Письмо в Школьный сектор

О том, как развивается информационная образовательная среда в гимназии №140 города Омска рассказывает Людмила Витальевна Гердт, руководитель сектора отдела информатизации образования департамента образования Администрации города Омска

Говоря об информационной образовательной среде (ИОС) школы, будем иметь в виду совокупность информационной, технической и учебно-методической подсистем, обеспечивающих образовательный процесс, а также его участников.

Чтобы проследить развитие ИОС, надо выбрать временной интервал и какую-то точку отсчёта. И это совсем не значит, что незначимо всё, что было до.., просто в бесконечности легко заблудиться. В нашем случае точкой отсчёта может стать 2000 год. Миллениум. К его приходу писк модема возвестил начало новой эры в 20 омских школах.

Что тогда представляла из себя информационно-образовательная среда омского образовательного учреждения, входящего в двадцатку счастливых участников "пилотного проекта"? - Один или 2 компьютерных класса, оснащённых IBM, при самом удачном раскладе, локальная сеть в каждом. Модем, как открытая дверца в огромный сказочный мир, правда открытая только 10 часов в месяц, но всё же... В классах изучают только информатику и информационные технологии.

Но уже выпестованы ученики-программисты, которыми написаны и пишутся обучающие и контролирующие программы для самых смелых учителей, готовых провести необычные уроки на радость детворе. Первые телекоммуникационные проекты из "Школьного сектора" и даже организация и проведение собственных. Первые пробы в представительсве школы в сети Интернет. Координация действий энтузиастов из школ энтузиастами из управления образования.

Всё это в полной мере относится и к гимназии 140 города Омска. Именно в 2000 году в ней был создан первый план информатизации муниципального учреждения образования. Его целью стало создание и развитие информационной системы гимназии, которая включала бы в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в учебном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение, обработку данных, необходимых для успешного обеспечения образовательного и управленческого процесса в гимназии. Исполнение плана на тот момент и самим авторам казалось утопией.

Год 2002 с его федеральной программой компьютеризации позволил обновить и пополнить компьтерный парк. Тогда же был получен первый комплект образовательных дисков, положивший начало формированию медиатеки. Затем были централизованные поставки компьютеров в библиотеку и бухгалтерию, собственые усилия гимназии по приобретению технических средств.

Сегодня компьютеры (кроме двух компьютерных классов) стоят в кабинетах: начальной школы, истории, русского языка, математики, экономики, физики, иностранного языка, библиотеке, в бухгалтерии, в кабинетах администрации. Все компьютеры подключены к сети Интернет и соединены внутренней локальной сетью. В гимназии имеется мультимедийный проектор, цифровые фотоаппараты, WEB-камера, оборудован лекционный зал.

Среда динамична. Развиваясь, она воздействует на всех участников образовательного процесса, требуя от них определённых усилий для адаптации, что заставляет их получать новые знания, формировать новые умения. В свою очередь, они сами являются движущей силой развития ИОС школы.

В 2003 году в Омск пришла программа Intel "Обучение для будущего". За эти годы почти 100 % учителей гимназии стали её выпускниками, что позволило повысить потенциал коллектива в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Сегодня каждый педагог гимназии не только владеет компьютером на уровне пользователя, но и стремится к внедрению ИКТ в учебную и воспитательную деятельность, создавая в процессе новые учебно-методические материалы, которые также становятся частью ИОС.

Показателен пример работы кафедры учителей начальных классов. Это очень сильное объединение творческих педагогов. Одни из первых в гимназии они стали использовать на уроках мультимедийные образовательные диски компании "Кирилл и Мефодий" (ДЭКМ, "Башня знаний", "Мир информатики"). Елена Олеговна Брицкая стала победителем конкурса "Кубышка медиа уроков - 2005" в Омске. Ныне она - методист виртуального методического объединения учителей начальных классов города. Участвуя в конкурсе "Кубышка 2004," и, получив от компании КиМ ИКС, учителя кафедры создали в этой среде целую серию разработок уроков по различным темам из курса начальной школы. 2 CD с этими разработками используются в образовательном процессе и по сей день. Всего их 4. Учителем начальной школы Е.В. Митрясовой. разработан и внедряется проект "Информационная грамотность или кто ищет, тот всегда найдет".

Кафедрой организуется проектно-исследовательская деятельность учащихся с применением ИКТ. В 2005 году Е. О. Брицкой был заявлен и проведён авторский телекоммуникационный проект "Всё течёт, всё изменяется". Практически каждый из гиназистов начальной ступени обучения стал участником какого либо сетевого или внутришкольного проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Учителя кафедры открыты для общения. Они учатся сами и активно делятся своим опытом на различного рода конференциях, страницах печатных изданий и страницах виртульных методических объединений. В ноябре 2006 года видеоконференция "Использование ИКТ в образовательном процессе в начальной школе" была посвящена обмену опытом между кафедрами учителей начальной школы МОУ "Гимназия №140" г. Омска и МОУ "Гимназия №56" г. Томска.

Администрация гимназии всемерно поддерживает и организовывает работу педагогического коллектива в данном направлении.

Создан гимназический информационный центр (ГИЦ), которым руководит Т.В. Никифорова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В функции ГИЦа входят:

  • организация работы во внутренних и внешних проектах;
  • обновление и наполнение гимназического WEB-сайта;
  • создание архивов (НОУ, фото, видео, методических разработок учителей и т.д.);
  • создание компьютерной газеты;
  • освещение мероприятий гимназии (буклеты, листовки);
  • создание медиатеки для проведения различных мероприятий;
  • предоставление учителям и учащимся Интернет-услуг;
  • создание базы данных и архива фонда школьной библиотеки.

В настоящее время на базе библиотеки формируется медиатека и создается электронный каталог. "В гимназию поступил комплект дисков (105 дисков) с обучающими программами, с которыми можно ознакомиться каждые четверг и пятницу (с 14.10 до 17.00)" - это объявление с новостной страницы сайта гимназии. Имеющиеся образовательные медиаресурсы постоянно пополняются и доступны всем желающим: и школьникам и педагогам.

Гимназия является участником областной экспериментальной площадки "Формирование и развитие единого информационного образовательного пространства в условиях крупного города".

Коллектив гимназии, развивая ИОС, ставит перед собой задачу - активизировать творческий потенциал учителей и учащихся, расширить рамки учебных программ, сделать учебный процесс эффективным. Гимназисты с 1-го по 11-й класс полученные на уроках информатики знания применяют на уроках по другим предметам школьного цикла и во внеурочной деятельности: создают WEB-странички, детские сайты, участвуют в разнообразных телекоммуникационных инициативах, конференциях, проводят верстку Интеллект-газеты, газеты "Five", используют Интернет-ресурсы в своей исследовательской деятельности. Можно привести достойный список творческих успехов и побед гимназистов.

Но время не стоит на месте. Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют дальнейшего развития системы на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Новые перспективы - новые планы: в организационно-методической работе, работе с учителями, учащимися и родителями (например, информирование родителей по их просьбе об успеваемости учащихся, родительских собраниях и т.п. с использованием Internet-ресурсов). В планах гимназии дальнейшее формирование медиатеки, нарашивание технических возможностей. Как всегда, решение больших задач связано с большими проблемами... Но, главное, что процесс развития ИОС не стоит на месте.

Сама жизнь диктует необходимость внедрения в образовательную практику интегрированных сред, подобных "КМ-школе"

Пример гимназии №140 города Омска, несомненно, один из показательных, но далеко не единственный в городе Омске. Было бы интересно рассказать о развитии информационно-образовательных сред гимназий №19 и 88, школ №62 и 99… Но это уже другие истории. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: