Письмо в Школьный сектор

Об этапах работы над проектом "Делай добро и бросай его в воду!" рассказывает в Летописях.ру Кононова Татьяна из Омска

В марте 2006 года на Омской областной станции юных натуралистов открыли компьютерный класс.

Главной заботой, сопутствующей большой радости, был поиск ответа на вопрос "Чем будут заниматься юннаты в этом классе?

Компьютерный класс посещают дети разного возраста, занимающиеся в других кружках станции. Кто-то уже что-то умел делать на компьютере, кто-то и мышь в руках не держал… Чему можно научить ребят за 3 месяца? Как организовать занятия, чтобы всем было интересно, и большим, и маленьким?

Объявленный конкурс "В фокусе - учебный проект" подсказал мне решение этой проблемы! Будучи выпускницей курсов "Обучение для будущего" Центра компьютерных технологий обучения при Омском государственном педагогическом университете и тьютором в прошлом я решила "освежить" в памяти проектную методику курсов и совместить ее с изучением информационных технологий, используемых для реализации проекта.

Как мне казалось на первых порах, самое главное найти удачную тему и заинтересовать ею ребят. Автобусный маршрут "Центр-Левый берег" подвел к проекту. Омск строится; самым главным архитектурным событием прошлого года стало открытие метро-моста им.60-летия Победы. Мост, соединяющий Левый и Правый берег, многое изменил в жизни омичей: кто-то теперь добирается на учебу в университет в 5 раз быстрее, кто-то живет в самом центре, кто-то нашел новую работу, от которой раньше бы отказался из-за удаленности…

И у всех на устах и глазах - транспортная реформа. Сколько новых маршрутов, изменений в движении старых, автобусные остановки там, где не ожидаешь их увидеть! Бабушки, севшие на автобус по ошибке, часовые ожидания автобуса №N, который уже и не ходит вовсе! Кондукторы, "немые" от растерянности и шквала вопросов пассажиров, конкурсы департамента транспорта, в которых даже кто-то чего-то выиграл!

В общем, проблема - ого-го! Дети-то мои все живут на Левобережье, значит, она и для них не прошла стороной.

В рабочей учебной программе кружка "Лесовичок", который посещают эти же дети, есть темы, посвященные краеведению, изучению истории Омска, современному облику города. Переговорив с преподавателем, мы нашли точки соприкосновения программ двух кружков и продумали, как организовать интегрированные занятия.

Осталось придумать, как подвести детей к мысли, что эту проблему они увидели сами, а не я преподнесла им ее на блюдечке.

… Объявляю ребятам, что мы начинаем работу над новым и интересным проектом, в котором будем решать важную для нашего местного сообщества проблему.

Закидываю удочку: "С какими проблемами вы сталкиваетесь в жизни?"

"Мама денег не дает", "Опаздываю в школу, а там ругают", "Не отпускают гулять в соседний двор" и пр., "очень маленького и узкого характера".

Берем шире: "Какие проблемы есть у жителей Левобережья?"

"Построили новый дом, теперь он загораживает свет всем жителям соседнего дома", "Вырыли котлован для нового дома, дом строить передумали, а яму не закопали", "Далеко идти на остановку" (ну вот, думаю, уже близко), "Не красиво во дворе"…

М-да, "расплываемся" на город: "А как в думаете, над чем стоит подумать всем омичам?"

"Еще один фонтан построить, у нас на Левом берегу", "Праздник - каждые выходные", "Грязно на улицах", "Много бездомных животных, вот мою подружку недавно укусила собака". И что тут началось… Вопросы - градом: "А ей уколы стали делать?", "А правда, что их делают в живот?", "А вот меня никогда не укусят, я знаю, как вести себя с дикими собаками", "А я их не боюсь - мой Джек сам всех покусает", "А в нашем дворе Аська родила такииих малюсеньких хорошеньких дворняжечек…", "Пойдем посмотрим!", "Да мы их уже на теплотрассу пересилили!", "А они уже едят сами?", "А что им можно принести? Мне мама разрешит!"….

Минут 10 неостановимых разговоров. Я и не перебивала. Пришла мысль, а что если это и есть та самая тема…

Так мои ученики и не узнали, какую "учесть" готовила им я. Уже потом, работая над проектом, как-то спросила: "Не заметили ли вы каких-либо изменений в транспортной жизни города?", на что получила дружный, всеобъясняющий ответ "А мы никуда не ездим! Зачем? Школа, магазины, станция - рядом, да и родители не разрешают ездить одним".

Вывод: перефразируя, "мы предполагаем, они (дети) располагают". Я считаю в данном случае непринципиальным настаивать на выбранной теме, даже если все материалы подготовлены, вопросы продуманны, "паззл в голове сложился"; даже если нам, взрослым, педагогам кажется, что именно это важно и полезно детям.

На помощь позвали преподавателя кружка "Лесовичек", выяснили, каким образом можно встроить нашу новую тему в учебный план.

Пришлось с ходу совместными усилиями ставить проблемные вопросы, распределять роли, продумывать план проекта с нуля.

Я им, малышам, благодарна еще раз за истину - никакая технология, идея, прием, метод не принесут результатов, даже если идти с ними с самыми лучшими намерениями, если у детей нет внутренней готовности к восприятию, мотивации, понятности и близости ваших предложений.

"Делай добро и бросай его в воду"
Как выстраивалась работа над проектом?

Надо заметить, что почти все ребята начальной школы не имели первоначальных навыков работы на ПК. Требовалось соединить этап работы над проектов с изучением информационной технологии, необходимой для реализации данного этапа; увеличить количество времени на отдельные этапы; выстроить последовательность заданий - от реализуемых с помощью простых программ (MS Paint) до более сложных (MS Publisher).

Над проектом работали 6 ребят, четверо четвероклассников и двое - семиклассников. Для оформления результатов работы в виде сайта-проекта и анализа полученных данных проведенных исследований подключились ребята кружка "Зоология", которые уже имели опыт создания статей на основе Wiki-Wiki и проведения исследований.

Работа в разновозрастной группе принесла свои плоды: старшие покровительственно относились к младшим, прощали им излишний шум и эмоциональность, замечательно справлялись с ролью наставников; младшие преодолели возрастной барьер, смело обращались за помощью, "выросли" в владении компьютерными технологиями, стали свободнее высказывать мысли.

В ходе проекта появлялись новые неожиданные повороты, которые в начале пути мы не увидели; мы не отказывались от них.

Например, оказалось не так-то просто найти информацию о количестве пострадавших от животных в Омске. Мы с ребятами обзвонили десятки организаций, которые могли предоставить необходимую информацию, но официальных данных так и не получили. Не помогло и открытое письмо через Интернет мэру Омска.

В ответах взрослых встретилось предложение о кастрации животных. Ребята не знали, что это такое и как это поможет решить проблему. Мы пригласили на занятие ветеринара - студента 4 курса Омского ветеринарного института, который рассказал о таком варианте уменьшения количества бездомных животных, а также о болезнях, передающихся человеку от животных.

В ходе выполнения проекта ребята осознали, что создание приюта, о котором они мечтали, совсем не простое и не скорое дело, одним детям не справится, нужно не только много материальных средств, но и очень много требований для открытия приюта, даже небольшого на станции. Поэтому ребята остановились на написании письма директору станции с просьбой на базе кружка "Зоология" открыть комнату для временного содержания найденных животных с дальнейшим устройством найденышей.

Разработанные и распечатанные знаки, плакаты, объявления были расклеены во дворах детей и школе. Памятка о поведении человека, оказавшегося в опасной ситуации с животными на улице, поможет ребятам не испугаться, а действовать правильно в таких условиях.

К сожалению, нам не удалось пока представить результаты нашего проекта на каком-либо общественном мероприятии, но мы готовы выступить с проектом в начале следующего учебного года на презентации станции.

Мы надеемся, что размещение проекта в сети позволит продлить жизнь нашей идее! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: