Письмо в Школьный сектор

Завершен проект для учителей "Разработаем проект вместе", который проходил с 5 декабря 2005 г. по 26 марта 2006 г.:

С ходом его проведения знакомит читателей "Педсовета по средам" автор и координатор проекта "Разработаем проект вместе" Маркер Надежда Юрьевна.

В проекте зарегистрировалось 28 участников из г. Воронежа, г. Екатеринбурга, г. Кольчугино Владимирской обл., г. Омска, г. Ташкента, г. Трехгорного Челябинской обл., п. Таксимо Республики Бурятия, Урицкого Гомельской обл.

Основной целью проекта было разработать интересные и полезные учебные телекоммуникационные проекты по разным предметам и провести их.

Участникам проекта был предложен следующий теоретический материал:

  • о методе проектов,
  • о выборе темы проекта и планировании сетевого учебного проекта,
  • об этапах разработки сетевого проекта,
  • о функциях координатора проекта,
  • о стиле общения в проекте,
  • о конфликтных ситуациях и путях их разрешения,
  • о том, как оценить результативность проекта,
  • о том, что должен содержать сайт поддержки проекта.

Кроме этого, работая в проекте, все полученные теоретические знания проверялись на практике: моделировались различные ситуации, возникающие в сетевых проектах. Учителя работали в мини-группах, получали коллективную и индивидуальную оценку разработанных ими материалов учебных проектов.

Более подробно о проекте на нашем сайте.

К сожалению не все участники смогли дойти до финала. Кто-то ограничился только изучением теории, кто-то по тем или иным обстоятельствам выбыл из проекта, но, тем не менее, в результате к концу января было разработано 15 проектов:

  1. "Семь раз отмерь, один отрежь", авторы Шайдурова Наталья Леонидовна, Шайдурова Наталья Владимировна, Екатеринбург
  2. "Как кратко рассказать о целом государстве?", авторы: Чернакова Елена Викторовна, Кузнецова Надежда Михайловна, Омск
  3. "Возможна ли гармония между компьютером и живыми организмами?", автор: Игнатова Ольга Борисовна, Ташкент;
  4. "Казнить нельзя помиловать", автор: Скоробач Надежда Михайловна, п. Таксимо;
  5. "Мал золотник – да дорог", автор: Скоробач Елена Васильевна, п. Таксимо;
  6. "Без дробей никак нельзя, проценты – лучшие друзья", автор: Спирина Вера Николаевна, Омск;
  7. "Дом в котором ты живешь", автор: Шляхова Нина Иннокентьевна, Омск;
  8. "Я в мире бизнеса", автор: Афонина Мария Ивановна, Омск;
  9. "Зачем нужны налоги?", автор: Дощанова Тиштых Мухановна, Омск;
  10. "Если бы не было отрицательных чисел, то...", автор: Зыкина Людмила Владимировна, п. Таксимо
  11. "13 век: тяжёлые времена на Руси", автор: Радзиевская Ирина Григорьевна, Омск;
  12. "Создание Web-сайта", автор: Кузнецова Надежда Михайловна, Омск
  13. "Судьбоносные реформы", автор: Попова Ирина Викторовна, п. Таксимо;
  14. "Школьный компьютер", Гордейчик Елена Ивановна, Омск;
  15. "Жемчужина Сибири – Байкал", автор: Радченко Гульнар Фоатовна, Омск.

Участники проектов оценили описание каждого разработанного проекта, определили свои предпочтения. Хочется отметить, что среди предложенных проектов не было ни одного, который не нашел своего потенциального участника. Но в результате голосования были выбраны для проведения в феврале первые три проекта. Авторы этих проектов привлекли к участию не только команды участников проекта "Разработаем проект вместе", но и провели рекламную компанию всех трех проектов в Екатеринбурге, Омске и Ташкенте.

Чтобы получить представление о ходе проведения этих проектов, я предлагаю Вам прочитать отчеты авторов этих проектов.

 

Отчет 1: о проекте "Семь раз отмерь, один отрежь"

Проект "Семь раз отмерь, один отрежь" проводился с 6 февраля по 4 марта для учащихся 6-8 классов. Проект включал в себя задачи на разрезание, которые изучаются в курсе "Геометрия". Проект проводился силами учителя математики МОУ СОШ № 138 г. Екатеринбурга Шайдуровой Натальи Леонидовны и методиста информационного научно-методического центра Управления образования Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Шайдуровой Натальи Владимировны.

В проекте зарегистрировалось 12 команд. 10 команд из ОУ г. Омска, 2 команды – ОУ г. Екатеринбург. До конца проекта дошли 8 команд.

Проект проводился в 5 этапов:

  • 1 этап. Регистрация, где участникам было предложено сообщить данные о себе.
  • 2 этап. "Обучающий" - задания на решение и доказательство классических задач на разрезание, участникам был предоставлен материал по терминологии и истории вопроса и оказана помощь по решению задач.
  • 3 этап. "Олимпиада" - участникам предложено решить олимпиадные задачи на разрезание.
  • 4 этап. "Творческий" - участники создавали художественные работы из частей головоломки художника Громова и писали сочинения для объяснения своих работ. На этом этапе командам было предложено оценить работы соперников и свою работу, цель взаимооценивания – научить ребят относиться к выполняемой работе добросовестно, критично, объективно.
  • 5 этап. Подведение итогов – выявлены 3 победителя, которыми стали: 1 место - команда "Максимум" (лицей № 143 г. Омск), 2 место - команда "Знатоки" (МОУ СОШ № 42, г. Омск), 3 место - команда "Счетики" (МОУ СОШ № 86, г. Омск). Все участники награждены виртуальными дипломами, а победители получили Почетные грамоты Управления образования г. Екатеринбурга.

Все материалы необходимые для выполнения заданий, ответы, итоги высылались командам по электронной почте и дублировались на сайте проекта.

В конце проекта была проведена рефлексия участников, вот некоторые впечатления: "Вот и пролетело время, которое мы "провели" с Вами. Нам очень понравился проект. Мы ещё больше сдружились, находясь в поиске ответов на сложные задачи. Не всё получалось... Долго "ломали" головы над олимпиадными задачами, но удалось найти решение только на три. Интересный творческий этап, и в то же время, немного легче других... Было здорово! Нам очень понравилось." (команда "Знатоки" МОУ СОШ № 42, г. Омск); "Трудность некоторых заданий отбила интерес у ребят к работе. Не совсем понравились задания. Многие задания не соответствовали уровню обученности учащихся..." (команда "Счетики" МОУ СОШ № 86, г. Омск); "Проект замечательный. Задания были очень интересные и трудные. Иногда нам не хватало времени на их решение, но после мы с удовольствием их прорешивали и разбирали правильные ответы. Спасибо Вам за очень интересный проект. Жаль, что хорошо выступить в нем нам не удалось." (команда "Знатоки" МОУ СОШ № 76, г. Омск)

Отзывы о проекте в целом хорошие, но у некоторых возникали проблемы, связанные со сложностью заданий, такое бывает в любом проекте, сложные задания при правильной организации работы в команде только стимулируют детей на поиск ответа, напротив слишком простые задания могут "убить" интерес к проекту.

Недостатками проекта на взгляд его руководителей являются: короткий срок выполнения заданий, недостаточная часть разобранных задач на обучающем туре. Достоинствами же мы считаем: поднято большое количество нестандартных заданий на разрезание, которые могут стать основой для доклада, реферата или исследовательского проекта, стимулирование поисковой и творческой активности учащихся (разумеется при правильной организации работы в команде, а это дело руководителя команды).

 

Отчет 2: Был проведен проект для 3 классов по истории "Как кратко рассказать о целом государстве?".

Проект проходил с 27 февраля 2006 года по 24 марта 2006 года. В проекте приняло участие 11 команд и 2 работы – индивидуальные, всего 150 участников, одна команда была из города Екатеринбурга.

Цель проекта:

  • Активизация познавательного интереса к истории и жизни городов и родного края;
  • Развитие творческой активности учащихся;
  • Формирование начальных навыков исторического мышления;
  • Воспитание патриотических чувств, гордости за город в котором мы живем.

Очень понравились полные ответы команд:

  • "Омские одуванчики" Лицей №143,
  • "Словарики" МОУ СОШ № 138 г. Екатеринбург,
  • "Умницы и умники", школа №42 г. Омск,
  • "Солнышки" школа №10 г. Омск,
  • "Гардарика" Гимназия №26.

Ребята узнали много нового о том, что на уроках изучается эпизодически и поверхностно, узнали новое о своей стране, родном крае, о себе и о своих товарищах, научились работать с литературой по истории, выбирать главное и нужное. Присланные работы творческого тура (гербы) хороши и замечательны каждый по-своему. Все ребята ценят дружбу, стремятся к получению новых знаний, любят спорт и ведут активный образ жизни, они – справедливые, благородные и честные по отношению друг к другу, любят природу и хотят прославить свою Родину, и все любят школу, в которой учатся. Некоторые команды прислали несколько гербов ("Словарики" МОУ СОШ № 138 г. Екатеринбурга, "Сыны Отчизны" школы №16 г. Омска.)

По итогам проекта был подготовлен электронный журнал, в котором размещены гербы всех участников проекта, победителям и лауреатам проекта подписаны грамоты, и каждой команде отправлен виртуальный диплом участника проекта.

А учителя получили дополнительный материал в свою методическую копилку по истории и геральдике.

 

Отчет 3: о проекте "Возможна ли гармония между компьютером и живыми организмами?"

Компьютеры и компьютерные технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас трудно себе представить, что было время, когда документы набирались на пишущей машинке (а то и писались от руки!), игрушки делились на куклы, машинки и настольные игры, а слово ЭВМ ассоциировалось с чем-то очень большим, сложным и недоступным для простых смертных. Сегодня персональный компьютер стал обыденностью, он с легкостью помогает нам справляться с работой, берет на себя решение сложных задач в производственных процессах. Казалось бы – все замечательно. Но не утрачивает ли человек самостоятельность, подпав под влияние своего электронного детища, не становится ли добрый волшебник злым гением человечества – этот вопрос был задан участникам проекта "Возможна ли гармония между компьютером и живыми организмами", который проходил с 1 по 28 февраля 2006г.

Участниками проекта были высказаны самые разные мнения по данному вопросу от "Компьютер – это, бесспорно, высшее достижение цивилизации" до "Компьютер – это злой гений, пожирающий мысли людей". Многие респонденты утверждали, что глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождает "дефицит человечности".

Однако, опрос дал еще более интересные результаты: если больше половины людей в возрасте предпочтут компьютеру своего домашнего любимца, то в возрасте 15-16 лет это соотношение меняется на противоположное. Почему это происходит – повод задуматься не только для учителей и психологов, но и для родителей.

Работая над проектом, его участники впервые задумались над этим и многими другими вопросами, связанными с "хай-тек" - высокими технологиями сегодняшнего дня.

Но ни один из вопросов так и не получил однозначного ответа. Так, говоря о пользе компьютеров, респонденты одновременно отмечали и тот вред, который наносит чрезмерное увлечение ими. А когда зашел разговор о компьютерной зависимости, то никто не сумел достаточно конкретно сформулировать, в чем она выражается (и это несмотря на то, что почти пятая часть опрошенных призналась в своей зависимости от компьютера).

А Вас волнуют эти проблемы? Может быть, у Вас есть своя точка зрения и Вы хотели бы донести ее до окружающих? В таком случае мы будем рады приветствовать Вас в рядах участников нашего проекта, который – как и жизнь – продолжается! Пишите по адресу: ignolga # yandex.ru

 

Дорогие учителя!

Если Вас заинтересовал наш проект, Вы тоже можете принять в нем участие, написав по адресу: proekt99 # mail.ru. Группы будут формироваться по мере поступления заявок на участие.

Автор и координатор проекта "Разработаем проект вместе" - Маркер Надежда Юрьевна. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: