический аппарат библиотеки;

Но за последние 10-15 лет появились, мультимедийные носители, Интернет; изменилось содержание образования; значительно вырос объем информационных ресурсов, в том числе увеличилось количество учебной литературы в 3-4 раза (в зависимости от класса).

На современном этапе учащимся необходимы специальные знания и навыки, для самостоятельного поиска, анализа и переработки информации, использования рациональных приемов работы с текстом. Теперь перед современной школьной и детской библиотекой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

По мнению Нины Ивановны Гендиной, автора работ по информационной культуре, профессора Кемеровской государственной академии культуры и искусств, цель курса "Основы информационной культуры личности" - вооружить обучаемых знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности." (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека.- 2002.- № 1 С.21.)

Результатом изучения этого курса считает Нина Ивановна, будет являться овладение рациональными приёмами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека.- 2002.- № 1 С.25.) Таким образом, имеются солидные расхождения между понятиями "информационная культура" и "библиотечно-библиографическая грамотность". Более глубокий анализ будет дан в одной из наших публикаций.

И если мы собираемся поднять имидж наших библиотек до уровня очереди в масках с чемоданами по утрам, то нам надо не спать на материалах 1991 года, а создавать свой собственный курс "Информационная культура". Наш "семейный" вклад в общее дело формировался следующим образом. Учитывая, что среди российских, украинских, американских, французских, немецких библиотекарей и библиотечных работников других стран имеется много различных точек зрения на информационную культуру, мы решили предварительно изучить спрос на информационную культуру у главных потребителей - у белорусских школьников.

Нами была составлена анкета, где в качестве гипотез были заложены те знания умения и навыки, которые нам представлялись должны заложить основу информационной культуры школьников в нашей республике. С помощью курса "Маркетинговые исследования" и наших заочников мы смогли получить достоверные результаты. Верификация гипотез позволила определить блок тем, которые школьники хотели бы изучать на уроках информационной культуры. Мы постарались объединить их пожелания с тем, что мы вкладываем в информационную культуру школьников. Причем мы постарались максимально сохранить опыт, десятилетиями накопленный библиотекарями по основам библиотечно-библиографических знаний.

Вашему вниманию предлагается перечень тем (в соответствии с программой "Основы библиотечно-библиографических знаний учащихся 1-9 классов") Мы считаем целесообразным сохранить следующие блоки, наполнив их современным содержанием:

  1. Знакомство с библиотекой.
  2. Правила пользования книгой.
  3. Структура книги использование ее справочного аппарата.
  4. Периодика для своего возраста.
  5. Выбор книг в библиотеке.
  6. Научно-познавательная литература для младших школьников.
  7. Справочная литература.
  8. Как читать книги.
  9. Записи о прочитанном.
  10. История книг и библиотек.
  11. Отраслевая литература
  12. Методы самостоятельной работы с книгой.
  13. Книги по литературоведению.

Но в месте с тем мы убеждены, что современный школьник должен знать ниже приведенную информацию. И это подтвердили наши респонденты:

  1. Компакт-диски для своего возраста.
  2. Создатели различных видов документов. Художественное оформление документа.
  3. Библиотека, как информационный центр школы.
  4. Использование электронных технологий в библиотеке.
  5. Медиатерапия.
  6. Самоменеджмент.
  7. Информационные ресурсы общества: Прошлое, настоящее, будущее.
  8. Поиск информации. Разработка алгоритмов поиска.
  9. Библиографическое описание документа. Составление списка используемой литературы.
  10. Как написать научную работу, доклад, реферат.
  11. Система библиотечно-информационных учреждений РБ. Крупнейшие библиотеки РБ.

Цель курса: усвоение знаний умений и навыков традиционных и автоматизированных приёмов самостоятельного поиска; овладение аналитико-синтетической переработкой информации; умение качественно подготовить результаты самостоятельной работы для выполнения учебной, самообразовательной и досуговой деятельности школьников. Выработка приверженности не только к данным процессам, но и к библиотеке и профессии библиотекаря.

  • На каждом уроке кроме знаний нужно даваться определенные умения и навыки. Из своего опыта скажу: для ребенка очень важно сделать, что-то своими руками: будь то береста, или глиняная табличка или переплет книги или презентация своей любимой книги. Обучив некоторых школьников составлению презентаций, я был поражен с каким трудолюбием, вкусом и задором они создают презентации для показа своим одноклассникам.

  • Нам кажется, что нужно обязательно на каждом уроке давать дополнительный материал, который будет рассчитан на любознательных. Эта небольшая интрига, по нашему мнению сможет привлечь к данному курсу заинтересованных людей.

  • Мы исходили из того что, в среднем в классе должно за учебный год проходить минимум по 3 урока информационной культуры. Безусловно, можно проводить и большее количество уроков.

  • Ну а теперь попробуем воплотить в программу то, о чем была речь выше.

Семейная авторская программа
по основам информационной культуры

Класс № Темы № п\п Содержание урока
I. 1.1. 1. Знакомство с библиотекой. Правила пользования.
  1.2. 2. Посвящение в читатели
  1.3. 3. Мои первые книги
II. 2.1. 4. Выбор книг в библиотеке.
  2.2. 5. Компакт-диски для младшего школьного возраста.
  2.3. 6. Художники - иллюстраторы
III. 3.1. 7. Структура книги.
  3.2. 8. Первые энциклопедические издания
  3.3. 9. Периодические издания для младшего школьного возраста
IV. 4.1. 10. Как читать книгу
  4.2. 11. Научно-познавательная литература для младших школьников.
  4.3. 12. Электронные энциклопедии
V. 5.1. 13. История письменности. История изобретения бумаги.
  5.2. 14. История книг и библиотек.
  5.3. 15. Справочная литература.
VI. 6.1.   Выбор книг в библиотеке. Библиографические указатели.
  6.2.   Структура книги. Справочный аппарат книги.
  6.3.   Записи о прочитанном. Отзыв о книге.
VII. 7.1. 16 Библиотека - информационный центр школы.
  7.2. 17 Использование электронных технологий в библиотеке. Современные носители информации.
  7.3. 18. Периодика для среднего школьного возраста. Основные виды. Первые газеты и журналы в Белоруссии.
VIII. 8.1. 19. Самоменеджмент.
  8.2. 20. Документы по науке и технике.
  8.3. 21. Документы по искусству
IХ. 9.1. 22. История возникновения информационных ресурсов. Способы хранения информации: Прошлое, и настоящее, будущее.
  9.2. 23. Информационные ресурсы современного общества. Система библиотечно-информационных учреждений РБ. Крупнейшие библиотеки РБ.
  9.3. 24. Поиск информации. Разработка алгоритмов поиска.
Х. 10.1. 25. Методы самостоятельной работы с текстовой информацией.
  10.2. 26. Библиографическое описание документа. Составление списка используемой литературы.
  10.3. 27. Написание научной работы.
    28. Медиотерапия

К сожалению, мы не можем поместить всю программу, но в качестве примера мы позволим проиллюстрировать одним уроком.

5.1. История книг и библиотек.

Цель: вызвать у детей интерес к появлению документов, к истории книги и библиотек, к профессии библиотекаря.

Содержание: Необходимость появления письменности, документов и библиотек. Клинопись и глиняные таблички Шумеров. Библиотека Ашурбанипала. Появление папирусных свитков в Египте. Появление слова библиотека в Греции. "Аптеки для души", "Дома мудрости", "Дома науки" Дома наставлений и советов" Александрийская библиотека. Пергамент и Пергамская библиотека. Великие люди-библиотекари. Путь китайской книги. Изобретение бумаги. Ксилография. Изобретение печатного станка И.Гуттенбергом. Печатная деятельность Ф Скорины. Первые библиотеки на Киевской Руси и в Белой Руси. Деятельность Е.Полоцкой. Рукописные книги.

Знание понятий. Закрепить понятия документ, книга, библиотека, библиотекарь.

Навык: Предложить детям попробовать самостоятельно сделать: глиняные таблички, бересту, бумагу, документы из бамбука.

Контроль: Викторина, опрос.

Для любознательных: Национальная библиотека Республики Беларусь. Библиотека Конгресса США, Британская национальная библиотека, Французская национальная библиотека, Центр Шарля Помпиду, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Легенда о бессмертном человеке. Под пеплом Везувия.

Таким же образом, разработаны все остальные темы уроков... Все замечания и предложения просим посылать по электронному адресам: wakulich * yandex.ru, wakulich * rambler.ru, wakulich * mail.ru. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: