Письмо в Школьный сектор

Об опыте основного и дополнительного образования детей-сирот с использованием информационных технологий пишут Ильин В.Н., зам. директора Воронежской школы-интерната №1 для детей-сирот, зам. Директора и Латышев О.Ю., научный руководитель экспериментальной площадки ИСМО РАО:

Воронежская школа-интернат №1 для детей-сирот принимает активное участие в экспериментальной работе лаборатории "Школьная медиатека" Института содержания и методов обучения РАО. Педагогический коллектив этого интересного учреждения ведет работу по теме "Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей". Интернатом предприняты серьезные усилия по формированию материальной базы для ведения эксперимента.

В 2004-2005 учебном году продолжена работа по расширению и модернизации технической базы, приобретены видеопроектор, 5 компьютеров, 4 магнитофона, 3 DVD плеера, модемы, мышки, клавиатуры. Обновлено и программное обеспечение для учебного процесса, CD, аудио, видео кассеты. Каждый администратор, хозяйственник наверняка сталкивался с финансовыми и организационными трудностями на пути укрепления материально-технической базы учреждения. Не обошли они стороной и первый воронежский интернат. Однако администрация этого учреждения ведет продолжительную и многоплановую работу с управлением образования, шефами и благотворителями. В каждом отдельно взятом случае убеждает своих потенциальных благодетелей в необходимости новых приобретений. В том, например, что принтеры, сканеры и компьютеры нужны не для показа очередной комиссии, а для полезной и одновременно увлекательной работы. В чем же эта работа заключалась на первом году эксперимента?

В первую очередь, в рамках участия в эксперименте нашими сотрудниками и воспитанниками созданы два сайта и размещены в Интернете. E-mail: shk-internat * yandex.ru. И если первый сайт можно считать виртуальным памятником интернатским благодетелям, то на втором сайте действует новостная страница. Получена высокая оценка работы по построению Интернет-сайта со стороны ведущих экспертов сайтостроительства в стране, и мы были приглашены на фестиваль некоммерческих сайтов в г. Москве.

В январе 2005 года один из авторов сайта, учитель информатики Юлия Владимировна Сушкова приняла участие в фестивале некоммерческих молодежных Интернет-проектов в г. Москва. Он был организован и проведен Союзом веб-мастеров России. Этот активный педагог одновременно является участником создания элективного курса по цифровой музыке "Введение в музыкальную информатику". (Сушкова Ю.В., Гладнева В.И., Протасов А.С.). В случае, если Юлия Владимировна будет и в дальнейшем проявлять интерес к работе по этой теме, то ее результаты ждет апробация на экспериментальных площадках научно-исследовательской лаборатории "Школьная медиатека" в других регионах России. Также учитель информатики активно участвует в педагогических конференциях по вопросам использования информационных технологий в образовательном процессе.

В апреле-мае 2005 года команда педагогов и воспитанников участвовала в III Межрегиональном фестивале "Интернет и Мы", где успешно справилась со всеми предложенными заданиями, получила диплом и благодарственное письмо. Нельзя не сказать о том, что интернатская команда соревновалась с весьма продвинутыми в плане инфотеха командами образовательных учреждений города, области и других регионов страны. Это было и интересно и сложно одновременно. Воспитанникам представилась возможность пообщаться со сверстниками, реализующими свои познавательные амбиции в самых различных образовательных направлениях. Для воспитанников интерната многие формы общения на фестивале оказались новыми. В частности, работа в форуме, на котором шло обсуждение хода создания сайта совместно с командами ГОУ СОШ №1963 г. Москвы и МОУ Петровской СОШ Павловского района Воронежской области. В результате участия в конкурсе наработан обширный мультимедиа материал по различным разделам истории, физики, информатики. Конкурс помог педагогам и воспитанникам приобрести дополнительные навыки работы:

  • в сети Интернет
  • с электронной почтой
  • с программами PowerPoint, Adobe Reader, Photoshop, Front Page

Уверенными темпами идет комплектование парка образовательных ресурсов на разнообразных цифровых носителях (CD, СD-ROM, DVD и т.д.). Приобретен мультимедиа материал по информатике, истории, географии, психологии и другим дисциплинам. Педагоги интенсивно обмениваются авторскими учебно-методическими материалами с участниками экспериментальной работы в учреждениях Самарской, Астраханской, Ростовской областей, Краснодарского края и других российских регионов. С использованием воронежских методических наработок проводятся семинары для педагогов школ-интернатов Самары, Тольятти, Сызрани, Чапаевска, Азова, Шахт, Кропоткина, Лабинска и многих других городов нашей страны. Силами сотрудников и воспитанников полностью подготовлена к изданию электронная и печатная версия информационной брошюры о школе-интернате. Эта работа получила широкое распространение среди интернатных учреждений – как участвующих в экспериментальной работе ИСМО РАО, так и реализующих свои образовательные потребности в рамках Российской Детдомовской семьи.

Также подготовлена к изданию электронная и печатная версия сборника методических материалов "Использование информационных технологий в учебном процессе". Получена рецензия научно-исследовательской лаборатории "Школьная медиатека" сотрудника ИСМО РАО.

В школе–интернате также действует издательский дом "МЫ", который использует современную материально-техническую базу в своей деятельности. Имеющаяся база даёт возможность проводить компьютерную вёрстку и осуществлять выпуск школьной ежемесячной газеты и другой печатной продукции. В настоящий момент издано 35 номеров газеты "МЫ" и 6 сборников творчества воспитанников различных жанров. Первая книга "О котах и кошках" составлена из рассказов и стихотворений, написанных воспитанниками о своих пушистых четвероногих друзьях. Все рисунки выполнены и отсканированы самими детьми. Следующая книжечка – сборник сказок "Кто ж до сказок не охоч?". В нее вошли целых двенадцать сказок, созданных пяти- и шестиклассниками. Сборник "Литературные переводы" представляет собой коллекцию ученических переводов стихотворений английских поэтов. Помогали ребятам учителя английского языка и литературы – от подстрочника до литературного перевода. Брошюра "По страницам "Дубровского" представляет собой коллективный труд учащихся шестого класса. Они не только внимательно ознакомились с произведением, написали сочинения и подобрали соответсвующий цитатный материал, но и украсили сборник собственными иллюстрациями. Книга "Перед дальней дорогой..." включает воспоминания выпускников интерната 2004 года. На страницах сборника молодые люди делятся со своими младшими сверстниками воспоминаниями о времени, проведенном в стенах нашего Дома. Памятка выпускнику "Дорогу осилит идущий" аккумулирует наиболее важную информацию для ребят, вступающих в самостоятельную взрослую жизнь. Помимо газет и книг, издательский "МЫ" ведет компьютерную верстку и распечатку грамот, дипломов, приглашений на школьные вечера, программы педагогических семинаров, буклеты о разных сторонах интернатской жизни.

Все вышеперечисленные издания в совокупности электронных версий представляют собой компакт-диск детских изданий Воронежского интерната №1. Вместе с тем, мы принимаем активное участие в издании электронного журнала "Российская детдомовская семья" на компакт-дисках и в сети "Интернет". В настоящее время совместными усилиями педагогов и учащихся интерната ведется работа по изданию электронной визитки интерната. Педагоги систематизируют и используют в повседневной практике каталоги Интернет-ресурсов по профилю работы.

Педагогом-психологом Ольгой Евгеньевной Пантелеевой разработана и реализуется программа психологической поддержки воспитанников "Сенсорная релаксация" с использованием цифровой музыки. Лслбое место в данной программе занимают диски серии релаксационной музыки Олега Латышева-Майского "В согласии с природой" (Музыкальное издательство "Пролог-мьюзик"). Музыкальные материалы на протяжении трех лет проходили апробацию в медиацентрах, сенсорных комнатах и кабинетах психологов на территории экспериментальных площадок научно-исследовательской лаборатории "Школьная медиатека" (зав. Е.Н.Ястребцева, науч. рук. эксперимента О.Ю.Латышев) ИСМО РАО. Апробация дала хорошие результаты. Специалисты считают, что прослушивание такой музыки служит гармонизации работы внутренних сред организма, способствует повышению мотивации учащихся к учебной деятельности. Предложенные диски также могут служить для проведения сеансов ассоциативного рисунка в образовательном учреждении и выявления направленности творческого потенциала учащихся. Музыка со звуками живой природы предназначена для снятия стрессов различного происхождения и восстановления потенциала душевных сил. Диски предназначены как для работы в кабинете психолога, так и для самостоятельного прослушивания в домашней обстановке.

Разработка и применение мультимедийных программ для учебно-воспитательного процесса педагогами с привлечением воспитанников проходила в течение всего учебного года. В течение учебного года велось обучение воспитанников владению информационными технологиями:

  • в урочное время на уроках "Обучение компьютерной грамоте"
  • во внеурочное время консультации учителя информатики, занятия в "Интернет-кафе"

В ноябре 2004 года коллективное творческое дело (КТД) "Я познаю мир" проходило под девизом применения технических средств обучения на уроках и во внеклассных делах.

В феврале 2005 года на нашей базе проведён областной семинар "Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей" для руководителей школ – интернатов. На семинаре был представлен и обобщен опыт работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Получены положительные отзывы коллег.

Наработанный за учебный год мультимедиа материал, помещён на CD носители. В целях методической подготовки педагогов:

  • организовано прохождение курсов в ВОИПКРО на базе "Интернет-центра" (2 педагога);
  • проведено 4 семинара с сотрудниками интерната по пользованию техническими средствами обучения;
  • прошли еженедельные консультации сотрудников и воспитанников по работе с электронными изданиями и в сети "Интернет".

Наша деятельность развивается благодаря творческой работе таких педагогов как Сушкова Ю. В., Пономарева М. В., Викторова Л. А., Сиделева А. Ю., Черных Е. В., Черноусова И. И., Борщева Л. В., Пантелеева О.Е., которые в настоящее время составляют костяк педагогов-экспериментаторов.

При проведении уроков использование информационных технологий не является самоцелью. В каждом случае, где есть возможность пойти традиционным путем в организации учебной деятельности, ресурсы технического обеспечения и связанных с этим образовательных технологий накапливаются для особых случаев. Например, участие в работе школ дистанционного обучения – как по профилям для учащихся, так и для повышения квалификации преподавательского состава. В планах интерната – участие в предметных телекоммуникационных олимпиадах, которыми на всю страну славится родной педвуз. Такие сетевые события хорошо мотивируют учащихся к учебной деятельности в рамках основного образования. К тому же, при этом хорошо развиваются коммуникативные навыки воспитанников интерната. Вырабатывается умение каждого "сетевого олимпийца" общаться со сверстниками, с которыми выполняются групповые занятия и с педагогами, принимающими на проверку задания по индивидуальным зачетам. Опыт участия в предметных олимпиадах весьма ценен и реализуется в случае, если олимпийцы возьмутся осуществлять Интернет-проект в межрегиональной команде. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: