Письмо в Школьный сектор

Перед конференцией Ассоциации РЕЛАРН 2007 идет живое обсуждение деятельности и ресурсов в дистанционных оболочках:

Роль социальных сетевых сервисов в конкурсах и проектах. Опытом делится Оксана Петрова

Сегодня работодатели на ведущее место ставят способность потенциальных работников к эффективной коммуникации, умение договариваться, работая над достижением общей цели.

Сетевой образовательный проект многими авторами рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Школа, готовящая конкурентоспособных выпускников на современном рынке труда использует новые сервисы, которые по своим возможностям оказались более мощными по сравнению с традиционными. Самая главная их черта – социальная направленность, что и является значимым для участников сетевых проектов и конкурсов.

Осенью 2005 года совместно с коллегами из Саратова мы апробировали методику проведения сетевых проектов в среде ВикиВики "Виртуальное путешествие по древнему городу" и "Геокешинг в Псковской области". Наиболее удачным моментом, на наш взгляд было привлечение разных команд: школьные, межшкольные и "взрослые". Во "взрослую" команду входили тьюторы школ района и заинтересованные педагоги, так проявились новые грани деятельности. Детям было очень интересно соревноваться в игре в стиле геокешинг, увидеть привычный город "взрослым" взглядом. Что не менее важно, одновременное осваивание GPS-навигаторов, Фликра, среды коллективного гипертекста поднимало престиж учительства, ведь совместная деятельность в решениипроблем – это мощная объединяющая сила.

Логичным продолжением первого опыта стало участие в Летописях. После размещения статей о своих поселках и деревнях ребята увлеклись созданием школьных страничек в проекте "Лицо школы" и сетевом альманахе в региональной ПскоВики "Живые зеркала". Создавая виртуальную экскурсию по Середкинской средней школе ребята придумали двух экскурсоводов: Степана и Марию Ивановну. Выбрав одного из них можно совершить традиционную экскурсию или узнать школьные байки пробежав по школьным этажам. Такие экскурсии интересны тем, что становятся со временем интереснее и полнее, т.к. благодаря реализации свободы правки и дополнения материалов любой школьник, учитель, выпускник может добавить свой текст. Традиционные школьные сайты, которые создаются, как правило, под руководством взрослых, идеи ребят оцениваются, корректируются, что сдерживает творчество и инициативу. В виртуальных экскурсиях в свободной среде проявляется нестандартный подход и интересный взгляд на привычные места, события. Представление содержания сайта часто не предусматривает широкого обсуждение, а обсуждение за пределами группы авторов не предусматривает создание содержания. Внутри современных социальных сервисов, к которым относятся ВикиВики, Фликр и др., деятельность и общение тесно связаны. Среди новых стратегий мышления особо выделяются экологические. Как отмечает Митчелл Резник (Resnick M. Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworlds, MIT Press,1997.) экологические стратегии отвечают на локальные условия. Решение принимается на основе данных с мест, а не на основе принятых в центре решений. По мере того как условия меняются, экологические стратегии принимают эти изменения во внимание; эти изменения и вырабатывают новые решения на основе этих изменений. Заранее выбранного плана не существует, и решения время от времени меняются. Многие экологические стратегии предполагают сетевой подход, основанный на вкладе многих простых участников, а не на централизованном управлении.

Удачным на наш взгляд экологические стратегии могут найти отражение в профильном дистанционном обучении при решении исследовательских задач. Наиболее эффективно использование возможностей среды ВикиВики для экологического подхода к решению проблем. Выбор методик, проведение исследований на местах, анализ полученных результатов и коллективное децентрализованное написание гипертекста – такой пример использования экологических стратегий представлен в конкурсной работе "Организация исследований при изучении основ цитологии", в частности раздел "Метаболический аппарат клетки" (конкурс "Школьникам-исследователям" в letopisi.ru). Подобный подход к проведению коллективных исследований позволяет самоорганизовать деятельность каждого, т.к. для успеха необходимо отслеживать результаты действий членов группы и видоизменять свое собственное поведение, согласуя с ближайшим окружением. Именно ВикиВики поддерживает коллективную конструктивную сетевую деятельность, направленную на создание общего гипертекста.

Особо хочется отметить конкурсы, проводимые в Летопись. Несмотря на то, что первоначально эта идея имела много противников, она удачно реализовалась. Ведь такая организация позволяют решить сразу несколько проблем:

  • открытость и прозрачность конкурса;
  • обучение представления опыта работы современными средствами;
  • мотивированное погружение в среду;
  • способствует перерастанию некоторых идей в сетевые проекты.

Не секрет, что многие активные участники первый раз пришли в Летописи через конкурс, приняли идеологию проекта, став активными участниками. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: