Письмо в Школьный сектор

Когда будущее становится настоящим – размышления Елены Петровны Круподерововой, сотрудника Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры и организатора обучения по программе Intel об ответственности перед теми, кто поверил в программу Intel® "Обучение для будущего", в проектную методику, в компьютерные технологии...

Помните, что сказал мудрый Лис Маленькому принцу в знаменитой сказке для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Вот и мы, тьюторы Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры также считаем себя ответственными перед теми, кто поверил в программу Intel® "Обучение для будущего", в проектную методику, в компьютерные технологии. А поверили многие. Те учителя, которые записываются к нам на курсы, за несколько месяцев вперед; те руководители, которые организовали на базе своих школ экспериментальные площадки по применению проектной методики с использованием ИКТ; те выпускники, которые спрашивают нас: "А когда будет следующий тренинг? Не забудьте нас пригласить".

"Обучение для будущего" значительно отличается от тех образовательных программ, которые мы реализовывали раньше, своей педагогической стороной. Ведь здесь информационные технологии изучаются не ради самих технологий, а для решения важных педагогических задач, связанных с развитием личностей ученика и учителя. К реализации образовательной программы корпорации Intel "Обучение для будущего" мы приступили в марте 2004 г. Сегодня в Мурманской области по программе Intel® "Обучение для будущего" обучено 2500 педагогов.

Какие же изменения произошли за это время? Что дает участие в Программе Мурманским педагогам? Главный результат – в области сформировалось сообщество людей, заинтересованных в реальном освоении учителями школ ИКТ. Это руководители муниципальных органов управления образованием, методических служб, директора школ, наши тьюторы.

Проектная деятельность захватила сегодня многие образовательные учреждения области. Вот только несколько примеров.

В школе № 5 г. Мурманска работает проблемная группа учителей начальной школы по освоению проектной деятельности. В сентябре 2005 года учениками 3 класса под руководством учителей А.А. Шишовой и Н.В. Насоновой осуществлен проект "Путешествие Ботаника вокруг нашей школы". Ребятам удалось собрать 51 вид растений своего микрорайона.. 21 растение является лекарственным. Создан электронный банк данных растительного мира микрорайона школы, который был представлен на родительском собрании.

Уже два раза старшеклассники Заозерской школы № 289 под руководством учителя информатики, тьютора программы Т.В. Щечилиной устраивали "Суд над информационной технологией" в рамках проекта "На пути к информационному обществу". Школьники исследовали уровень информатизации своей школы и своего города, выясняли, что значит быть человеком высокой информационной культуры. А защита проектов проходила в рамках общешкольной конференции, где в качестве "защитников" и "обвинителей" информационной технологии выступали все желающие учителя и ученики. Кроме этого проекта в 289 Заозерской школе проведены проекты по физкультуре "Азбука здоровья", по английскому языку "There is no place like home", в начальной школе "Мое Заполярье", "Город и село", "Я люблю тебя, Россия" и многие другие.

Практически весь педагогический коллектив школы обучен по программе Intel® "Обучение для будущего". А учитель математики этой школы Н.Н. Киселева стала победителем областного конкурса "Учитель года 2006". На конкурсном уроке, который учитель провела с учениками 10 класса гимназии №10 г. Мурманска, школьники отвечали на основополагающий вопрос "Можем ли мы управлять будущим?". Для ответа на проблемный вопрос "Зачем нужен Земле озоновый слой?" ученики исследовали с помощью производной функцию изменения озонового слоя от времени. Учитель подвела ребят к мысли, что мыслить надо глобально, а действовать локально. Она рассказала, как 11-классники ее родной Заозерской школы каждый год в день последнего звонка сажают деревья на аллее выпускников. Сегодня эта школа стала областной экспериментальной площадкой по применению проектной методики с использованием ИКТ.

В Минькинской школе-интернате 26 учителей приняли участие в работе над общешкольным проектом "Человек разумный" с ОПВ "Человек - созидатель или разрушитель?"

Т.Н. Стуканева, учитель информатики школы № 19 г. Кандалакши провела с учениками проект "Сделай мир лучше!" с ОПВ "С чего начинается Родина?". Проведены практические мероприятия по воспитанию экологической культуры населения. Был организован субботник по уборке зоны отдыха на левом берегу реки Нива. Подготовили книгу-подарок выпускнику "Прошлое и будущее Кандалакши". Ученики попытались сформулировать основные проблемы, связанные с реконструкцией центральной части города и строительством аквапарка. Их главной задачей было доказать необходимость и реальность этого строительства. В работе имеются планы и виртуальные модели. Приводятся примерные расчеты расходов, доходов и окупаемости сооружения. И таких примеров можно привести еще немало.

Cоздан сайт дистанционной поддержки слушателей программы "Обучение для будущего" в Мурманской области. Дистанционно мы обучили 150 учителей. Дистанционное повышение квалификации по программе "Обучение для будущего" осуществляется через дистанционное помодульное обучение. На местах слушателям помощь оказывают тьюторы, обученные на базе Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры. Первое занятие проводится, как правило, в очной форме (выезжает преподаватель МОИПКРОиК). Дистанционный тьютор анализирует присланные визитные карточки проектов, сценарии презентаций и буклетов и т.д. Отправляет анализ по электронной почте школьному тьютору, а тот в свою очередь знакомит слушателей с результатами их работы. В конце курсов работы слушателей либо передаются на диске тьютору, либо тьютор выезжает на защиту. Существуют дни очных консультаций для слушателей и выпускников программы в МОИПКРОиК.

Проведены четыре семинара выпускников программы. Качество проектов, представляемых на конкурс значительно выросло. Очень приятно, что три проекта – лауреата областных конкурсов участвуют в конкурсе "В фокусе учебный проект-2006".

И, конечно же, огромную помощь выпускникам программы в организации их послекурсовой деятельности оказывают тренинги. Мы очень благодарны тренерам программы Д.Н. Переверзевой и Е.А.Яковлевой за проведенные у нас тренинги. Сегодня тренинги проводим для выпускников и сами. Очень полезным оказался для выпускников тренинг "Формирование у учащихся мышления высокого уровня через проектную деятельность", который провела Круподерова Е.П.. В конце тренинга каждая группа представила свой синквейн. Вот, например, один из них:

Тренинг
Насыщенный, активный,
Учит, побуждает, заряжает.
Учиться никогда не поздно!
Обучение для будущего.

На очереди освоение новых сетевых сервисов. Школьники Мурманской области обязательно примут участие в создании гипертекстовой энциклопедии ВикиПедия, расскажут о различных уголках Кольского Заполярья.

И мы очень верим, что наступит то время, когда большинство учителей Мурманской области из эмигрантов цифрового мира превратятся в его долгожителей, и будущее станет настоящим. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: