Письмо в Школьный сектор

"От информационного взрыва к единой картине мира": Гарапов Альберт Фаритович из Института развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ) делится своими размышлениями об освоении образованием информационных технологий

Ещё в 1999 году я познакомился в Москве на конференции "ИТО в образование" с образовательной "Программой межшкольных связей по Интернет" и "Обучение и доступ к Интернет", проводимых некоммерческой организацией "Проект Гармония". А в 2001 году группа школьников под моим руководством победила в конкурсе ThinkQuest по естественно-научному разделу. Наш веб-сайт назывался "Думают ли животные?".

Объявление о конкурсе эссе по теме "Новые сетевые сервисы и педагогические инициативы" мы получили по электронной рассылке "Педсовет по средам" "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН, на который мы подписаны уже довольно давно.

Институт развития образования РТ, в котором я работаю, раньше назывался Институтом повышения квалификации работников образования и сейчас он занимается повышением квалификации учителей и администрации школьных учебных заведений, а также училищ.

Идеи, которые прозвучали в названии конкурса эссе, были реализованы в разработанном мной Учебно-методическом пакете (УМП) "Возобновляемые источники энергии". Его основные положения можно посмотреть на сайте http://umpvos.narod.ru.

В УМП использованы документы, полученные на курсах по программе Intel "Обучение для будущего". Это касается форм визитки, документов по критериям оценки работ учащихся. Идеи курса Intel отражают зарубежный и отечественный опыт работ педагогов, и их можно отнести к идеям проблемного обучения. В разработанном и реализованном мной УМП "Возобновляемые источники энергии" я попытался обобщить эти идеи и адаптировать к российским условиям...

Человечество всё 2-ое тысячелетие строило огромную Вавилоновскую башню знаний. И как в древней легенде строители (узкие специалисты) перестали понимать друг друга. И рухнула эта башня, развалилась на кусочки, разбив зеркало научного сознания, мировоззрения человека на мелкие блестящие частички, в которых как в калейдоскопе единый мир - Природа предстает как причудливая мозаика бесконечно меняющейся картины, ни автор которой, ни создатель, не цели его неизвестны. И это человек назвал Информационным взрывом.

Но если отойдем от легенды, то и до новой эры был Информационный взрыв. Математика той эпохи - геометрия, путем накопления различных фактов (кстати, математики этот путь назвали Вавилоновским путем) пришли к такому их объему, что потребовалось собрать эти кусочки знаний в общую, единую систему знаний, что блестяще проделала Евклидова геометрия (математики назвали это аксиоматическим путем).

Так вот в нашу эпоху роль Евклидовой геометрии выполняет информатика, а вместо инструментария линейки и циркуля, информационные компьютерные технологии. И если раньше, в прошедшую эпоху педагогические технологии пытались уловить луч знания от одного кусочка разбитого зеркала мира, то информатика даёт нам и методологию (системный анализ), и метаязык (системно-информационный язык), и инструментарий (информационные технологии) для того чтобы отразить единую научную картину мира в едином зеркале сознания человека.

Если первые педагогические инициативы касались интеграции предмета с информационными технологиями в виде обучающих, тестирующих программ через интегральные уроки, то наступило время интеграций знаний, через проблему, проблемное обучение, в проблемно-проектном его виде.

Как в одной капле отражается океан, так и в одном вопросе школьника (основополагающем вопросе) в проблемно-проектном обучение может проявиться весь мир в его единстве и противоречии. И как его спроектировать, проявить, каким путем следовать учителю и его спутникам-ученикам на пути познания, исследования мира дают ориентиры и инструментарий информатика, информационные технологии.

Мировая паутина, Интернет и его услуги, сервисы представляют инициативе педагога возможности, которые были просто немыслимы в прошлой эпохе. И аудитория всё человечество и объект исследования весь мир. Но и задача стоит грандиозная собрать осколки зеркала научного сознания человека в единую научную картину мира. И задача выполнима в совместном труде учителя и ученика.

Обучение для "будущего"? - Нет, "будущее" уже сегодня! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: