Письмо в Школьный сектор

Людмила Климович из Сургута на собственном опыте убедилась, что сумма локальных изменений внутри школ, происходящих под влиянием проведенных учебных проектов, дает изменение педагогической среды не только в школе, но и внутри города...

Когда шутят над прибалтами по поводу их "торможения", мне не очень смешно, поскольку север слегка "примораживает" и нашу жизнь. Все здесь течет неспешно, всегда есть момент некоторого ожидания большого мороза, и одевания про запас. Возможно, поэтому первые результаты работы площадок в городе были не столь ярки, как хотелось бы. Люди учатся, уходят в школы, что-то там делают, а показывать коллегам не хотят - прячут в закрома. Прийти посмотреть самим - пожалуйста, с большой радостью.

На первый семинар выпускников программы Intel "Обучение для будущего я, как организатор обучения по программе в школах города Сургута, с большим трудом заставила выступить пятерых. Увиденное показало зрителям из числа учителей школ, что у них работы были , возможно, даже и не хуже. И на второй семинар выпускников программы пришлось отбирать уже участников на конкурсной основе. НО! Выступать-то захотели не только выпускники программы. Несли на рецензию и сделанные конспекты лекций, и "электронные учебники". И это при двойном предварительном решете (тьютор, координатор). Как узнавали место и время консультаций - ума не приложу! Поскольку основным вопросом семинара было обозначено соблюдение авторских прав, выслушала огромное число рассказов о законопослушности учителей нашего города. Многие несли работы с собственным копирайтом.

Второй семинар выпускников показал, что человек, однажды отработавший проект со своими учениками, обязательно приступает к разработке и реализации второго. И это будет, скорее всего, уже не монопроект, а межпредметный, с коллегой, только что закончившим обучение. Так потихоньку учатся, помогая друг другу, работать по проектам, вовлекая учащихся в интересные самостоятельные исследования по предметам. А вот выступать на публику и показывать "прелести" своей работы не умеют! Впрочем, как и - правильно и в полной мере заполнять конкурсные документы.

В ноябре мы объявили о начале городского конкурса краткосрочных учебных проектов. Как организатор обучения и координатор этого конкурса, решила идти провокационным путем и назвала его "Неинтересная жизнь". Всем выдала одну схему для основополагающего вопроса: "Что было бы, если бы не было ...?". А там уж что хочешь, то и исследуй. На самом деле такая постановка вопроса конечно парадоксальна: Что было бы, если бы не было позвоночника? Все очень просто - беспозвоночные люди плавно перетекали бы с одного места на другое. Состояли бы из одних мышц. А голова упала бы прямо в штаны. Но такой вопрос позволяет выявить все потенциальные возможности, предоставляемые рассматриваемым объектом и понять, что без него мир был бы совсем другим.

Дети очень правильно отреагировали на такую постановку - для введения в проект "Жизнь воды" ученики начальных классов рисовали выставку рисунков "Что было бы, если бы не было воды?". Они просто не использовали белую, синюю и зеленую краски. Получилась очень серая, коричневая, горящая Земля, покрытая кратерами от ударов метеоритов. Третьеклассники до малейших тонкостей прочувствовали тему.

Для того чтобы конкурс не стал этаким "междусобойчиком", а превратился в дело всей школы и всего города, обязательно потребовали акт внедрения проекта в школе за подписью директора школы, тьютора. Результаты конкурса превзошли все ожидания Департамента образования и науки: обычно в городских конкурсах связанных с применением информационных технологий участвует в лучшем случае 8-10 конкурсантов. К нам обратилось больше двадцати.

На церемонии награждения выяснилось, что еще несколько человек не успели вовремя сдать работы в комиссию. А открытая (сменная) школа №2 провела внутренний конкурс, прежде чем выставиться на общегородской. В средней школе №1 все конкурсные работы прошли открытую защиту на родительских собраниях во время "Дня открытых дверей". Родители оценивали работу детей и учителей. Удивительно, что по результатам проекта по биологии, где выясняли причины плохого состояния кожи подростков, и дети, и родители, и администрация школы обратили внимание на работу школьной столовой. "Революция в столовой" привела к наведению порядка на кухне, чистым халатам и бейджикам у поваров, изменению в меню.

Таких локальных изменений внутри школ - в каждом проекте как минимум одно. Сумма их дает изменение педагогической среды внутри города:

Все больше учителей хочет пройти обучение по программе "Обучение для будущего" прямо сейчас - а у нас нет физической возможности - из 64 школ города только 8 подключены к Интернету и имеют боле или менее новое оборудование. Мы имеем доступ только к пяти. Компьютерные классы перегружены. Нашими же стараниями выпускники занимают места для работы детей в проектах:

  • Детям нравится учиться интересно: появились учителя, которые приходят не учиться работать на компьютере, а учиться вести занятия как коллеги (дети начали спрашивать "Нельзя ли учиться математике так же, как литературе?" и др.).
  • Есть у нас в городе элитная гимназия, находившаяся до недавнего времени на пике всех нововведений. Администрация однозначно отказалась от сотрудничества с площадками и не направляла своих учителей на занятия. Легко быть первыми, когда все стоят на месте.

Теперь весь город движется ровным маршем вперед, и учителя гимназии начали требовать обучать и их по программе.

В порядке очереди - обязательно. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: