Письмо в Школьный сектор

Перед конференцией Ассоциации РЕЛАРН 2007 идет живое обсуждение деятельности и ресурсов в дистанционных оболочках:

Реализация принципов дистанционного обучения в системе "МОДУС". Опытом делится Марина Викторовна Храмова, Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

В процессе дистанционного обучения информация традиционно выступает в двойственной форме: информации содержания и информации управления. Первая составляет предмет изучения и характеризуется построением и преобразованием видовых моделей. Вторая выступает как средство и способ усвоения информации содержания. При построении модели дистанционного обучения это условное разделение позволяет описать ее особенности. Исходя из сказанного классифицируем отличительные принципы дистанционного обучения и рассмотрим их возможную реализацию в системе (Модус) следующим образом:

1. Принципы представления учебной информации.

1.1. Принцип блочно-модульного представления содержания учебной информации. Курс "МОДУС" делится на разделы (модули). За каждый вид учебной деятельности учащихся отвечают соответствующие исполнители-модули.

1.2. Принцип использования различных способов представления знаний: фреймов, семантических сетей, продукционных моделей. В педагогической психологии считается, что визуализация способствует наилучшему восприятию учебного материала. Даже если возможности системы "МОДУС" не позволяют Вам представить материал учебного содержания в некотором специальном виде, рекомендуется это делать в файлах, которые учащиеся могут скачать себе на компьютер.

1.3. Принцип глубокой структуризации учебного материала. СДО "МОДУС" позволяет внутри одного раздела графически выделить последовательность прохождения учебного материала и значимость отдельных элементов.

1.4. Принцип единой информационной базы в системе. СДО "МОДУС" позволяет замечательным образом выделять ключевые слова курса (основные термины, фамилии, понятия), организуя их в совокупность гиперссылок, связанную с основным глоссарием ("персоналием") курса.

2. Принципы управления процессом усвоения учебной информации.

2.1. Принцип технологичности, предусматривающий выполнение двух принципиальных моментов: гарантированность конечного планируемого результата и набор технологических процедур, определяющих деятельность виртуального педагога. Данный принцип предусматривает реализацию всех принципов, определяющих технологическое построение процесса обучения. СДО "МОДУС" включает в себя широкий спектр для выбора формы работы учащихся (задания, тесты, рабочие тетради и т.д.), предусмотрены для всех форм работы различные механизмы контроля и сопровождения работы учащихся, а также соответствующие шкалы оценивания.

2.2. Принцип предоставления возможности выбора способа предъявления учебной информации из ряда альтернатив (текстовой, графической, видео и др.). СДО "МОДУС" разрешает использовать кроме своих ресурсов ВСЕ (!) форматы, которые на сегодня де-факто существуют в сети Интернет (видео, аудио, презентации, текстовые документы, электронные таблицы и т.д.).

2.3. Принцип использования гипермедиа технологий при оптимальном "погружении" с ограничением свободы пользователя за счет проектирования интерфейса (меню контекстного просмотра содержания курса, карты видов деятельности и т.п.). Учет данного принципа позволяет пользователю "не запутаться" при работе с гипермедиа. СДО "МОДУС" позволяет сортировать содержимое курса, графически выделяя соответствующие элементы (за каждым элементом курса закреплена собственная пиктограмма), а также представлять его на экране компьютера по назначению (например, выводить только задания, или только тесты и т.д.). Система постоянно напоминает пользователю, где он находится и предоставляет механизм "быстрого возврата" на основную страницу курса.

2.4. Принцип определения готовности к дистанционному обучению и диагностики обучаемого на каждом этапе. Данный принцип позволяет учесть личностную готовность к дистанционному обучению. СДО "МОДУС" обладает системой тестирования и опроса, которые могут быть использованы до начала обучения для соответствующей диагностики и на любом этапе соответственно.

2.5. Принцип эргономичности информационной системы, учитывающий: психолого-педагогические требования к организации диалога с компьютерной средой; интерактивность диалога между обучаемым и компьютерной средой и т.п.

2.6. Принцип организации дискуссионного обсуждения ключевых проблем, составляющих содержание обучения. СДО "МОДУС" предоставляет широкий спектр возможностей для организации общения при обучении (чат, форум, система внутренних сообщений, система комментариев). в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: