Письмо в Школьный сектор

Яникова Наталия Валериевна из Муниципального образовательного учреждения "Тямшанская гимназия", Псковский район, Псковская область рассуждает о главной задаче, стоящей перед современной школой - научить детей учиться...

Задача современной школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, то есть научить учиться. Поэтому в ходе инновационной деятельности в школах всё большее внимание уделяется проектно-исследовательскому методу и участию в сетевых проектах.

Сетевой образовательный проект рассматривается исследователями как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.

Ещё несколько лет назад для организации взаимодействия между участниками сетевых проектов использовались e-mail, чаты и форумы на web-сайтах. В последнее время для этих целей всё активнее используют такие возможности сети Internet, как Живые Журналы (блоги), сервисы по работе с изображениями (Flickr), среда для создания коллективных гипертекстов (WikiWiki).

Новые сервисы по своим возможностям оказались более мощными. Самая главная их черта - социальная направленность, что и является выгодным для участников сетевых проектов.

Для Псковской области и, в частности, Тямшанской гимназии, первый опыт знакомства с новыми сервисами был получен в 2005/06 учебном году. В первом полугодии старшеклассники участвовали в сетевом проекте "Виртуальная экскурсия по древнему городу" (игра в стиле геокэшинг), результаты которого были обобщены на http://wiki.saratov.fio.ru/wiki/index.php.

Мы с группой ребят сделали большой круг по городу, выполняя задания, указанные в маршрутном листе, и очень устали. Но дети были довольны: они поняли, что этот день осенних каникул пошёл им на пользу. Ребята лучше узнали Псков, познакомились со сверстниками из других школ, увидели, какие возможности таит в себе Internet и как их можно использовать.

Примером сообщества, созданного в ЖЖ для координации работы над сетевыми проектами, может служить Педагогическое сообщество Псковской области. Сообщество было создано в 2005 году. Сегодня в сообществе 20 участников, в числе которых не только учителя разных городов области, но и учащиеся. Мы обсуждаем проблемы организации и участия в сетевых проектах, делимся идеями, наработками, мыслями, оказываем друг другу помощь.

Таким образом, данный блог способствует единению школ на уровне области. Кроме того, за нашей деятельностью на страницах ЖЖ следят члены сообщества Виртуальные Интели, которое ещё раньше было создано группой преподавателей нашей страны, работающих над совместными проектами. Это даёт нам уверенность в себе: мы чувствуем, что сближаемся с коллегами и единомышленниками из других областей, хотя никогда их не видели.

После создания "Виртуальной экскурсии по Пскову" и у учителей, и у самих школьников возникло желание рассказать о деревне, в которой мы живём. Поэтому во втором полугодии мы начали участвовать в проекте "Время вернуться домой", где создаётся летопись российских деревень, поселков, железнодорожных станций и малых городов.

Проект "Время вернуться домой"

Целью проекта является создание учебной цифровой карты России, на которой были бы отмечены и описаны города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Содержание проекта прежде всего связано с местами, событиями и людьми, которые имеют значение для обучения.

В проекте описываются события, которые происходят в 2006 году и события более раннего периода. Исторические странички энциклопедии можно связывать с "виртуальными экскурсиями" по местам, в которых живут участники проекта.

Изучая опыт работы большинства учителей-практиков, уже принимавших участие в сетевых проектах, можно сделать вывод о том, что лучше всего сетевые проекты будут сочетаться с такими формами учебной деятельности как факультатив, элективный курс, кружок и т.д.

Для работы по проекту непосредственно на уроке часто приходится перекраивать учебный план и программу. Это становится особенно сложным, если проект по своей сути является межпредметным. Поэтому для участия в Летописях мы используем факультативные часы, отведённые для 6-8-х классов.

В создании "Виртуальной экскурсии" принимали участие команды Пскова, Новгорода, Саратова, Воронежа и некоторых других городов. Летописи - проект более масштабный. Число регионов Летописи неуклонно растёт и приближается к полусотне. На примере данного проекта мы явно наблюдаем интеграционные процессы между учебными заведениями страны.

Участие в сетевых проектах показывает, что работа над определённым заданием будет эффективнее в том случае, если проводится малыми группами (от двух до шести человек). У каждой группы должен быть учитель-координатор. Помимо этого любой участник Летописей, в каком бы уголке России он не находился, имеет возможность прослеживать и координировать работу коллег.

Это оказалось очень ценным: по мере составления страничек в Wiki, мы получаем рекомендации по работе в режиме реального времени. В Летописях легко можно узнать, какая статья сейчас создаётся, благодаря ссылке на свежие правки.

Одним из самых сложных этапов для учащихся является создание ссылок на статьи, которые, может быть, ещё не существуют, но в принципе могут существовать. Каково же было наше удивление, когда мы в своей статье о Выбутах, где расположен Ильинский храм, обнаружили новую ссылку - "Илья Пророк". Оказалось, что о нём существует целая статья, созданная коллегами из Новгорода, где есть Ильинский собор.

Они нашли нас в Летописи и связали статьи. Благодаря такому подходу у школьников формируется убеждение, что работа в команде приносит более весомый результат, нежели работа в одиночку. И Летописи отличаются тем, что в их рамках понятие "коллективная работа" совершенно не несёт негативного оттенка, как это бывает в большинстве других случаев.

В результате работы над проектом нами составляются страницы википедии, включающие историческо-краеведческий материал о деревне и окрестностях, о школе и о событиях, которые происходят вокруг нас. Работа в Wiki позволила ребятам на своих страницах обобщить уникальные исследования о Тямше, сделанные нашими учениками, уже закончившими школу.

Теперь об их находках узнала не только школа, но и вся страна. По-новому взглянув на краеведческий материал, мы поняли, с какой стороны его следует дополнить и расширить, как связать статьи, как структурировать информацию, чтобы она была наиболее хорошо воспринята другими. Имеются направления новых исследований, тем самым стимулируется деятельность исследовательского общества учащихся.

Продукт Летописей - богатый и уникальный в своём роде материал. Уже на базе самого проекта можно проводить новые исследования. К примеру, мы получили ленту времени, по которой можно соотносить события, происходившие одновременно в разных уголках страны. Одним из таких событий будет последний школьный звонок. Мы расскажем, как это было у нас и узнаем, как это было в других школах страны.

Итак, сетевые проекты, википедия, ЖЖ - это возможность раскрытия творческого потенциала учащихся. Причём, как показала практика, активность ребят и результат их деятельности мало зависят от того, в каком классе они учатся - в 6-м или 10-м, в гимназическом или общеобразовательном. Этому способствует один немаловажный момент Летописи - регистрация участников под подлинными именами. Дети понимают, что их будет знать вся страна, что их деятельность можно проследить и оценить, просматривая историю статей и вклад участников.

Благодаря созданию сообществ по интересам, учителя и учащиеся завязывают контакты не только с коллективами других школ, но и с другими людьми, которые неравнодушны к деятельности школы. Так, например, мы познакомились с поэтом Владимиром Ханаковым, у которого есть стихи о Тямше. Много подобных контактов, по нашим наблюдениям, появилось и у других школ. Участие в сетевых проектах поднимает престиж школы в глазах родителей, так как в результате этого наглядно видно, что школа идёт в ногу со временем. Таким образом, участие школ в проектах, подобным Летописям, становится составной частью бренда школы.

Как правило, процент учащихся, имеющих дома компьютер, в сельских школах ниже, чем в городских. В Тямше около 15% обучающихся имеют компьютер дома и лишь у 5% обучающихся есть выход в Internet. Для сельских школ, которые зачастую являются единственным культурным центром на селе, использование Internet-технологий в обучении есть повод для пропаганды информатизации среди сельских жителей. В последнее время по Тямше отмечается заметный рост числа компьютеров у обучающихся, также растёт число домашних компьютеров, подключенных к сети Internet.

В этом учебном году учителя нашей гимназии (равно как и учителя области) испытали на себе ещё одно нововведение - дистанционное обучение. Оно было организовано при помощи виртуальной среды обучения VLE. В ходе обучения мы узнали, что современные технологии позволяют заменить реальное общение виртуальным. И мне кажется, что дистанционное обучение заиграет новыми красками, если использовать в нём не только VLE, но и Wiki-технологию, и Живые Журналы. К примеру, почему бы не создать в Wiki словарь терминов, который любой учитель сможет дополнить и расширить?

Почему бы не сделать Wiki копилкой педагогических достижений, где мы могли бы обсудить все достоинства и недостатки того или иного проекта? Почему бы не создать в Wiki или в ЖЖ объединение учителей-предметников, где все делились бы разработками к урокам, консультировались бы друг с другом по вопросам ЕГЭ и т.д.? В нашей области создаётся региональная Википедия и мы многого ожидаем от неё.

Что же касается меня лично, то я уже не представляю своей жизни без Живого Журнала. На его страницах я нашла своих коллег, таких же молодых учителей из разных городов России. Оказалось, что у них такие же проблемы в школе, такие же дети, такие же мысли. Не проходит и дня, чтобы я не забежала в ЖЖ, не посмотрела, какие у них новости, что происходит. Мы поддерживаем друг друга, подбадриваем, советуемся.

Возможно, что, осваивая новые сервисы, мы ещё многого не осознали, не открыли для себя все полезные стороны данных веяний. Но уже бесспорно то, что знакомство с Wiki, с ЖЖ, осознание их значимости - необходимое звено в цепи инноваций для современных школ.

Ресурсы:

  1. Из опыта методической работы: Дайджест журнала "Методист" /Сост. Е.М. Пахомова; научн. ред. Э.М.Никитин. - М.: АПКиПРО, 2004.
  2. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - Школьный сектор, 1998 - 2000.
  3. Новые педагогические технологии. Катерина Е.Л., Мазитова Т.Н., Зандман Р.И. и др. под ред. Полат Е.С Пособие для учителей, М. 1997.
  4. ИТО-2005.//Технологии разработки и реализации дистанционных инициатив. Нацкевич Ю.А., Попова С.Л.
  5. Проект "Время вернуться домой". в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: