Письмо в Школьный сектор

О том, как участникам проекта "Там русский дух, там Русью пахнет..." пришлось познакомиться с самым увлекательным фольклорным жанром: с волшебными сказками, рассказывает координатор проекта Екатерина Яковлева

Учащимся нужно было прочитать русские волшебные сказк и ответить на следующие вопросы:

  • каков собирательный положительный герой в русских волшебных сказках (черты характера, поступки, ошибки, преодоление ошибок)?
  • какие волшебные силы помогают, а какие мешают главному герою в русских сказках?
  • какие черты русского быта вы нашли в волшебных сказках?
  • какие исторические события нашли отражение в русских волшебных сказках.

Завершалась работа в проекте на этом этапе обобщающей беседой учащихся в чате 5 октября . В чат вышли команды из городов: Петрозаводска, Самары, Омска, г.Новгорода Великого, ребята из Брейтовской школы. Все участники чата были активны, хотя были и случайные люди в чате, пытающиеся вести свои собственные обсуждения. Но это все-таки исключения, подтверждающие правила. Разговор был очень живой, ответы на вопросы сыпались со всех сторон, но, несмотря на некоторый сумбур, выводы все-таки удавалась делать.

Вот спектр ответов на первый вопрос: "Каков собирательный положительный герой в русских волшебных сказках (черты характера, поступки, ошибки, преодоление ошибок)?"

--- 05.10.106 10:56:38
[Королёв школа N37 ()]
собирательный образ героя скромный, исполнительный, сильный

--- 05.10.106 10:59:42
[раззадоры (school.novsu.ac.ru)]
каков собирательный положительный герой в русских волшебных сказках (черты характера, поступки, ошибки, преодоление ошибок)? - добрый справедливый, бессеребренник, смекалистый, иногда хитрый, иногда простоватый, иногда глупый(но все равно у него все выходит лучше, чем у других)

--- 05.10.106 11:00:09
[скоморохи (school.novsu.ac.ru)]
собирательный образ героя находчивый добрый,весёлый,хитрый,который готов на всё ради достижения своей цели

--- 05.10.106 11:00:18
[скоморохи (school.novsu.ac.ru)]
Герой добрый,честный,храбрый.
В процессе обсуждения главного положительного героя русских сказок, возник вопрос: А почему героя называют дураком (вспомним Ивана-дурака)? И так ли ценится ум в наших русских сказках? Ребята очень интересно размышляли над этим вопросом:

--- 05.10.106 11:01:01
["Нечистая сила" (school.novsu.ac.ru)]
Герой сказок добрый, бескорыстный, готовый на всё ради благого дела, добродушный, глуповатый,но находчивый, слишком доверчивый ,безотказный , проявляющий сострадание к животным и людям, смелый, отважный, всегда преодолевает опасности

--- 05.10.106 11:03:11
[брейтовцы ()]
1. Главные герои волшебных сказок - Иван-Царевич, Иван-дурак, Иван Быкович и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность придти на помощь, бескорыстие. Иван Быкович идет защищать народ от Змея; Иван- царевич отправляется на поиски суженной, похищенной Кощеем; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

--- 05.10.106 11:03:28
[раззадоры (school.novsu.ac.ru)]
ошибки: часто не обдуманные поступки, которые приводят к бедам.

--- 05.10.106 11:03:51
[брейтовцы ()]
иногда ленив

--- 05.10.106 11:03:57
["нечистая сила" (school.novsu.ac.ru)]
Герой:сильный,смелый,храбрый,добродушный,победитель,глуповатый,не всегда видит плохое в людях.

--- 05.10.106 11:04:04
[Алексеев Женёк Самара школа 37 ()]
В сказке Иван Царевич главный герой сжёг лягушачью кожу и Василиса Прекрасная перешла во власть к Кощею. Он совершил ошибку, и начал её исправлять.

[скоморохи (school.novsu.ac.ru)]
Порой совершает наивные поступки. Преодолевает ошибки с помощью смекалки и с помощью волшебных помощников(феи, волшебники)
В таком бурном обсуждении характера главного героя русских народных волшебных сказок все же выделилось единообразие точек зрения, которые позволили сделать общий вывод:

--- 05.10.106 11:08:05
[раззадоры, (school.novsu.ac.ru)]
поступки: часто не обдуманные из-за которых происходят беды, потом герою приходится проходить испытания, которые позволяют исправить ошибку. Испытание: путешествие по друмучему лесу, встреча с Бабой Ягой или Кощеем Бессмертным. испытание на ловкость силу, смекалку. помогает герою животные: лесные, морские, небесные; волшебные предметы: палочки, клубочки, камни, метлы. иногда встечаются духи, которые ему помогают

--- 05.10.106 11:11:19
[брейтовцы ()]
Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

--- 05.10.106 11:14:34
[Команда "АБВГДейка" (6А и 6Б школа 62, город Омск ) (host-195-162-39-137.pppoe.omsknet.ru)]
Во многих русских народных сказках главный герой это Иван-дурак. Он представлен в начале сказки эдаким недотёпой, неудачником. В сказке "Царевна – лягушка" главный герой представлен слабым и безвольным человеком, сказано ему жениться на лягушке, он и женится, хотя сам себя жалеет и считает себя несчастным. В некоторых эпизодах Иван представляется нам хитрым. Он скрывает некоторое время свои сверхъестественные возможности. В сказке "Иван-дурак" главный герой долго представлялся глупым и слабым, братья его унижали, обзывая дураком. Но Иван, как собирательный образ, гордый мужчина, он не оправдываться перед другими героями сказок, а терпеливо ждёт, когда может проявить свои возможности. В конце всех сказок про Ивана - дурака, герой выходит победителем всех событий и признаётся умным и везучим, всегда достаётся ему в жёны самая красивая молодуха.

--- 05.10.106 11:35:51
[5г шк.62,г. Омск (host-195-162-39-137.pppoe.omsknet.ru)]
Положительный герой в сказках обычно уходит из дому, и ему предстоит долгая дорога, испытания и подвиги, но он проходит через все и возвращается домой. Часто герои сказок совершают ошибки(Иван сжег шкуру Царевны-лягушки, Иван-царевич не слушает серого волка, берет золотую клетку, золотую узду),но потом они преодолевают их(Иван идет в царство Кощея и находит свою Царевну-лягушку, Ивана-царевича выручает серый волк). Исправить ошибки в сказках героям помогают волшебные помощники (это не герои ,а художественная условность, помогающая герою проявить свои лучшие качества ):волшебный клубок, посох, серый волк, скатерть-самобранка, ковер- самолет, сапоги-скороходы, иногда даже Баба Яга выступает в роли помощника. Но в сказках главному герою часто мешает всякая нечистая сила: водяной, леший, Змей, Кощей, злая колдунья, ведьма.

Второй вопрос "Какие черты русского быта вы нашли в волшебных сказках?" в чате школьниками обсуждался не менее бурно. Ребята перечисляли на перебой все предметы русского обихода: печь, лапти, кашу и др. А также все занятия русского крестьянина: работу в поле, ловлю рыбы, рубку леса. Но потом мы все-таки вышли на национальные особенности народных сказок: многие отметили следы язычества, но большинство нашли детали, говорящие о православной вере народа:

--- 05.10.106 11:19:28
[раззадоры (school.novsu.ac.ru)]
в сказках можно угадать черты русского быта: строения - избушки на курьих ножках(в болотистой местности изба на сваях), избы - бедные, богатые, терема. дома построены и выглядат так, как выглядели в старину; одежда, обувь - у бедных лапти, холщовые рубахи; у богатых - кафтаны, расшитые золотом, парчовые платья, сапоги из самой дорогой кожи; интерьер и убранство хором: столы, кресла, скамьи, троны, перины и т. п. Отражается и домашняя утварь: посуда, метлы, скалки, ступы т.п.

--- 05.10.106 11:30:10
["Нечистая сила" (school.novsu.ac.ru)]
Быт русских сказок: русская печь, деревянный круглый стол, лавки, деревянная посуда, одежда, отец и мать благославляют сына иконой, героя поят, кормят сначала, а потом ведут в баню

--- 05.10.106 11:30:52
[раззадоры (school.novsu.ac.ru)]
в русских народный волшебных сказках нашло отражение мифологическое представление славян о мире, поэтому животные и растения говорят, помогают или мешают сказочным персонажам. это называется антропоморфным взглядам на природу. но и исторические события тоже нашли отражение в сказках. прежде всего это набеги на Русь разный кочевников.

Первый взлет праславянского мира относиться к рубежу II и I до н. е. Это время соответствует чернолесской археологической культуре (около X  VLL вв. до н. э.), для которой характерно появление пашенного земледелия и открытие железа. Перелом в жизни предков славян отразился в эпосе о богатырях кузнецах, кующих огромный 40-пудовый плуг и побеждающих прилетевшего с юга огненного змея, требовшего дани в виде девушек. ученый Рыбоков Б.А. считает, что огненный Змей - устойчивых символ орд южный кочевников, внезапно налетавших на славян в дыму и пламени сожженых деревень. в данном случае Змей олицетворяет воинственных кочевников-киммерийцев. до наших дней по берегам Днепра сохранились остатки древних валов, носящих примечательное название Змиевых. таким образом Змей Горыныч - олицетворенние диких орд степных кочевников, которые жгли огнем поселения русичей. Кощей Бессмертный и Баба Яга пришли в сказки из славанской мифологии.

Вот такие интересные тезисы были ответом на заданные пятиклассникам вопросы.

Обсуждались в чате и вопросы о сказочных волшебных силах, была дискуссия о Бабе-Яге. Ее образ был оценен неоднозначно:

--- 05.10.106 11:31:03
["нечистая сила" (school.novsu.ac.ru)]
Баба Яга противоречивая фигура, потому что никто не может быть однозначно злым или добрым , в каждом герое как и в человеке соединяются разные черты. И под воздействием тех или иных обстоятельств герои меняются.

--- 05.10.106 11:31:17
[Настя Климаева школа Ќ 37 ()]
Баба-Яга иногда помогает героем, иногда мешает: например, Василисе Прекрасной она сначала мешала, завалила ее работой, но потом подарила Василисе огонь и сделала большую услугу: от этого огня мачеха и ее родная дочь погибли.

--- 05.10.106 11:31:34
["Книгочеи." (school.novsu.ac.ru)]
В основном Баба - Яга отрицательный герой, но она может помогать: даёт подсказки, советы.

Беседа в чате по теме проекта прошла продуктивно. Правда, не удалось избежать обычного для детей желания пообщаться в сети по разным "околопроектным" проблемам.

После чата учащиеся Результатом чата были присланные командами ответы. К сожалению, не все участники нашего проекта прислали свои результаты работы:

Четыре команды из г. Иркутска (МОУ СОШ №24 . Руководители: Котельникова М.В Дмитриенко Н.П., Куклина Н.Н., Дучинская Т.П), ученица 5 "В" класса школы №1 г. Абакана Мамышева Айза, команды 5Г класса и 6А, 6Б классов школы 62 г. Омска, команда Моу Сош 37 г. Самары, команда 6а класса шк. № 3 г. Петрозаводска, команда 5 класса лицея №137 г. Омска, две команды школы № 73 из г.Омска 5/3 класс (руководитель – Лобова И.М.) и 5/1 класс (руководитель Бесчетникова О.И.)

Интересную работу прислали учащиеся г. Петрозаводска. Они не просто ответили на вопросы, но и подтвердили свои ответы приведенными примерами из сказок и даже проиллюстрировали сказки своими рисунками. В остальных работах тоже даны интересные и обстоятельные ответы:

"В волшебной сказке встречаются представители двух сказочных миров – мира добра (положительный герой) и мира зла (отрицательный герой)" ученица 5 "В" класса школы №1 г. Абакана Мамышева Айза.

История Руси – во многом история войн. С запада, с востока, с юга нападали полчища поганых, и тогда на смертельную битву выходили русичи – Иван-крестьянский сын да братья его. Сказки рассказывали, что борьба и мужество, стойкость и преданность побеждают зло. Если внимательнее присмотреться к сказкам, то можно узнать приметы вполне определённой эпохи.

Период разложения первобытнообщинного строя характеризуется появлением частной собственности, что послужило причиной утверждения власти старшего, ликвидации материального и духовного равенства.

Процесс распада рода изображается в сказках в виде семейной распри. сказка рассказывает о вражде братьев между собой, о вражде мачехи и падчерицы, о зависти сестёр. Жертвами несправедливости, обездоленности становятся младшие члены семьи: младший брат, падчерица, пасынок, бедняк" Ученики шк. 37 г. Самара.

"Какими чертами обладает собирательный образ положительного героя в сказке?

Иванушка-дурачок, он же Иван-Царевич, общительный, милый, улыбчивый. Лежит себе на печке и мухи не обидит - лень ему. Но почему-то ему всегда везет: и люди ему помогают, и звери говорящие попадаются. И царевна именно ему достается, хотя ничего он для этого и не делал. А уж если делать что-то надо: "Опечалился Иван-Царевич, пришел домой невесел, буйну голову повесил. "Не печалься, Иван-Царевич, - говорит ему Василиса Премудрая, - ложись спать, утро вечера мудренее". А сама хлопнула в ладоши, сбежались тут мамки да няньки, всю работу сделали. Наутро проснулся Иван-Царевич, видит: готовый каравай, или вышитая рубаха, да непременно краше которых свет не видывал" Команда из г. Омска, лицея № 137.

И много еще других не менее интересных вопросов.

Проделанная работа свидетельствует о том, что к фольклору ребята отнеслись очень серьезно, увидели в нем не просто любопытную забаву, а отражение истории, традиции и менталитета народа. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: