Письмо в Школьный сектор

"Живой" журнал: Фрагменты сетевой жизни. - Эссе по предложенной теме позволило Наталье Кургановой из г.Омска вернуться мысленно назад, изложить свою точку зрения на проблемы, возникающие при проведении Интернет-проектов, проанализировать свою работу в сети, а также выразить свои впечатления и чувства. Время подвести некоторые итоги, вспомнить, поразмышлять. В свою очередь ничто так не позволяет продвинуться вперед в профессиональном плане, как рефлексия собственной деятельности...

Вместо предисловия...

"Хорошее известие..." Так начиналось письмо, адресованное всем читателям "Педсовета по средам", в котором объявлялся конкурс эссе по теме "Ресурсы и деятельность участников педагогического процесса в информационных образовательных средах (Интранет и Интернет)". Не просто хорошее, а замечательное известие!

Эссе по предложенной теме позволило мне вернуться мысленно назад, изложить свою точку зрения на проблемы, возникающие при проведении Интернет-проектов, проанализировать свою работу в сети, а также выразить свои впечатления и чувства. Время подвести некоторые итоги, вспомнить, поразмышлять. В свою очередь не что так не позволяет продвинуться вперед в профессиональном плане, как рефлексия собственной деятельности.

Как все начиналось... Ощущения, волнения, переживания, первые выводы.

Я иду по улице.
На дороге глубокая яма.
Я падаю.
Я пропала. Я беспомощна.
Я никогда не выберусь отсюда.

Апрель, 2005 год. Я иду по улице. Я двигаюсь по направлению к чему-то новому. Настал тот час, когда я начала дистанционное обучение по программе "Технология и методика создания дистанционных курсов". Авторы программы старались учитывать специфику направления – развитие практических умений по проектированию и дальнейшему сопровождению интернет-ориентированных дистанционных курсов.

С глубокой ямой, в которую я попала, стали ассоциироваться проблемы, которыми насыщено дистанционное образование. А также те ошибки, которые я могу допустить в ходе их разрешения. Меня охватило чувство тревоги, наверное, знакомое каждому кто начинает изучать что-то новое. Смогу ли я? Я ответила однозначно: "Да! Я смогу!" Конечно, немаловажную роль в обретении уверенности сыграло общение с коллегами в форуме, которые по праву могли называться "Виртуальными ангелами", проведение дискуссий по всем интересующим вопросам.

Какие же выводы я сделала? Если знание – сила, то дистанционное образование вполне может стать самым сильным соперником среди инструментальных средств обучения. Хорошо подготовленный сетевой педагог способен если не снять, то заметно ослабить действие многих помех, с которыми сталкивается обучение на расстоянии.

Теория и реалии... Проверка практикой.

Я снова иду по улице.
На дороге глубокая яма.
Я делаю вид, что не замечаю ее.
И снова падаю.
Не верится, что я опять здесь.
Все же долго выбираться отсюда.

Я снова иду по улице. 2006 год. Я снова на пути к чему-то новому – к роли дистанционного координатора дистанционной обучающей олимпиады по английскому языку (ДООАЯ). Прошло несколько месяцев после того, как я вместе с другими "Виртуальными ангелами" закончила обучение по программе "Технология и методика создания дистанционных курсов".

"Что готовит реальность?" – вот был самый главный вопрос. Ведь первый "бой" – он сложный самый. Пришло время соотнести теорию и реальность. Проблемы ДО остались, но мне они кажутся все более далекими в процессе подготовки к олимпиаде. А если уж возникнут...

И вот мои первые ошибки и просчеты в роли координатора, а это ведь только этап подготовки. Не верится, что я могла допустить их, ведь я точно знала как надо поступать в том или ином случае.

Конечно, я исправляю недочеты и "выбираюсь из ямы". "Все же долго выбираться отсюда". ДООАЯ – командная работа, а работа в команде тем и хороша, что всегда есть дружеская рука, которая поможет выбраться из "глубокой ямы". Огромное спасибо куратору ДООАЯ, который всегда был на этой "улице". В нужную минуту поддерживал, не давал сбиться с пути, указывая правильное направление.

Дистанционная обучающая олимпиада по английскому языку проходила с января по апрель месяц – "погружение" в мир праздников и традиций Великобритании. На протяжении всей олимпиады участников сопровождал виртуальный персонаж Холидейчик, вместе с которым команды разбирались, откуда произошли и почему возникли те или иные праздники и традиции Великобритании. В олимпиаде принимало участие 75 команд. Для многих команд участие в олимпиаде было непростой задачей, так как это был первый опыт дистанционной работы.

Во время олимпиады руководители команд – учителя английского языка принимали активное участие в дистанционном педагогическом семинаре, во время которого обменялись своими методическими разработками с коллегами (разработки мероприятий, проектов; сценарии викторин; конспекты уроков по теме олимпиады), а также массой полезных ссылок на информационные ресурсы, размещенные в сети. Всего в педагогическом семинаре принимало участие 25 учителей из различных уголков России и стран ближнего Зарубежья.

И вот момент истины настал! Каковы результаты и основные положительные моменты олимпиады? Все, кто принимал участие в организации ДООАЯ, поверили в свои силы и научились работать в команде. Удалось выявить инициативных учеников и учителей английского языка из разных городов России и стран ближнего Зарубежья, расширить горизонты их познания и общения. Главное – у всех появился толчок, новые идеи, желание работать.

Бернард Шоу сказал: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет две идеи". Надеюсь, наша олимпиада стала той искрой, которая зажгла в сердцах детей и учителей желание участвовать в других дистанционных проектах. Судя по отзывам участников, нам это удалось. "В будущем хотелось бы еще раз поучаствовать в таком конкурсе. Теперь у нас опыт есть!"

Какой же вывод я сделала? Координирование ДООАЯ достаточно трудоемкий процесс, но захватывающий.

Ни шагу на месте. Все только вперед.

2006-2007 год. Я снова на пути к неизведанному.

Творчески работающие учителя, а таких, я верю, большинство в нашем образовании, очень часто задают себе вопросы: "Куда приложить свои силы? Где и как повысить свой профессиональный уровень?" Решением проблем может служить их собственное участие в дистанционных проектах. В результате "родился" проект для учителей "Необычное в обычном" на базе центра творческих инициатив "Snail". В то же время педагог, участвующий с детьми в различных сетевых проектах, должен владеть теми методами и технологиями, которые учащиеся используют в ходе работы над проектами в сети. Как этого достичь? Только самим поучаствовать в различных сетевых проектах. В ходе проекта я старалась предоставить учителям возможность "примерить на себя" различные приемы работы в сети.

Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Я вижу ее.
Но иногда падаю... по привычке..., но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь.
Я сама виновата.
И выбираюсь вмиг.

Я иду по той же улице. Теперь я уже и автор, и ведущий, а также координатор Интернет-проекта, и все это в одном лице. Сроки первого проекта объявлены. Я настраиваю себя на работу. Смогу ли я увлечь участников идеей проекта? С какими проблемами мне придется столкнуться?

Проект "Необычное в обычном" я провела пять раз. Пять групп... Все разные... Каждому в группе необходим свой индивидуальный подход. Но все возвращается сторицей. Закон очень простой и давно известный. Так и здесь, чем больше сил вложено в каждого учителя, тем "солиднее" получаются разработки уроков. В

D обычной обстановке человеку трудно сидеть, пытаясь не отвлекаться и не прерываться, выкроить время на обучение в течение дня и продираться через очень сложный учебный материал. А бросить это занятие очень просто. Вы просто выключаете компьютер и занимаетесь чем-либо другим. Поэтому одна из основных задач, которые я ставила перед собой, как раз и состояла в том, чтобы поддержать стремление каждого учителя завершить обучение.

Все задания проекта я старалась формулировать как можно четче, но четкость не спасла от последующего исправления различного рода двоякости понимания.

Приходилось преодолевать и разноуровневость участников. Дистанционный опыт работы у всех разный, так как в проекте участвовали, как учителя информатики, так и другие учителя-предметники.

Конечно, на моем пути по-прежнему возникают трудности, но я могу их уже предвидеть. Самое главное, что даже, если я и допускаю ошибки, я знаю, как быстро их можно исправить. С каждым проведенным проектом это становится все проще и проще.

Какой же вывод я сделала? Выбор путей по улучшению проведения Интернет-проектов – это огромное поле для деятельности, где сбор урожая происходит сообразно эмоциональным и интеллектуальным затратам.

Итоговые работы участников, их рефлексии на проект подобны зеркалу, в котором отражается, насколько качественно ты провел данный проект.

В рефлексии своей деятельности слушатели писали об изменениях, которые произошли с ними... А изменилась ли я? Бесспорно. Меня обогатило сотрудничество с педагогами, любящими свой предмет, желающими сделать все возможное и невозможное, чтобы детям нравились их уроки. Устала? Да, но эта приятная усталость. Ведь когда, видишь результат... В то же время, что наша жизнь, как не чередование различных проектов.

Новые замыслы, новые перспективы

Я иду по той же улице,
На дороге глубокая яма.
Я обхожу ее.
Я иду по другой улице.

Первый опыт осмысления своей деятельности только набирает свои темпы, но мне представляется, что общее направление может служить основой для дальнейшего движения. Я видела перед собой определенные вершины, но я их достигала, пусть не сразу, пусть методом проб и ошибок, но одно могу сказать точно, что я не стояла на месте, и не собираюсь этого делать и впредь. Большой успех – это сумма ежедневных маленьких достижений! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: