Письмо в Школьный сектор

Сетевые инициативы и программа "Обучние для будущего" - глубокая и непрерывная связь... - Размышления и воспоминания Горюновой Марины Александровны из Ленинградской области

В моем личном опыте связь сетевых инициатив и программы Intel®"Обучение для будущего" глубока и непрерывна во времени. Именно предыдущий многолетний опыт участия в международных телекоммуникационных проектах помог с первых же шагов включиться в программу активно и достаточно глубоко, оценив "плюсы" ее технологичности, направленности на подготовку учителей-наставников, развитое сетевое взаимодействие в сочетании с очными встречами. Чтобы пояснить эту связь, сделаем небольшое историческое отступление.

Заметим, что развитие сетевых инициатив (а в 90-х годах прошлого века - на заре эры Интернет - это были первые телекоммуникационные проекты) шло не от простого к сложному (не от регионального уровня к международному), а наоборот – через международный опыт к осмыслению потребностей и возможностей региона. Это легко объяснимо разницей в уровне использования ИКТ в образовании на тот момент. Осмелюсь на некоторые мемуарные отступления...

Отчётливо помню, как абсолютно неожиданно, в 1990 году, меня позвали в кабинет директора школы и познакомили с Джеком Хассардом (Jack Hassard), Вейном Робинсоном (Wayne Robinson) и Гарри Либером (Garry Liber). Команда американских "educators" (в данном контексте, скорее просветителей, чем просто работников образования), при поддержке фирмы APPLE подготавливала старт одного из первых международных телекоммуникационных проектов - "Глобальное мышление" (Global Thinking Project – GTP, http://www.gtp.org/). В трёх школах города они дали серию великолепных уроков, а ещё... они предоставили в распоряжение этих школ Macintosh SE и МОДЕМ (!). Этот компьютер с графическим интерфейсом и соответствующим программным обеспечением был чудом техники, а возможностью использовать электронную почту в те годы обладали считанные организации на весь Ленинград.

"Держались на высоте" мы скорее вопреки, чем благодаря окружающим условиям. На собственном безграничном энтузиазме и помощи друзей. Представитель компании APPLE - Гарри Либер, выручал нас всегда, когда мы осмеливались просить помощи (наша советская гордость не всегда позволяла нам это). Например, в результате того, что в классе информатики на третьем этаже не было выхода в телефонную сеть, приходилось постоянно бегать с компьютером в руках на первый этаж в кабинет директора, чтобы послать электронную почту. Hard Disk не выдержал такого издевательства и вышел из строя. Мы послали e-mail Гарри, и он прислал нам новый винчестер. В следующий приезд американцы прихватили с собой не только телефонный провод, но и гвоздики для него. После этого протянули телефонную линию в класс.

Однажды, когда Гарри был в Ленинграде, сломался его собственный портативный Mac. Он предположил, что ситуация безвыходная, и был необычайно удивлён, когда специалист фирмы "Mac-Tech" Олег Расторопов быстренько всё починил. Гарри понял, что лучшие специалисты по "их" технике находятся "здесь".

Характерной чертой международных проектов является общение на английском языке, а я учила немецкий. С одной стороны, у меня был реальный стимул изучения английского, что я постепенно делала, с другой, для успешной организации работы было необходимо четко руководить ребятами. Хочу подчеркнуть, что особо высоко я ценю полученные навыки в роли наставника, что позволило использовать ученический потенциал в качестве переводчиков к обоюдному удовольствию.

Несомненно, очень важным дополнительным стимулом работы в сетевых проектах являлись очные встречи учеников и учителей. Они позволяют одушевлять сетевое общение, придавать ему эмоциональную окраску. Очные встречи в рамках программы Intel®"Обучение для будущего" подтверждают это на 200%.

Таким образом, первый опыт освоения сетевых инициатив я связываю с активным участием в течение в международных телекоммуникационных проектах. Он привел меня к следующим выводам, помогающим в работе и жизни:

Участие в международных сетевых проектах полезно, прежде всего, для укрепления веры в собственные силы. Видя, с какими уважением и вниманием иностранные коллеги воспринимают нашу работу, как умеют подчеркнуть сильные стороны, развивать их и радоваться этому росту, сам начинаешь больше уважать себя. К сожалению, для нас привычнее указывать на недостатки, забыв похвалить. И учителя, и ученика. Это очень серьёзная проблема не только школы, но и семьи.

Основа успешного сетевого взаимодействия – желание и умение по-настоящему сотрудничать. Нередко совместная работа, особенно международная, превращается в состязание, кто кого умнее, и кто кого может "заткнуть их за пояс". А зачем? От собственной неуверенности? В разных странах - разные системы воспитания и образования. В каждой есть плюсы и минусы. Например, американцы великолепно умеют делать много конкретных вещей, чему у нас не особенно учат. Зато у нас более широкий и творческий подход, поэтому обычно тесно в рамках их конкретики. Настоящее сотрудничество позволяет добиваться очень высоких результатов за счет умения выявлять и СОЧЕТАТЬ лучшее в работе каждого.

К тому же, всегда есть чему поучиться друг у друга. Например, я училась работе в малых группах (что совсем не равносильно малому количеству учеников). Мне посчастливилось присутствовать на великолепных уроках, которые проводили американские коллеги. В совершенно незнакомой аудитории им удавалось "зажечь" ребят и получить реальный красивый суммарный результат, объединив усилия всех групп. Я сама не раз была их участницей, и каждый раз восхищалась, как чётко отработана методика проведения занятия. Как артистично они вставляют "фонтан" наших "блестящих мыслей" в стройную огранку выбранной технологии, добиваясь нового качественного результата.

В контексте сказанного выше уверена, что вносить творческие изменения в четко отработанную и "заточенную на результат" технологию, предложенную в программе Intel®"Обучение для будущего", можно лишь после прохождения ее хоть раз "от А до Я". Произвольное выкидывание звеньев нарушает всю цепь и не позволяет выйти на заложенный уровень освоения ИКТ в контексте их педагогически целесообразного применения. До мелочей проработанная технология позволяет практически любому учителю выйти на крепкий средний уровень, т.е., получить прочный фундамент для дальнейшей осмысленной творческой авторской корректировки.

Заметим, что PR-а, как и ряда других вещей, у нас просто не существовало, поэтому у зарубежных коллег есть чему поучиться и в плане умения представить себя и свою работу, придать значимость даже небольшим успехам, создать здоровую конкуренцию.

Мы действительно этому не обучены, а вот американцы к этому просто приучены. В ходе реализации международных телекоммуникационных проектов они отслеживали и описывали каждый шаг участников проекта, тестировали, анализировали, представляли в виде различных публикаций – интервью в газетах, тезисов, статей, книг. И именно это позволяло им обосновывать получение дальнейшего финансирования работы проектов и их развитие.

Приятно отметить, что если лет 10 назад я бы с трудом смогла назвать русскоязычную программу с таким же уровнем PR, то ныне я сразу же вспоминаю Intel®"Обучение для будущего", в которой великолепно используется широкий спектр популяризации программы - постоянный анализ, обобщение и представление результатов работы, сотрудничество с ведущими учеными и СМИ, разносторонняя конкурсная работа, регулярная публикация новостей "с мест".

И о каком бы сотрудничестве мы не говорили – очном или на основе сетевых технологий, убеждена, что его основа - общечеловеческие ценности. Несмотря на ощутимую разницу менталитетов, у всех народов очень высоко ценится обычная человеческая порядочность, стремление к взаимопониманию, умение и желание воспринимать новое, высокий профессионализм. Никто не любит капризных и ленивых. Да и вообще, в любой стране, в любом уголке земли, есть люди хорошие и плохие, умные и глупые, счастливые и несчастные... Если люди из разных уголков Земли хотят понять друг друга и искренне стараются сделать это, то, наверняка, им это удастся. По крайней мере, это следует из моего личного опыта.

А когда приходит ощущение, что везде есть люди, которые в состоянии тебя понять, начинаешь чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, и это придаёт уверенности в завтрашнем дне, независимо от места пребывания.

Если говорить о сетевых инициативах с позиции компетентности (как способности личности действовать вне заданных условий и исправляться с реальными жизненными задачами), то их можно рассматривать как прямой катализатор выявления и формирования компетентности.

В настоящее время, в контексте развития технологий дистанционного обучения, мы придаем большое значение развитию различных форм дистанционного сопровождения очного обучения и проведению конкурсов и олимпиад с использованием системы дистанционного обучения (в нашем случае это e-Learning Server 3000). Мы рассматриваем этот этап как необходимый пропедевтический, который позволяет приобщить учителей к использованию нового программного инструментария. Большим успехом пользуется дистанционное сопровождение проектной деятельности педагогов на основе программы Intel®"Обучение для будущего". В следующем учебном году будет осуществлена попытка "пробиться" в самые отдаленные сельские школы и предоставить их учителям возможность обучения "на местах".

Активное сетевое взаимодействие в рамках программы Intel®"Обучение для будущего" позволило ощутить серьезную и значимую поддержку потрясающего коллектива российских коллег – открытых, талантливых, преданных российскому образованию. Те перспективы, которые открывает программа в области сетевых инициатив, и совершенно конкретные люди, реализующие их, готовые всегда протянуть руку помощи – придают сил, помогают поверить в себя и удержаться на том тернистом пути, который выбран уж совсем не корысти ради. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: