Письмо в Школьный сектор

Александр Михайлович Пинский, директор Центра информационных технологий из г. Тольятти делится своими размышлениями о новых формах организации проектной деятельности учащихся.

Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.

Во время конференции РЕЛАРН 2005 года вместе с другими участниками Школьного сектора мы познакомились с новой формой работы. Называлось это очень незатейливо: "Прогулка в стиле геокешинг". Геокэшинг – игра, в которую играют во всем мире, это "поиск сокровищ" с применением достижений технического прогресса в области спутниковой GPS-навигации. А так как на РЕЛАРН нам – тольяттинцам – посчастливилось попасть целой командой тьюторов (6 еловек), то мы, конечно, стали сразу размышлять о том, насколько эта форма работы может быть нам полезна.

Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью… Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали!

Особенно долго и тщательно готовились к первой игре. Партнерами стали менеджеры программы "Обучение для будущего", а также одна из тольяттинских коммерческих фирм (благодаря им мы при проведении первой игры были обеспечены GPS-навигаторами).

В декабре 2005 года на семинаре выпускников программы Intel в Тольятти было заявлено о появлении новой игровой формы организации проектной деятельности – геокэшинг. В первой половине дня 3 команды – учащихся, педагогов, директоров школ и специалистов Департамента образования мэрии г. Тольятти – прошли маршрутами игры, а во второй половине дня представили результаты мини-проекта "Символы в нашей жизни".

До сих пор в городе хорошо помнят эмоциональное выступление руководителей, в котором они призывали к скорейшему внедрению мобильных информационных технологий в систему образования города. По сути дела, сумев увлечь игрой директоров и специалистов Департамента образования, мы заручились мощной поддержкой управленцев в новом деле. Тогда же, на семинаре, нами было заявлено о рождении городского Клуба образовательного геокешинга.

Основной задачей Клуба образовательного геокешинга стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка "точек". Содержание копилки доступно педагогам, желающим разработать собственный проект.

Посыпались заявки от школ, желающих не только поучаствовать в игре, но и научиться разрабатывать проекты с использованием мобильных технологий. Вскоре, следуя пожеланиям, мы разработали 24-часовую программу "Организация проектной деятельности учащихся с использованием мобильных устройств", которая прекрасно дополняет курс "Обучение для будущего" либо реализуется в рамках самостоятельных проблемных семинаров.

Вариантов организации проектов в форме образовательного геокэшинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т.д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. GPS-навигаторы, помимо определения координат, имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени.

И, например, изучение темы "Площади фигур" по математике можно организовать в форме интересного проекта с практической работой по определению площадей зданий, сооружений и объектов на улицах города. И, вне зависимости от предметной области, в рамках проекта можно решать проблемы патриотического воспитания… Да, в общем-то, любые проблемы, актуальные для конкретного класса, школы, города…

Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное – определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.

В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов. Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным их сверстниками маршрутам, или прокладывая собственные маршруты.

За прошедшие 6 месяцев геокешинг стал очень популярен в тольяттинских школах. Все желающие на первых порах обращаются за помощью к методистам городских обучающих площадок по программе Intel "Обучение для будущего": Центр информационных технологий и Центр медиаобразования. Они могут выбрать и адаптировать для своих условий один из маршрутов, разработанных в ходе реализованных ранее проектов:

  • "Никто не забыт, ничто не забыто"
  • "Пейзаж из стекла и бетона"
  • "Мира не узнаешь ты, не зная края своего"
  • "Символы в нашей жизни"
  • "Спортивная мозаика"

А освоив технологию, приступить к разработке своих маршрутов.

Игра в стиле геокэшинг под названием "Пейзаж из стекла и бетона" проводилась в рамках городского дистанционного образовательного проекта "Экоград" и была посвящена проблемам видеоэкологии города Тольятти. Видеоэкология – малоизвестное направление экологии, изучающее влияние видимой окружающей среды на здоровье человека. Не многие задумываются о том, что господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и углов – все это оказывает негативное воздействие на наше самочувствие.

Что такое хорошо и что такое плохо? – таков был основополагающий вопрос проекта.

Пять команд детей с ограниченными возможностями здоровья из различных школ-интернатов, прогулявшись по улицам города, искали ответ на него и на проблемные вопросы проекта:

  • Может ли город быть агрессивным?
  • Когда техногенная среда бывает красивой?
  • В чем индивидуальность нашего города?

Для детей, имеющих проблемы с физическим развитием, участие в дистанционных проектах стало настоящим "окном в мир маленьких открытий". Особенно ярко это прозвучало во время телеконференции, где все команды представили результаты своей проектной работы.

Свои впечатления от участия в проекте дети выразили в песнях, стихах и увлекательных рассказах о том, чего они достигли, творчески выполняя оригинальные исследовательские задания.

Ребята проанализировали видимую среду своего микрорайона с точки зрения видеоэкологии, рассказали другим командам как об "островках радости", так и о непривлекательных объектах, которые они встретили на маршруте. Все участники игры отметили, что в нашем городе преобладает агрессивная видимая среда, обусловленная типовой застройкой зданий.

"Действительно, что нас окружает: голые стены из бетона, глухие заборы, темно-серая цветовая гамма, нецензурные надписи. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно, т.к. взгляду не за что зацепиться, нечем полюбоваться".

В то же время ребята отметили, что техногенная среда бывает и красивой. Зависит это от присутствия разнообразных элементов – зеленых посадок, современных зданий, необычных по форме и цветовой гамме, рекламных щитов и красочных магазинных вывесок.

Но самым важным, пожалуй, является то, что школьники поняли: красота, привлекательность и ухоженность местности зависит, прежде всего, от тех, кто здесь живет.

Ребята с ограниченными возможностями здоровья были рады возможности "живого" общения команд в прямом эфире телеконференции. Они почувствовали себя полноправными членами общества, ощутили в себе силы для решения проблем видеоэкологии и предложили пути решения некоторых из них.

В рамках еще одного дистанционного образовательного проекта – "Спортландия" – тоже была проведена игра в стиле геокэшинг. В ходе конкурса "Спортивная мозаика" участники проекта должны были представить репортажи с мест спортивных событий нашего города. Ребята прошли по маршрутам, объекты которых тем или иным способом были связаны с физкультурой и спортом.

Конечной точкой каждого маршрута являлось место проведения какого-либо спортивного мероприятия: районный шахматный турнир в рамках школьной Спартакиады, дружеская встреча по волейболу "Мудрейшие против сильнейших" между командами учителей и учащихся школы, гандбольные соревнования…

О следующем проекте в стиле геокешинг "Мира не узнаешь ты, не зная края своего участвовали ребята со сложной судьбой, учащиеся интерната №1, расположенного в поселке Шлюзовом. Наблюдая за воспитанниками интерната №1, путешествующими по своему микрорайону с GPS-навигатором, педагоги обратили внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому взглянули на знакомые места и с удивлением пришли к выводу, насколько интересен и самобытен их поселок, поняли, что своей родиной они по праву могут гордиться.

Итоги проектов, проведенных в нетрадиционной игровой форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что в ребята не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также приобретают опыт работы в команде.

Образовательный геокешинг – это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: