Письмо в Школьный сектор

Екатерина Яковлева, подводит итоги проекта "История на странцах литературного произведения":

В этом проекте, проводимом в течение года среди учащихся 9-11 классов, команды должны были проанализировать, как в литературном произведении отразились реалии времени.

На первом этапе все участники работали по тексту произведения. Выявляли приметы времени в произведениях Толстого, Гоголя, Лермонтова, Булгакова и прислали результаты исследований в виде статьи. На втором этапе — подбирали дополнительную литературу (статьи, документальные источники, иллюстраций, видеофрагменты и т.д.) по выбранной теме. Результаты исследования присылали в виде рефератов или обзора литературы с аннотациями.

Нигметзянов Марсель, учащийся 10 класса средней школы №89 города Казани прислал обзор литературы по теме "Средства передвижения в начале 19 века":

"Колодочкин М. На чем ездил Пушкин? (журнал "За рулем", №6, 2003 год)

Опираясь на воспоминания А.Пушкина и тексты его произведений, автор статьи в непринужденной и ироничной манере отвечает на вопросы "Как и на чём ездил Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Быстро ли ездил? Использовал ли при езде спецсигналы? Что думал о дорогах и придорожном сервисе?" Также в статье дан краткий "Словарик дорожно-транспортных терминов пушкинской эпохи".

Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. -847 с.

В книге собраны работы Ю.Лотмана, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина. Том состоит из четырех разделов, в которых представлены биография Пушкина, статьи и исследования, заметки, рецензии, выступления, посвященные творчеству поэта. Четвертый раздел отведен роману "Евгений Онегин", сюда же вошли "Комментарии" к роману.

Одна из глав "Очерков дворянского быта онегинской поры" называется "Средства передвижения. Дорога", здесь подробно проанализирован маршрут передвижений Евгения Онегина в романе, прокомментированы такие строки из романа как "ямская карета", "летя в пыли на почтовых", "Ларина тащилась, /Боясь прогонов дорогих, /Не на почтовых, на своих...". Ю.Лотман удачно использует мемуарную литературу (С.Аксаков, С.Тургенев, С.Селиванов) для воссоздания деталей прошлого.

Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени. – СПб.: Азбука - классика, 2005. -432.

Перед читателем развернута широкая панорама русского дворянского быта 18-19 веков: парады, балы, маскарады, театр, клуб и салоны, дружеские и тайные общества, жизнь императорского двора и родовых усадеб. Рассказывается, какую одежду носили во времена Павла I, во что были одеты современники А.С.Пушкина, повествуется о превратностях карточных игр, о семейных альбомах, "языке цветов" и т.д.

Из главы "Дорожные жалобы" читатель может узнать о том, какие экипажи соответствовали социальному статусу человека, как выглядели кареты, коляски, экипажи, дилижансы, как одевались извозчики и что такое "извозчичья биржа".

Автор удачно использует мемуарную литературу, письма, отрывки из художественных произведений, иллюстративный материал для воссоздания явлений и примет прошлого. В книге также есть словарь терминов и список литературы".

И это лишь часть проделанной работы. На основании текста поэмы Гоголя "Мертвые души" и изученной литературы Марсель Нигметзянов провел интересное исследование о средствах передвижения в России первой трети 19 века. Важно, что в этом исследовании рассказ о транспортных средствах выводит на основную тему произведения — тему дороги. ("Средства передвижения в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Нигметзянов Марсель, 10 класс, г. Казань, школа 89)

Команда девочек из 10 класса МОУ "Кормовищенской СОШ", заинтересовавшихся проблемами женского образования, провели тщательное исследование по роману Толстого "Война и мир". Их интересовала проблема женского образования в начале 19 века. И это была нелегкая работа, так как, по признанию участниц исследования, большинство работ, касающихся данной темы, рассматривают особенности женского образования более позднего периода, в основном, начиная со второй половины XIX века. Более того, утверждают исследователи, этот период оказался "белым" пятном" в истории женского образования – так мало информации о нем.

Тем значительнее исследование по это теме. В работе было рассмотрено образование как соединение процессов обучения и воспитания. В конце исследование возник неожиданный вопрос: "Каждой из нас предстоит ответить на вопрос: продолжать ли образование после школы, каким будет это образование; как воспитывать своих детей, какое образование дать им?.. Думаем, что исследование, проведенное нами в ходе работы над проектом, поможет нам более осознанно сделать предстоящий выбор". (Женское образование в первой четверти XIX века (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Еще две команды прислали результаты своих исследований в виде презентации. Обе работы из школы № 62 г. Омска:

"Язык женского костюма как ключ к загадкам ушедших эпох" Анастасии Харченко, исследование по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и "Сравнительная характеристика Петербурга XIX века (Петербург Достоевского) и Петербурга XXI века (Петербург наших дней)", исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Все присланные работы представляют собой тщательный анализ текста с привлечением интересных исторических документов (фрагменты высочайшего указа императора Александра II от 30 августа 1864 г. О женских гимназиях в царстве Польском, специального указа Екатерина II об использовании транспортных средств чиновниками, воспоминаний графа Сюгар, жившего в Петербурге во времена Екатерины II); исследований эпохи 19 века известными учеными (Лотман Ю.М., Марченко Н.А., Лебедев Ю.В и др.); наглядный материал (портреты, виды Петербурга, иллюстрации к тексту).

Все участники проделали большую работу, каждое исследование хотелось бы отметить, поэтому:

1-ое место заняло исследование "Средства передвижения в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Нигметзянова Марселя, учащегося 10 класса средней школы №89 города Казани - kazan_89_gogol.ppt (0,56 Мб);

2-ое место — исследование "Женское образование в первой четверти XIX века (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") команды МОУ "Кормовищенской СОШ" - kormovishe_female_edu.ppt (в zip-архиве, 6,9 Мб);

3-ье место — "Язык женского костюма как ключ к загадкам ушедших эпох" Анастасии Харченко (школа № 62 г. Омск) - omsk_62_kostyum.ppt (1,85 Мб) и "Сравнительная характеристика Петербурга XIX века (Петербург Достоевского) и Петербурга XXI века (Петербург наших дней)" (школа № 62, г. Омск) - omsk_62_peterburg.ppt (0,8 Мб)

Поздравляем победителей!

Дипломы и диски будут высланы победителям на присланные почтовые адреса. Ждем ваши почтовые адреса! в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: