Письмо в Школьный сектор

О своем сетевом кабинете рассказывает Надежда Каленикова, учитель английского языка гимназии 1551 г. Москвы

С недавних пор у меня появился свой сетевой кабинет. Так назван сайт, на котором размещаю все необходимые материалы для своей работы.

Во-первых, это учебные материалы для уроков, например, дополнительные тексты и упражнения, тематические подборки лексики и таблицы/схемы по грамматике, вопросы к зачетам и всякое другое, что обычно коллеги ксерокопируют для учащихся в немереных количествах. В моем же случае, учащиеся заходят на сайт, забирают материал и работают с ним дома на компьютере или распечатывают по необходимости. Это значительно экономит время на уроке, которое обычно уходит на списывание с доски или со слов учителя.

Сюда же можно отнести размещение лучших работ учащихся для примера или в качестве источника уже отобранной и обработанной информации, тогда как обычно они лежат в папках, в шкафах, недоступные и забытые.

Материалы структурированы по классам и Unit-ам (т.е. разделам).

Во-вторых, это карточка успеваемости учащегося, в которой перечислены все работы/ задания определенного Unit-а и оценки за них. Карточки находятся в свободном доступе. Каждый учащийся имеет свою (иногда индивидуальную) карточку. Оценки выставляются автоматически из моего электронного журнала, доступ к которому закрыт. Карточки и журнал созданы в программе MS Excel.

Журнал позволяет мне автоматически подсчитывать четвертные и годовые оценки, автоматически составлять четвертные и годовой отчеты (в т.ч. с диаграммами), работать с ним в любом месте и в любое время, делать примечания к оценкам.

Карточка, всегда доступная на сайте, - хороший помощник учащегося. Он в любой момент на любом компьютере (дома, в гимназии и т.д.) может посмотреть свои оценки и узнать, что ему еще надо сдать по английскому языку. И родители имею возможность постоянного контроля за успеваемостью своего ребенка по предмету. Данная технология пока находится на стадии "обкатки" и работает в экспериментальном режиме.

В третьих, это мое портфолио, которое пока существует только на уровне идеи. Я планирую сделать это пространство отражением моего профессионального роста и хранилищем результатов моей работы. Полагаю, это будет интересно коллегам и партнерам.

Возможно, кто-то увидит трудности пользования таким "кабинетом". Например, отсутствие у некоторых учащихся дома компьютера, принтера или Интернета. Но я не думаю, что это серьезные препятствия (во всяком случае для Москвы).

Нет дома компьютера – можно поработать на компьютерах гимназии после уроков. Нет принтера – можно договориться с друзьями, у которых он есть, или попросить учителя распечатать (2-3 копии вместо 20-30 – ощутимая разница). Без Интернета помогают обмениваться информацией старые и новые носители – дискета, CD-R или "флешка", как самостоятельное устройство, так и в виде mp3-плеера или мобильного телефона.

Часто коллеги переживают за временные затраты при подготовке к использованию ИТ, дескать, времени уйдет много. Но подготовка материалов для сайта фактически состоит из двух частей: подготовка содержания и технической части.

Подбор содержания осуществляется и при подготовке к традиционному уроку, без какого-либо использования ИТ. И на это тратиться много времени, например, у меня это бОльшая часть работы. А техническая часть, конвертирование подобранного материала в электронный вид, отнимает минимум времени. Хорошо помогают навыки слепого 10-пальцевого набора и наличие готовых шаблонов документов. Поэтому времени уходит не больше, чем у тех, кто пользуется копировальным аппаратом и доской.

Интерактивное взаимодействие с учащимися, родителями и коллегами осуществляется всеми доступными способами: электронной почтой и сервисами онлайн-общения ICQ, MSN, Miranda. Удобством является простота, доступность и привычность использования данных сервисов (в отличие, скажем, от специализированных сред типа Moodle).

Ребята присылают мне свои работы и задают вопросы. Я же готова с ними общаться бОльшую часть суток (преимущество Интернета). Чаще всего это общение происходит на английском языке.

Фундаментом моего сетевого пространства являются открытость, доступность и прозрачность.

Хочется отметить неожиданную для меня реакцию учащихся (12-15 лет) на появление всего вышеописанного. Сначала они приняли эти нововведения в штыки. С большой неохотой забирали материалы с сайта и сдавали работы в электронном виде. Только и слышно было "А можно я лучше напишу от руки?" Но появились первые "ласточки", с которыми мы стали общаться "в аське", обсуждать их работы и другие интересные нам темы, и отношения ребят стало меняться в положительную сторону.

На данный момент мы активно осваиваем использование презентаций в своих выступлениях. Я часто пользуюсь этим инструментом, когда надо что-то продемонстрировать (новая тема, графическое сопровождение материала или заданий). А вот для ребят это пока совсем не привычный инструмент, но постепенно они привыкают и учатся делать качественные презентации. Вообще-то этому их должны научить на предмете информационные технологии, но случиться это во второй половине 7 класса, а им эти знания нужны раньше. Поэтому приходиться учить их самой, после уроков.

Для демонстрации презентаций я использую старый монитор 20" (висящий на стене), который для меня является альтернативой доски. Инернет мы используем не только для поиска информации, но и для общения с носителями языка. Например, Интернет-сервисе "Yahoo. Answers.", участники которого (в нашем случае ученики и учителя) могут задать любой вопрос и получить на него не книжный "сухой" ответ, а личное впечатление, мнение и знания англоязычных сверстников по данной теме.

Естественно, наши учащиеся тоже могут поделиться своим опытом по знакомым им вопросам. За свою активность участники получают баллы, увеличивающееся количество которых повышает их статус и дает переход на другой уровень (т.е. элемент соревнования и игры). Темы обсуждения очень разнообразны.

Не могу не коснуться темы таких цифровых ресурсов как обучающие программы на компакт-дисках, которые представлены огромных ассортиментом на образовательном рынке. Все те продукты, с которыми у меня была возможность познакомиться, имеют ряд недостатков, главный из которых неадаптированность к образовательному процессу (моему личному). Это не значит, что я не использую диски на своих уроках, просто мною востребована малая часть каждого отдельного продукта.

Жаль, что у меня пока нет более функциональной среды для формирования своих интерактивных заданий (тестов). Поэтому пока использую возможности MS Excel, которые позволяют сделать автоматическую проверку правильности ответов и выставление оценок.

В заключение хочу сказать, что созданная мной частичка информационной образовательной среды стала настолько неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, что я даже представить не могу, каким образом работать без нее... А, если учитывать, что в школе было бы неплохо научить и ребят активно пользоваться ИТ-инструментами, то лучшим способом для этого является личный пример. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: