Письмо в Школьный сектор

Михеева Ольга Павловна, преподаватель Тольяттинского госуниверситета делится опытом работы в программе Intel "Обучение для будущего" с февраля 2005 года в качестве тьютора и организатора обучения.

Программа Интел "Обучение для будущего" в Тольяттинском госуниверситете работает второй год. Два выпуска студентов, два семинара выпускников прошло в нашем вузе. Два – еще не статистика, с одной стороны. Но с другой стороны, между двумя событиями прошел год работы, работы необычной, интересной, творческой. С каждым новым выпуском повышается наш профессионализм, увеличивается багаж знаний и умений. Работая в программе, мы постоянно совершенствуем и повышаем свою квалификацию как на программных тренингах и мероприятиях, так и в процессе работы со студентами.

Благодаря программе мы поверили в свои силы. Можно годами ждать финансирования (и не дождаться ничего). А можно (и это реально) выиграть в одном из конкурсов и попытаться преобразить свой город, вуз, коллектив, да и собственное самосовершенствование дорогого стоит. В течение того времени, что мы участвуем в программе, оживилась конкурсная деятельность наших преподавателей. И разочарование оттого, что проигран один из конкурсов, сменяется радостью от очередной победы.

Победа нашего коллектива в конкурсе правительства Самарской области на разработку программы курсов повышения квалификации учителей по созданию учебно-методических мультимедиа комплексов стала возможна благодаря тем знаниям, опыту и навыкам, что были получены при работе в программе Интел "Обучение для будущего". В программу разрабатываемых курсов были включены такие важные темы как авторское право и критерии оценивания качества разработанного программного продукта. Это не единственные темы, которые были коррелированны с программой "Обучение для будущего", что и позволили нам опередить своих конкурентов.

С нового учебного года по разработанной тьюторами ТГУ программе стали обучаться тысячи учителей Самарской области тому, как своими силами и с минимальными финансовыми затратами создать учебно-методический мультимедиа комплекс по своему предмету. Мы гордимся тем, что внесли свой вклад в пропаганду и развитие информационных технологий в Самарском регионе. И благодарны программе за очередную победу, так как эта победа - компиляция практического опыта российского педагога и инновационной деятельности зарубежных коллег, знакомство с которой состоялось благодаря программе "Обучение для будущего".

Механизм идей пришел в движение, и остановить его уже нельзя. Непрерывно готовятся документы на участие в очередных конкурсах. Сейчас это участие в городских конкурсах, объявленных мэрией и направленных на вовлечение молодежи в активную образовательную среду. Наша идея заключается в том, чтобы на выделенные средства купить GPS-навигаторы и включиться в увлекательную жизнь под названием геокэшинг и геотаггинг. Под руководством студентов открыть для школьников города клуб с одноименным названием. И пусть в свободное время тольяттинская детвора ищет ответы на такие вопросы как "Почему это место называется Каменная Чаша" или как измерить ширину Волги между Молодецким курганом и Автозаводским районом при помощи GPS-навигатора.

На сегодняшний день большинство жителей нашего города не знакомы с этими популярными в цивилизованном мире технологиями. Пока для многих GPS-навигатор дорогая игрушка, подобно сотовому телефону или ноутбуку несколько лет назад. Поэтому знакомство молодежи с современными сетевыми сервисами и технологиями - с одной стороны - повышает их самооценку, с другой стороны - способствует популяризации этих технологий в России, а значит и способствует развитию технического прогресса в нашей стране.

Кроме открытия новых горизонтов в сетевых сервисах и информационных технологиях для молодежи Тольятти, хочется отметить и личностно-ориентированную пользу программы. У людей, прошедших обучение по программе вырабатывается новый взгляд на вещи, явления природы. Всякое событие подвергается анализу автоматически. Так, этой холодной зимой, когда температура в помещении не поднималась выше +12 градусов и наблюдалась замедленная реакция жидкокристаллических мониторов, на одном из занятий студенты сформулировали основополагающий вопрос "Почему ЖК мониторы боятся морозов?" и провели исследовательскую работу для ответа на него. Причем это студенты, которым не надо сдавать зачет по предмету, они сделали этот проект просто так, потому что им понравилось так выражать свои знания. Таким образом, студенты пед.специальностей знакомые с новой методикой во всем стараются найти тему для исследований и реализовать ее в виде проекта. Мы даже подумываем над тем, чтобы проводить семинар-II для таких студентов.

Другая составляющая программы "Обучение для будущего" - проектная – нашла свою реализацию повсеместно, где работают наши тьюторы. Обучать информационным технологиям необходимо, но сложно. Во-первых, разный уровень подготовки студентов – от аса до тех, кто компьютер увидел впервые. Поэтому преподавателю приходиться дифференцировать задания по степени сложности. Во-вторых, заинтересованность студентов, мотивированность обучения. До сих пор приходится сталкиваться с мнением "я не программист, зачем мне компьютер". В таких случаях, а теперь и на всех занятиях, я использую метод проектов. Группе из двух человек, хотя допускается и индивидуальное участие, выдается задание: подготовить пакет документов на открытие и ведение дел фирмы. Тут даже самые ленивые преображаются - кто в 18 лет не видит себя крупным банкиром или бизнесменом!

При помощи текстового процессора необходимо подготовить пакет документов и бланков. Для ведения бухгалтерской отчетности и моделирования коммерческой деятельности используется Excel. Для поиска инвесторов необходимо представить свою фирму средствами Power Point, для изготовления рекламы используем Publisher, а с помощью Visio рисуем быстро и качественно бизнес-диаграммы. После того, как проект готов, его надо публично защитить, то есть убедить потенциальных "инвесторов", своих одногруппников, что созданная фирма достойна финансирования. При таком проектном подходе в изучении информационных технологий наблюдается 100% успеваемость у группы. Кроме того, повышается посещаемость студентов и их заинтересованность в обучении, так как перед ними пример практического применения их знаний. Вместо изучения абстрактных понятий и разбора пока не нужных примеров – конкретное задание. Проводя вышеизложенный эксперимент, я ожидала некоторого позитивного сдвига в обучении информационным технологиям, но полученные результаты меня приятно удивили. Эксперимент будет продолжаться и дальше, тем более что он одобрен руководством. Только теперь это не эксперимент, а новая методика, которая базируется на старом методе проектов, вернувшемся к нам благодаря компании Интел и открывшем новые горизонты для российского образования. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: