Письмо в Школьный сектор

Екатерина Яковлева, по первому этапу проекта "История на странцах литературного произведения":

Уважаемые коллеги! В нашем конкурсе "История на страницах литературного произведения" приняли участие пять школ, представители таких больших регионов, как Омск (хорошо известные школы № 161 и № 62, победители прошлых конкурсов), Казань (школа № 89), Пермский край Лысьвенский район, поселок Кормовище,("Кормовищенская СОШ").

На первом этапе командам предлагалось поработать по тексту любого произведения русской классической литературы, выявить приметы времени в выбранном произведении и прислать результаты исследования в виде статьи (текстовый документ). Участниками были выбраны для исследования такие произведения, как "Мертвые души" Н.В. Гоголя, "Война и мир" и "Анна Каренина" Л.Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского и "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова.

Ребятами были проведены кропотливые исследования по тексту, которые можно назвать литературоведческим анализом, так как эта работа вводила их в мастерскую писателя, помогла увидеть роль детали в создании целостной художественной картины. Более того, показала, как анализ, казалось бы, ничего не значащих подробностей помогает осмыслить идею произведения.

Очень интересна, с этой точки зрения, работа Харченко Анастасии, ученицы 10 класса школы № 62 г. Омска. Она исследовала манеру одеваться в русском обществе середины 19 века по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина". При этом показала, что одежда в романе является также и средством авторской характеристики героев:

"Любимых героев Толстого отличает высокая духовность, простота и естественность, что находит свое отражение и в одежде. Эволюция характера Анны, её искание смысла жизни и борьба за счастье отражается в выборе костюма и в отношении к нему: "...перед отъездом в Москву она (Анна), вообще мастерица одеваться не очень дорого, отдала модистке для переделки три платья". Это было перед её знакомством с Вронским, а после: "Одеваясь, она занялась собой больше, чем все эти дни, своим туалетом, как будто он мог, разлюбив её, опять полюбить за то, что на ней будет то платье, и та прическа, которые больше шли к ней", "она хотела нравиться ему не только речами, но и всею своею особою. Она для него занималась теперь своим туалетом больше, чем когда-нибудь прежде..."

В работе учащегося 10 класса школы №89 города Казани Нигметзянова Марселя по поэме Гоголя "Мертвые души" исследовались транспортные средства, распространенные в первой половине 19 века: брички, телеги, кареты. Но одновременно с этим было показаны, что они интересны не только сами по себе, а в неразрывной связи с темой дороги в поэме:

"Поэма начинается с описания брички, на которой Чичиков приехал в город N: "...довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки".

Читатель знает, что бричка- это приобретение Чичикова, ведь его отец в своё время привез мальчика в город "на тележке, которую тащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки"....

"Образ дороги – запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, а только кружащей путника, дороги, где то и дело застревает бричка Чичикова, где встретишь лишь кибитку Ноздрева или "арбуз" Коробочки – это особенный путь, бездорожье. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который замызганный чиновничий экипаж волшебно преобразится в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси...".

Второй немаловажный момент в этой работе: учащиеся увидели, как точно отразилась эпоха в русской классике. Можно изучать историю по произведениям литературы. Очень интересно поработали участники команды школы поселка Кормовище,("Кормовищенская СОШ"). Они исследовали проблему женского образования в начале 19 века по роману Л.Н. Толстого "Война и мир", при этом показали разнообразие форм такого образования, имеющего общую черту, оно никогда не было систематичным и полным:

"Читая роман Л.Н.Толстого "Война и мир", мы заинтересовались вопросом: какое образование получали девушки, женщины в то время. Мы исходили из того, что образование есть соединение обучения и воспитания. Нам стало интересно, кто занимался воспитанием и обучением девушек, какие предметы они изучали. И мы снова отправились в увлекательное путешествие по страницам романа, по крупицам отыскивая все, что так или иначе связано с темой исследования. Что же мы узнали о женском образовании того времени? Перелистаем страницы романа вместе <...> Обратите внимание, здесь мы встречаем упоминание о книгах, которые читают героини. Жюли посылает Княжне Марье "Ключ таинства".

Из ссылок мы узнаем, что это книга немецкого писателя-мистика К.Эккартсгаузена (1752-1803). В разговоре с княжной старый Болконский называет Жюли Элоизой, намекая на сентиментальный роман Руссо "Юлия, или Новая Элоиза", видимо, княжна тоже имеет представление об этом романе. Веру Ростову дразнят "Madam de Ganlis", намекая на Стефанию Жанлис (1746 – 1830), французскую писательницу, известную своими нравоучительными романами. В салоне Анны Павловны читают "письмо преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического, духовного красноречия".

Еще одна работа учащихся шк. № 62 г. Омска команды " Тургеневских девушек" представляет собой достаточно полный обзор исторических реалий жизни Петербурга третьей второй половины 19 века по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Участники конкурса проследили по всему роману, как обставлены комнаты в бедных романах Петербурга, как кормили в недорогих забегаловках, как одевались, выяснили уровень культуры и манеру говорить всех героев романа. Вот каков план их исследования:

Приметы времени в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (работа с текстом).

Нами проанализирован текст произведения по предложенной теме.

План:

  1. Архитектура (улицы, интерьеры).
  2. Культура общества, состояния бытия.
  3. Одежда.
  4. Образование /воспитание /род деятельности.
  5. Пища.
  6. Речь.
  7. Каторга как отражение состояния системы наказания в России XIX века.

Не все работы так хороши как перечисленные выше. Некоторые участники написали очень интересные сочинения, в которых дается анализ характеров героев или целой темы произведения, но это не совсем то, что требовалось на первом этапе. А на первом этапе необходимо было увидеть, как отразилась история на страницах литературного произведения. Итак, первый этап закончен, ждем ваших работ на втором этапе нашего проекта "История на страницах литературного произведения". в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: