Письмо в Школьный сектор

Сколько шагов от мотивации до результата? – рассказывает Анна Коровко, организатор обучения по программе Intel в Хабаровском крае:

Учатся только у тех, кого любят.
Любят того, у кого испытывают успех.

И.Гете

Определяющей составляющей результативности любой деятельности человека является наличие мотивов у этого конкретного человека к этой конкретной деятельности. Иногда мотивы, которые движут нами при совершении определенных действий, лежат вне сущности того, что мы делаем. Ребенок учит уроки, чтобы мама не ругала за двойку; учитель участвует в профессиональном конкурсе, потому что школе не хватает показателя "количество участников конкурсов" для подачи заявки на грант в национальном проекте; директор школы рапортует о присоединении к очередному эксперименту, потому что надо повысить показатели муниципалитета на фоне края и т.д.

Для менеджеров, организаторов таких процессов (мамы, директора школы, заведующего районо и др.), в принципе, задача решена – внешняя мотивация сработала! Однако как считают психологи, отсутствие внутренней мотивации, практически обрекает исполнителя на репродуктивную деятельность, которая в отличие от продуктивной не способствует развитию ни исполнителя, ни объекта, на который он воздействует. Такой вот фиктивно-демонстрационный продукт получается :-) !

Я не отношусь к той категории людей, которая считает, что негоже, не добившись внутренней мотивации, провоцировать своих коллег на "вступление", "участие", "обучение" и другие, не менее захватывающие процессы, популярными и действенными способами (приз, справка об участии, выполнение распоряжения вышестоящего начальства). Но! Придерживаюсь мнения, что процесс надо строить так, чтобы в ходе деятельности у его участников возникали мотивы и желания продолжить начатое, ценные для них лично, их профессионального развития, для развития среды, которая их окружает.

В силу обстоятельств могу сравнить организацию трех крупных проектов, связанных с повышением квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, реализуемых на территории нашего региона. С 2002 года на территории Хабаровского края реализуется проект Интел "Обучение для будущего" и проект АПКРО "Сеть Региональных центров дистанционного обучения", курируемый Федерацией Интернет Образования. В 2005 году в регион пришел амбициозный, финансируемый из средств правительственного займа у Всемирного банка, проект "Информатизация системы образования", курируемый Национальным Фондом подготовки кадров. Во все три проекта наша организация, которая является их координационным центром, была вовлечена по внешней воле, хотя формально и принимала участие в конкурсах. И все три проекта нами честно отрабатываются: выстроена сеть взаимодействия с муниципальными центрами, выполняются все требования организаторов проекта и т.д.

Однако есть один элемент, который безошибочно отделяет программу "Обучение для будущего" от других проектов. Этот элемент мы определяем как удовольствие от работы. С точки зрения психологов, удовольствие – это признак наличия внутренней мотивации у исполнителя. С точки зрения биологии возбуждение центров удовольствия центральной нервной системы вызывают положительные эмоции. А если учесть, что работники образования (преимущественно – женщины), крайне эмоционально относятся к своей работе, то можно сказать, что этот эффект от участия в программе очень важен.

Проанализировав различия в менеджменте трех разных проектов, могу отметить следующие позиции, характерные только для описываемого проекта, которые и приводят к желаемому эффекту:

  1. Наличие постоянной коммуникации с региональными организаторами и тьюторами программы, окрашенной неформальной, дружественной, а не директивной формой.
  2. Регулярное проведение очных встреч, построенных на деятельностной основе (обучающие тренинги, различные приемы командообразования).
  3. Постоянное инициирование новых форм взаимодействия (форумы, чаты, сетевые журналы, блоги, сетевые проекты) и новых проектов, как поддерживающих саму программу (коллекции лучших проектов учителей, сборник мини-тренингов тьюторов), так и выходящих за рамки самой программы (игры, связанные с GPS-навигаторами; создание коллективного гипертекста в среде Вики-Вики).
  4. Активное использование конкурсов по различным аспектам для участников программы, которые, как известно, являются мощным средством повышения квалификации.
  5. Наличие институтов внутренней экспертизы и межрегионального обмена тьюторами, ориентированного не столько на "инспекцию", сколько на методическую и организационную поддержку.

Сочетание этих факторов привело к сложившемуся профессиональному сообществу, членам которого интересно вместе создавать новое, встречаться, общаться лично и на расстоянии и таким образом развивать новые, современные, продуктивные технологии в работе со школьниками и учителями.

Получив опыт участия в таком проекте, преобразуется и собственная деятельность по продвижению проекта в регионе. Так, на примере Хабаровского края, крайне бюрократичного, закрытого и обладающего неразвитой сетевой культурой (По данным Фонда общественного мнения http://goroda.yandex.ru/khabarovsk.xml), можно проследить хорошую положительную динамику среди учительства и школьников, начавших применять ИКТ и исследовательские методы в работе и учебе.

Статистика девяти, проведенных в регионе, семинаров для выпускников программы "Обучение для будущего" и двух конкурсов для районных площадок, на которых обучаются учителя нашего края, показывает регулярное увеличение числа участников, расширение географии и представительства учебных предметов на конкурсах, усиление исследовательской составляющей в представленных проектах.

Инициированные сотрудниками нашего центра сетевые проекты, также демонстрируют и увеличение количества участников и улучшение качества работ школьников. Учителя, прошедшие обучение по программе, и тьюторы районных площадок в последние 2 года с охотностью стали откликаться на участие во всероссийских конкурсах программы, чего в первые годы было практически невозможно добиться. Новые формы командообразования, проведение тренингов стало обычной практикой среди тьюторов и педагогов при проведении занятий со школьниками. Новые сетевые сервисы (в частности общенациональный проект "Время вернуться домой", применяющий технологию Вики-Вики) привлекают наших учителей возможностью создавать, творить, привлекать детей к общему, интересному делу, развивать такие качества, как коммуникабельность, ответственность за себя и за других, понимание всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости своих действий. В настоящий момент уже более 20 педагогов присоединились к проекту и привлекли своих учеников. По высказыванию Анастасиади Григория, учителя из р.п.Охотск, школьники в очередь стоят, чтобы принять участие в проекте, и "сияют от восторга".

Мы считаем, что еще есть над чем работать, рано останавливаться, но определенно успех и положительные результаты у программы "Обучение для будущего" на территории Хабаровского края есть. И об этом мы с уверенностью можем сказать, основываясь не только собственных субъективных ощущениях.

Проект "Информатизация системы образования", который реализуется в регионе выделяет достаточно большие денежные средства на поддержку педагогических инициатив учителей, применяющих ИКТ в своей деятельности. Оценку работ, представленных на конкурс (а конкурсная документация достаточно тяжеловесная, объемная и требующая детальной проработки и презентации инициативы), проводит экспертный совет региона. Ради справедливости отмечу, что Хабаровский экспертный совет состоит из авторитетных представителей педагогической науки региона и не содержит в своих рядах ни одного из тьюторов или организаторов программы "Обучение для будущего". По итогам завершившихся 5 конкурсов, среди 18 победителей было 11 выпускников программы, которые активно продолжают проектную деятельность со школьниками, из них семеро являются тьюторами районных площадок. Вот такой результат, оцененный извне!

А на вопрос, вынесенный в заглавие этого текста – "Сколько шагов от мотивации до результата?", - я не отвечу однозначно. У всех по-разному – смотря какого результата вы намереваетесь добиться. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: