Письмо в Школьный сектор

Екатерина Яковлева, координатор литературного проекта для школьников "Там русский дух, там Русью пахнет..." рассказывает о завершении его третьего этапа:

Завершился третий этап проекта. На этом этапе участникам предстояло найти аналоги народным сказкам в литературе, сравнить эти сказки между собой и ответить на вопрос: "Чем отличается фольклорная сказка от литературной?" Работы прислали команды:

  • из города Омска команды: школы № 99 (команда "Балагуры", команда "Б.Э.М.С", что означает "боевые, энергичные, молодые, симпатичные"), школы № 62, школы № 80, гимназии № 26, лицея №137, школа № 73;
  • из Великого Новгорода команды учащихся из учебного комплекса "Гармония" (команды "Книгоешки"и "Книгочеи")
  • из города Петрозаводска команда учащихся лицея № 40
  • из города Самары команда школы № 37
  • из города Абакана прислала свою работу ученица 5 В" класса школы №1 Мамышева Айза
  • из города Иркутска школа №24

Конечно, это не все из зарегистрированных участников, но многие из них.

Наиболее интересными из присланных работ оказались исследования команды "Балагуров" (г. Омск шк. № 99), команды "Книгочеев" (учебный комплекс "Гармония" г. Великий Новгород") и команда шк. № 24 г. Иркутска, потому что они дали не только определение фольклорной и литературной сказки, но и провели реальное сравнение этих сказок, сочиенных на один сюжет, то есть нашли литературный аналог народной сказки и сравнили их между собой. Это и было задание третьего этапа.

Команда шк. №24 г. Иркутск
Группа 5а класса. Руководитель: Дмитриенко Н.П.:

Устное народное творчество: сказка "Морозко", "Двенадцать месяцев" Литературные сказки: Одоевский "Мороз Иванович", С.Я.Маршак "12 месяцев". Сказка в стихах.

Отличия:
"Морозко" "Мороз Иванович"
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко.
Падчерицу Мачеха заставляла все делать.
Морозко одарил девочку сундуком с богатством.
Героини – рукодельница да ленивица.
Главный герой – Мороз Иванович.
Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем.
Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

Отличия общие:
Сказка УНТ Сказка литературная
1. Используются постоянные эпитеты
2. Есть четкая композиция.
3. Иногда имеет много вариантов.
4. может со временем видоизменяться, лексика меняется.
1. Вводят авторы диалоги более обширные.
2. Автор дает оценку героям.
3. Больше описаний.
4. Иногда сказки бывают в стихах.
5. Имеет только тот вариант, который написал автор.

Команда "Балагуры (Омск, шк. № 99):

"В литературе существует множество аналогов народным сказкам. Вот некоторые из них:

  1. "Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды" - "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной царевне Лебеди" А.С.Пушкина или "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери" В.Жуковского;
  2. "Иван-царевич и серый волк" - "Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке" В.Жуковского;
  3. "Сивка-бурка" - "Конек-горбунок" П.Ершова;
  4. "Морозко" - "Мороз Иванович" В.Одоевского;
  5. "Финист-ясный сокол", "Заклятый царевич" - "Аленький цветочек" С.Аксакова;
  6. "Ивашка и ведьма", "Терешечка" - "Кривич-христианин и Ягая" М.Макарова;
  7. "Чернушка" - "Золушка"

Сравним между собой некоторые из данных сказок". А дальше ребята проводят детальное сравнение народных сказок и их литературных аналогов.

Команда "Книгочеи" (г. Великий Новгород "Гармония"):
Народная сказка Литературная сказка
"Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды" А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Автор
Коллективный автор, народ А. С. Пушкин
Название
  В названии отражаются характеристики героев:
"...о Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче..."
"...о прекрасной царевне лебеди..."
Основа
Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле За основу берётся народная сказка
Сюжет
Простой, одна сюжетная линия Более сложный, несколько сюжетных линий (история Царевны Лебедь, 33 богатыря и Черномор, волшебная белочка)
Образ героя
Типизированный; характер схематичный, сложно выделить определённые черты характера. Яркая индивидуальность, со своим сложным характером, положительными и отрицательными чертами.
  • Смелость - спас Царевну Лебедь.
  • Упрямство - трижды просит Лебедь превратить его в комара, шмеля и плывёт в царство Салтана. Наказывает ткачиху, повариху, бабу Бабариху. "...а комар – то злится, злится – и впился как раз тётке прямо в правый глаз..." "...а царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей"
  • Желание иметь все диковинки, удивлять всех вокруг.
  • Любовь к матери, забота о ней.
Форма речи
Устная, прозаичная, близость к обычной разговорной речи Письменная, стихотворная. Корни литературного языка Пушкина уходят в живую русскую речь.
Особенности композиции
1. зачин
Традиционный для фольклорной сказки "В некотором царстве в некотором государстве..." Зачина нет
2. концовка
"В это время я там была, мёд пиво пила, всё видела всем было очень весело, горько только одной старшей сестре." "Я там был; мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил." - Следуя фольклорной традиции А. С. Пушкин использует такую концовку.
3. повторы
Трижды старшие сёстры, завидуя младшей, творят ей зло – подменяют детей. Традиционный, фольклорный композиционный приём троекратный повтор. (Гвидон трижды просит Лебедь превратить его в насекомое, трижды посещает царство Салтана)
Выразительные средства
Традиционные фольклорные художественные приёмы
  • постоянные эпитеты ("бел свет", "верный меч", "меткая стрела", "ретивый конь")
  • магические (сокральные) числа (три сестрицы красавицы; три брата с солнцами, с месяцами, со звёздами)
  • сказочные формулы ("едет на все четыре стороны", "ни в сказке сказать, ни пером описать")
  • постоянные эпитеты ("...на добра коня садяся...", "...видят холм в широком поле...", "лишь ступил на двор широкий...")
  • сравнения "...что ты тих, как день ненастный...", "...злыми жабами глядят..."
  • сказочные формулы "...Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель."
  • ирония (при описании ткачихи, поварихи, бабы Бабарихи) Таким образом, автор использует и традиционные фольклорные средства выразительности, и свойственные литературе образы.
идея, смысл назидания
Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п.
--> Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки "Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды" все счастливы, "горько только одной старшей сестре". В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.
Добро побеждает зло.
Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой ждут наказания:
"Разбежались по углам
Их нашли на силу там
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил их всех домой"
Царь Салтан всех прощает. Ему не нужно их наказывать, он и так счастлив. Наверное, в этом тоже одна из идей. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.

Но даже в этих лучших работах есть один недостаток – нет выводов из сравнения. Перечислены особенности, проведено детальное сравнение, а обобщения нет. Что же добавили писатели к народной основе? Как получилось, по вашему мнению, хуже или лучше? И, если лучше (или хуже), то почему? Была ли необходимость в такой литературной обработке? Почему писатели обращаются к фольклору, когда создают свои собственные произведения? Все эти вопросы невольно возникают после сравнительного анализа народной и литературной сказки, но ответы на них не прозвучали ни в одной работе.

Остальные присланные работы не содержали такого детального исследования. Ребята собрали интересный информационный материал по фольклору и литературной сказке, но это было не исследовательский, а реферативный тип работы. При этом присланные материалы были разные по объему: некоторые содержали совсем краткие ответы (в несколько строчек), некоторые были обзором интересных статей (при этом были указаны источники), а отдельные работы были настоящими хорошо разработанными рефератами на тему "Народная и литературная сказка". Но, несмотря на такие интересные обзоры литературы и рефераты, все-таки надо сказать, что это было не совсем то, что предполагалось в задании третьего тура: надо было провести небольшое собственное исследование, а не просто обзор литературы.

Уважаемые коллеги, уже получены от многих команд сказки, написанные ребятами, они очень интересны, но хотелось бы, чтобы участники проекта сами их разместили на сайте "Сам себе писатель" в разделе "Сказка" в подразделе "Мой опус". Ждем работы учащихся! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: