Письмо в Школьный сектор

Василий Васильевич Максимов, к.ф.-м.н., доцент Якутского госуниверситета делится своими размышлениями о том, как новые идеи и инициативы, пришедшие вместе с программой Intel "Обучение для будущего" в университет, внедрились в практику работы со студентами...

Обучение студентов педагогических специальностей Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова и учителей школ по программе Интел "Обучение для будущего" ведется с марта 2004 года. И можно уже делать вывод о том, что многие выпускники действительно успешно используют полученные на курсах знания и навыки в своей профессиональной педагогической и учебной деятельности. Приведем несколько примеров.

Начиная с октября 2005 года, 25 учителей гимназии №8 г.Якутска прошли обучение по программе "Обучение для будущего". Благодаря этому и по инициативе заместителя директора по научно-методической работе, к.п.н. Ипатьевой Ольги Юрьевны, одним из основных направлений работы всего педколлектива гимназии стала организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ. Большую помощь своим коллегам оказывает учитель информатики Платонова Лилия Рейновна. В настоящее время большинство учителей используют в своей работе метод проектов и информационные технологии. В гимназии родилась и была реализована идея проведения "Недели проектов учащихся".

Систематическую работу по внедрению современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс школы ведет заместитель директора по информатизации СОШ №14 г.Якутска Иванова Марианна Иннокентьевна, которая одной из первых прошла обучение по программе Интел в ЯГУ. И теперь она обучает не всех, но отдельных своих творчески работающих коллег. Ей удалось настолько заинтересовать программой Интел своих учителей-гуманитариев, что двое из них - учитель якутского языка Неустроева Саргылана Семеновна и психолог школы Павлова Светлана Иннокентьевна не только успешно прошли обучение, но и стали победителями конкурса выпускников в декабре 2005 г.

Работой педколлектива Вилюйской СОШ №3 по информатизации образования руководит заместитель директора по научно-методической работе Слепцова Анна Васильевна, выпускница программы Интел и победитель конкурса выпускников, проведенного в мае 2005 г. На VII республиканской научно-практической конференции "Новые технологии в образовании: информатизация образования в условиях реализации национальных проектов" своими интересными и содержательными докладами об опыте своей работы отличилась группа учителей этой школы - выпускников программы Интел. На конференции Анна Васильевна подчеркнула, что именно программа "Обучение для будущего" дала им большой толчок, дала новые идеи.

В марте 2005 года обучение по программе Интел в ЯГУ прошли руководитель методобъединения учителей предметов естественного цикла Фиклистова Ольга Олеговна, заместители директора по учебной работе СОШ 1 из г.Ленска Дьячкова Тамара Юрьевна и Хандогая Наталья Нураддиновна. Одним из ярких результатов их обучения стало то, что в СОШ №1 г.Ленска был задуман и начата реализация большого междисциплинарного проекта по истоковедению, в котором четко выделены две главные линии: "Истоки земли якутской" и "Многовековые традиции России". В школе уже прошла конференция по итогам первого этапа этого проекта. Работа по проекту продолжается.

В Южной Якутии в поселке Беркакит учителем информатики СОШ №22 работает Малясова Светлана Валентиновна. Человек творческий, активный - она сразу же записалась на дистанционные курсы обучения по программе Интел, которые проводил ЯГУ в 2005 г. После успешного завершения обучения Светлана Валентиновна с ходу приняла участие в конкурсе проектов выпускников и стала одной из его победителей. Она не остановилась на этом и теперь участвует в российском конкурсе выпускников Интел. Своим примером Светлана Валентиновна увлекла коллег и уже целая группа учителей СОШ №22 изъявила желание пройти обучение по программе Интел.

Во время встречи с сотрудниками Управления образования г.Нерюнгри Постниковой Татьяной Петровной и Наумовой Татьяной Александровной, координирующими работу по информатизации образования, было приятно слышать, что они ставят перед собой задачу интеграции программы "Обучение для будущего" в местную систему повышения квалификации учителей. Татьяна Петровна стремится вовлечь выпускников программы Интел, которых уже стало более 30 человек, в различные конкурсы и другие мероприятия, проводимые в Нерюнгри. Подготовлен договор о сотрудничестве между УО г.Нерюнгри и ЯГУ, который, как надеются стороны, будет способствовать в том числе и успешному продвижению программы Интел в Южную Якутию и интеграции ее в другие программы и проекты информатизации образования Нерюнгринского района.

Несколько иная, чем в упомянутых выше школах, ситуация была в школе №3, которая считается одной из самых обычных школ г.Якутска. В 2005 году директором этой школы был назначен Конов Сергей Николаевич, ранее работавший учителем физвоспитания в другой школе. Одним из первых решений, который принял выпускник программы Интел на посту директора школы, стало решение об обучении учителей-предметников по программе Интел. Помню первую встречу с группой учителей, в добровольно-принудительном порядке явившихся на первое занятие. У некоторых из них, конечно, был интерес и опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Но все-таки многие, особенно немолодые, педагоги достаточно скептично, мягко говоря, отнеслись к задумке нового директора. И после обучения, проведенного учителем информатики выпускником программы Интел Колтовской Марией Егоровной, было очень интересно наблюдать за теми разительными переменами, которые произошли со всеми ними. Казалось, что это уже другие люди, аж помолодевшие, преодолевшие, может быть, какие-то свои психологические барьеры. Запомнились слова одной из опытных завучей, которая в своем выступлении сказала о том, что раньше она была уверена, что никакие педагогические методы и инициативы уже не могут ее сильно заинтересовать, но программа "Обучение для будущего" все-таки достала, увлекла ее, подняла на новую ступень и у нее появилась масса новых идей и задумок.

И еще один пример. Как только мы начали апробацию дистанционных технологий поддержки обучения учителей по программе Интел, к нам пришла с просьбой включить в число слушателей преподаватель кафедры педагогики Педагогического института ЯГУ Макаренко Татьяна Александровна. Она сразу же заявила о том, что давно хочет пройти обучение по программе Интел, но ей никак не удается попасть на очные курсы. Мечты, как говорится, иногда сбываются. Уже в процессе обучения по программе Интел Татьяна Александровна начала внедрение метода проектов в преподавание спецкурса "Психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха". Недавно она снова пришла к нам, но уже с другой просьбой - зарегистрировать в Отраслевом фонде алгоритмов и программ свою разработку "Преподаватель высшей школы. Электронный сборник научно методических материалов". Татьяна Александровна считает, что создание этого сборника стало возможным во многом благодаря обучению по программе Интел.

Эти несколько примеров подтверждают то, что программа Интел "Обучение для будущего" не только дает педагогам новые знания и навыки, но и помогает многим из них найти новое направление в своей профессиональной деятельности, способствует рождению новых идей и проектов. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: