Письмо в Школьный сектор

О том, как прошли тренинги для тьюторов, прошедших обучение по программе Intel "Обучение для будущего", по проектной методике в ИППКРО г. Архангельска и Свердловскомобластном педколледже рассказывает преподаватель-методист, тренер программы Переверзева Дина Григорьевна:

Архангельск, 27 февраля 2006 г.

...Чудный северный старинный город Архангельск. Просматривая карту города и его окрестностей, как будто листаешь страницы школьных учебников истории, литературы, географии. Одни названия чего стоят: Холмогоры, Плесецк, Северодвинск, Котлас. Остров на Северной Двине с интересным названием Соломбала помнит твердую поступь Петра Первого. И, тем не менее, не забывая и гордясь историей своего края, архангелогородские учителя спокойно, рассудительно (как все северяне) стараются использовать в учебном процессе информационные и эффективные педагогические технологии.

В конце февраля 2006 года однодневный тренинг проводился на базе Архангельского областного ИППКРО. За организацию тренинга отвечала Ипатова Юлия Леонардовна. В тренинге приняли участие 14 человек: учителя школ, методисты АО ИППКРО.

Тренинг был целиком посвящен проектной методике, проходил по заранее разработанной программе в компьютерном классе Архангельского областного ИППКРО (мультимедийные ПК, проекционное оборудование, локальная сеть, выход в Интернет).

Этап тренинга на сплочение сработал хорошо, образовались четыре творческие команды, которые очень легко включились в работу.

Пройдя мини-тренинг "Типология проектов", сделали вывод о полезности классификации образовательных проектов, которая, по мнению участников тренинга, дает возможность учителю или тьютору увидеть будущий образовательный проект в "рамочном" варианте.

Выполнив целый ряд заданий в тренинге "Проблема", участники тренинга составили алгоритм формулирования проблемных и основополагающих вопросов.

На этапе "Исследование" остановились на разборе основных ошибок, допускаемых при исследовании, при проведении эксперимента. Проанализировали целый ряд проектов-примеров с целью поиска ошибок, допускаемых при проведении эксперимента. Внесли предложения как их исправить.

На этапе "Представление проекта" обсудили вопросы, связанные с получением достоверного результата (полученных знаний), о важности проведения экспертизы содержания проекта, о внимательном отношении к содержанию информации, представленной в виде таблиц, графиков, иллюстраций.

Участники тренинга поблагодарили организаторов программы Intel "Обучение для будущего" за их неустанную поддержку творчески работающего учителя.

 

Екатеринбург, 10 февраля 2006 года.

Однодневный тренинг проводился на базе Свердловского областного педагогического колледжа. За организацию тренинга отвечала зав. информационно-методическим центром Ирина Вадимовна Кудревич. В тренинге приняли участие преподаватели и сотрудники различных кафедр колледжа.

Тренинг был целиком посвящен проектной методике, проходил по заранее разработанной программе, состоящей из отдельных небольших тренингов:

  • "Типология проектов",
  • "Проблема",
  • "Исследование",
  • "Представление проекта",
  • "Маленькая страна".

Участники в самом начале тренинга объединились в четыре творческие команды с именами Соловьевы, Соколовы, Орловы, Сорокины, и, "став на крыло" в 9.00 утра, приземлились только в 18.00. За это время разобрались с вопросами:

"Зачем нам нужно рассматривать типологию проектов?"
Вывод: пройдя по доминантам классификации своего намечающегося проекта, учитель получает первичные ориентиры (сроки, исполнители, монопроект или межпредметный), старается подобрать тему УМП, при разработке которой учащиеся проведут исследования по той или иной проблеме.

"Как все-таки удачней сформулировать ОПВ?"
Вывод: помогает очень удачный мини-тренинг Надежды Шпаруты "Почему люди задают вопросы". Увидели, что в любом вопросе есть ключевые слова, они могут быть предметно-ориентированы, тогда подставив вопросительное слово и связав ключевые слова цепочкой дополнительных слов, получаем проблемный вопрос, а вот если взять ключевые слова, несущие общий смысл (философской категории), то вопрос становиться ОПВ. Шлифуем вопрос с позиций: интегративный, понятный, интересный, значимый, не имеет однозначного ответа и т.д.

"Какой проект мы называем исследовательским? На какой уровень исследования может выйти наш ученик? Как организовать теоретическое исследование, эксперимент, наблюдение, как собрать информацию, данные, получить достоверный результат? Какова роль базовых знаний, репродуктивного и продуктивного обучения?"
Вывод: взяли готовую детскую работу и проанализировали, отвечая на поставленные вопросы.

"Всегда ли выполненный учащимся образовательный проект должен быть успешным?"
Вывод: задача учителя, чтобы именно это и случилось. Очень важна предзащита, где учитель и эксперт в очень тактичной форме отметят недоработки, подскажут, как правильно написать доклад, сопровождающий представление проекта. Представление проектов должно стать праздником "открытых" ребятами знаний.

"Какие должны быть критерии оценивания образовательного проекта? Что оцениваем и как?"
Вывод: перед разработкой проектов критерии оценивания носят рекомендательный характер, а при защите проекта критерии получают конкретный, ориентированный на данный проект смысл.

"Зачем при выполнении УМП нужно хотя бы на время стать ребенком?"
Вывод: у детей можно многому научиться, важно уметь понимать учеников, ценить детские вопросы, прочувствовать, как решает проблемы гражданин "Маленькой страны".

Тренинг завершили "мыслями вслух", участники потренинговались в написании синквейнов:

Проблема
Интригующая, исследовательская
Заводит, заставляет, решается
Кто хочет, тот добьется,
Результат

(Куткина О.А.)

Энтузиазм
зажигающий, яркий
воодушевляет, ведет, восхищает,
вспомни, что ты был ребенком когда-то
Огонь

(Белоусова Н.И.)

Тренинг
Интересный, завлекательный
Учит, поясняет, помогает,
Как хорошо, что он сегодня был
Урок!

(Серебренникова А.А.)

Надо отметить, что коллектив СОПК очень дружный, трудолюбивый, преподаватели умеют работать в команде, не пасуют перед трудностями, идут до конца. Было очень приятно и легко вести тренинг.

Участники тренинга выразили большую благодарность и тренеру, и организаторам программы Intel "Обучение для будущего". в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: