Письмо в Школьный сектор

Луч света в темном царстве, солнечный зайчик, прожектор перестройки, - так названа статья Сухоруковой Елены Владимировны из Саратова, тьютора программы Intel Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, в понимании которой таким "лучом" стала сама программа Intel "Обучение для будущего". Ее эссе, поданное на общепрограммный конкурс для организаторов обучения, мы размещаем в этом сообщении.

Казалось бы набор слов, не связанных между собой. Но именно эти слова возникли в моем сознании, когда я прочитала условия конкурса эссе. Итак, попробую обосновать, почему именно они.

1. Луч света в темном царстве

В моем понимании таким лучом стала сама программа Intel "Обучение для будущего". Особенно для провинции. Москва, Питер, да и просто областные центры идут намного впереди глубинки. Буквально четыре-пять лет назад в провинции компьютер дома был чем-то вроде первых телевизоров в XX веке. Учителя, конечно, слышали о всевозможных современных компьютерных программах и новых технологиях обучения, но реально посмотреть, попробовать, что и как, возможности не было.

Естественно, учителя информатики всегда более информированы обо всем новом и передовом. Да и оснащение кабинета компьютерами постепенно увеличивается и невольно самим своим наличием подталкивает к освоению новых методов и способов обучения школьников. Да и благодаря активности кафедры информатики СарИКПРО, проводящей всевозможные курсы повышения квалификации, семинары и т.д., учителя информатики у нас очень даже высококвалифицированные и компетентные.

И совсем другое дело учителя-предметники. Курсы повышения – только по предмету. Курсы компьютерные - вроде их и много, а вроде и особого толку от них нет, да еще и достаточно дорого для обычного учителя. Курсы дистанционные – пока нет своего компьютера и свободного доступа к Интернету - вещь не реальная.

И тут к нам пробился луч программы Intel "Обучение для будущего". Сначала один, второй, прошедший обучение не этом курсе, а третьим была уже я сама. И вдруг обвал: подготовлено 20 наших учителей информатики, а уже они, в свою очередь обучают учителей предметников со школ. "Intel учит не только информатиков, Intel-у нужны и мы!"- вот основная мысль учителей.

Интерес к компьютерным технологиям растет как снежный ком. Хочется попробовать самому, научиться, а уж научившись учитель просто не может хранить знания в себе. Волей-неволей, но происходит постепенное включение информационных технологий в процесс обучения. Мощный луч света пробил брешь в темном царстве незнания, недоверия и непонимания. А как следствие, учитель стал задумываться о приобретении компьютера домой. А когда такой помощник у тебя дома, то и возможностей реализовать себя гораздо больше. И сейчас парк домашних компьютеров у учителей-предметников значительно возрос, а сам компьютер стал уже не диковинкой, а другом и надежным помощником в нашей трудной, но интересной работе.

Главный итог обучения, на мой взгляд, полностью меняется, перестраивается сознание, понимание того, как учить современных школьников, да и студентов, как сделать процесс обучения интересным для каждого. Проектная методика стала просто повсеместной. Ни одно мало-мальское мероприятие на уровне школы или всего города не обходится без показа какого-либо проекта, или обсуждения, сравнения нескольких.

Расскажу, как повлияло обучение по программе Intel "Обучение для будущего" на меня. После недельного обучения в ноябре я уже точно знала, что точно буду внедрять эту технологию в учебный процесс. Уже со следующего семестра в эту программу включились студенты физико-математического факультета нашего вуза. Интерес был огромный. Больше всего моих студентов, как и меня в свое время, интересовало, как все то, что они изучали в разных курсах информатики, использовать на практике в реальном процессе преподавания математики, как приметить метод проектов к нашему такому тяжелому, но такому интересному предмету.

В этом году подключились будущие учителя начальных классов, физкультуры, БЖД, воспитатели детских садиков.

Параллельно с этим в 2005 г нашей кафедрой был объявлен региональный конкурс творческих работ по математике "Этот удивительный мир математики". Участники создавали образовательную мультимедийную презентацию PowerPoint в поддержку современного урока математики, для факультативных занятий, кружковой работы или внеклассных мероприятий. Это был первый конкурс для школьников и студентов такого типа в нашем городе.

Идея оказалась удачной. Интерес к конкурсу был очень высокий, желающих поучаствовать вполне достаточно. В этом году состоялся уже второй такой конкурс. Студенты физмата, прошедшие обучение в 2005 году, уже сами становились во время педагогической практики помощниками и руководителями проектов школьников по математике. Сколько замечательных работ было на него представлено!

В 2006 году мы организовали для учителей математики, учителей начальных классов и студентов региональный конкурс образовательных ресурсов по математике "ОПОРА". Участники создавали образовательный мультимедийный ресурс в поддержку современного урока математики. Разработанный образовательный ресурс может быть использован в реальном учебном процессе на этапе объяснения, закрепления, контроля, повторения учебного материала. Вместе с образовательным мультимедийным ресурсом представлялись методические рекомендации по использованию ресурса в образовательном процессе. И этот конкурс тоже стал востребованным. И уже сейчас учителя просят, что бы конкурс стал ежегодным.

Подводя итог этой "номинации" можно сказать, что благодаря лучам, темное царство рассыпалось, а небо стало с ярким солнышком, но еще с облачками. А почему с облачками, рассмотрим в следующем пункте.

 

2. Солнечный зайчик

Итак, облачка на небе – это, увы, отсутствие свободного доступа школьников, студентов, учителей к сети Internet. Хотя все больше внимания к этому вопросу и есть надежда, что и это скоро станет обыденным делом. А солнечные зайчики всегда пробьются и, поиграв, поманят за собой. Пусть пока отраженный свет, но, тем не менее, и он тоже может подсказать путь.

А зайчики эти - новые сетевые сервисы (вики-вики, геокешинг, чаты, форумы, блоги и др.). Конечно, мы о них слышали, те у кого есть доступ к сети, смотрели и пробовали, но в массовом порядке пока это еще не доступно. Хотя!!!

Мои десятиклашки уже освоили вики-вики на семинаре для школьников в СарИПКРО. И даже с главной страницы сайта программы Intel "Обучение для будущего" была ссылка на нашу работу (про монумент Славы в г. Балашове). Приняли участие в проекте "Время вернуться домой".

Кто ищет, тот всегда найдет! И где, и что, и как. И то, что еще вчера казалось невероятным, станет вполне реальным.

Студенты более активны в различных чатах и форумах, может возраст как раз. А на сайте нашего вуза активно действует студенческий форум, который создается и поддерживается самими студентами. Благодаря кафедре информатики СарИПКРО создано сетевое сообщество учителей информатики Саратовской области, а нем сообщество учителей информатики Балашовского региона, думаем о создании такого же сообщества для учителей математики.

Очень много слышали про "путешествие лягушки". Но пока она путешествует мимо нас. А очень хочется с ней познакомиться. Ищем пути, надеемся на встречу. Это еще один солнечный зайчик, с которым мы хотим подружиться.

И таких зайчиков, гуляющих по просторам нашего мира очень много. А если вспомнить физику, и направить свет этих зайчиков в нужное русло, в одно место, то...

Из искры возгорится пламя!

Пламя интереса ко всему новому, интересному, нужному. А помогать будет уже не луч, не зайчик, а прожектор.

 

3. Прожектор перестройки

Информационные технологии, Интернет - прожектор, освещающий веер возможностей для школьников и студентов из самых отдаленных областей нашей страны. А перестройка – это, прежде всего, перестройка нашего сознания.

Как сказал Юрий Базылев: "Тупики стимулируют мышление". Тупик-отсутствие денег даже на поездку на семинар, конкурс, олимпиаду, турнир, церемонию награждения хотя бы в областной центр. Тупик – отсутствие времени на долгую поездку. Тупик – в лицее только из кабинета директора можно выйти в Интернет, а нужен доступ для каждого. И таких тупиков – тьма.

Но... Очень хочется, чтобы дети попробовали и показали себя не только на местном уровне. Ищем в Интернете и находим! Уже в этом году мои десятиклассники приняли участие в трех дистанционных олимпиадах ("Математическая карусель", олимпиада "Эйдос", конкурсы и олимпиады сайта "Занимательная математика - школьникам"), заявили о себе, неплохо проявили себя, где-то стали победителями, где-то призерами, а где-то просто попробовали свои силы. Но это так здорово и интересно!

А сколько учителей из других школ заинтересовались после доклада на конференции такими олимпиадами. Пусть не все, но кто-то обязательно привлечет своих учеников к этому увлекательному делу.

А итоговой точкой в этом учебном году стало для нас участие в общенациональном образовательном проекте Летописи, организованнром компаниями Intel и ТрансТелеКом, в игре Викимания Саратов-Хабаровск. 9 команд из Саратовской области и Хабаровского края нацелено работали над созданием Важного, Уникального и Общего содержания Летописей.

Этот проект уникален тем, то он кроме освоение wiki- технологии, учит одной очень важной в современном мире вещи: умению работать в команде, учит делать что-то сообща, обмениваться информацией и согласовывать свои действия с другими. Причем сообща не только своей командой, но и вместе всеми командами! Создание одной общей статьи про общее у Саратовской области и Хабаровского края – самое удивительное и увлекательное задание. Причем, вначале именно оно вызывало больше всего вопросов и страшновато было начинать. А потом...

Именно за этой статьей следили наиболее пристально и внимательно, искались общие факты. Сколько радости и удивления вызывало то, что написанная нами информация была удачно продолжена и уточнена хабаровчанами. А вместе получилась интересная статья, несмотря на то, что ее авторы ни разу друг друга не видели и работали на огромном расстоянии от друг друга, да еще и в разных часовых поясах. А какая радость была оттого, что мы, команда из небольшого городка, где с Интернетом в открытом доступе для школьников пока больше проблем, чем свободы действий, именно мы стали абсолютными победителями этой игры! А всего лишь год назад даже мысль о возможности участия в подобного рода проекте казалась невозможной.

На примере этого проекта все яснее осознаешь, что именно информационные технологии на современном этапе своего развития все чаще и чаще используются для того, чтобы помочь преодолеть временные и пространственные барьеры командам, работающим над единым проектом. Именно для решения таких задач предназначены социальные сервисы Интернет, позволяющие делать что-то сообща, обмениваться информацией и согласовывать свои действия с другими.

Подводя итог, можно сказать тоже широко известной фразой "Ужасно интересно, все то, что неизвестно!" И радует то, что все больше перемен в отношении информатизации, все больше возможностей и у учителей, и у студентов, и у школьников узнать новое и неизвестное, попробовать на себе, принять участие в интересных общих проектах и коллективных делах. И бытие, и сознание, и возможности, все со временем меняется. И есть надежда, что к лучшему! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: