Письмо в Школьный сектор

О том, что такое идеальная информационная образовательная среда школы, и почему "мы не можем состыковать собственные знания и умения с современными достижениями в развитии компьютерных технологий" написала учитель школы, разместив под именем nzvarenie свои размышления в Живом журнале сообщества Мир КМ.

А мы напоминаем нашим читателям, что компания "Кирилл и Мефодий" на время традиционного "@вгустовского педагогического совета" с 27 по 31 августа объявляла конкурс эссе на тему "Что такое идеальная информационная среда образовательного учреждения?". Конкурс проводился на страницах сообщества "Мир КМ" в Живом Журнале. Итоги конкурса будут подведены 15 сентября. Трое победителей получат MP3-плеер. Именно на этот конкурс и была прислана в числе других эта работа...

"Едва появившись на свет, ребёнок попадает в информационное пространство ЖИЗНИ. Его информационная среда это: свет, темнота, тепло... Это мизер, но с каждым днём количество информации наращивается и копится. И так до последних дней жизни.

10 лет пребывания человека в школе – больше половины детства. Объём информации – колоссальный! Ежедневное накопление, шлифование, сортировка... Никогда больше в жизни, на протяжении целых 10 лет, ему не будет так спокойно (его опекают родители, учителя, с ним друзья, у него каждый день не похож на предыдущий, при этом он ещё ничего не сделал для достижения этого комфорта – оно дадено ему автоматически), никогда в жизни он не будет так бессознательно, вольно или невольно впитывать, впитывать, впитывать информацию, поступающую к нему отовсюду, ещё толком не разбираясь, что и когда ему в жизни понадобится.

В этот период неосознанного большинством детей процесса накопления информации мы, сегодняшняя Российская школа, что делаем для того, чтобы информационная среда школы была идеальной?

Государство предпринимает попытки осовременить систему образования. Делается, безусловно, многое, но всё как-то формально, извне, со стороны...Словно забыта простая истина: гарантом идеальной информационной среды в школе, её основным носителем является учитель. От того, готов ли он к изменению, улучшению, развитию этой среды – зависит всё!

Главная особенность сегодняшнего дня - на пути образования вырос Интернет. Так и хочется сказать: "Призрак бродит по образованию, признак Интернета".

Он будоражит умы чиновников, директоров, учителей. Ребром ставится вопрос об использовании ИКТ в образовании. В школы поставляют компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. Дескать, будемте шагать в ногу со временем, засядем все за компьютеры, поставим Интернет на службу образованию!

Что греха таить, все мы, учителя, почувствовали, как иногда, скучающие на наших уроках дети, оживляются при обсуждении технических характеристик своих компьютеров и вприпрыжку бегут домой после уроков, потому там их ждёт... А мы с горечью понимаем, что на сегодняшний день им это интереснее...

Мы идем на компьютерные курсы. Получаем корочки. Кое-кто даже самостоятельно выполняет зачётные работы. Учителя, администрация - все очень довольны. А компьютеры в школе стоят и пылятся от урока информатики до урока информатики. Учителя рисуют мелом на доске сложные чертежи и таблицы, дети пишут в тетрадях - традиционный информационный поток от учителя к ученику. Он не отвечает требованию времени. Учителя понимают это, как никто другой, но составить конкуренцию компьютеру - этому чуду XXI века не могут.

В чём же дело?

Думаю, это нормальная ошибка роста.

Государство выделило деньги на поставку в школу компьютеров.

Государство выделило деньги на прохождение учителями компьютерных курсов.

Но государство забыло подумать о главном: как объединить технику, умение учителя работать на компьютере и многовековой опыт, накопленный педагогикой?

Кто и как сейчас работает в школе?

Дело не в том, что молодежь, легко осваивающая компьютеры, в школу не идет – оклады, мол, не те. Молодежь ситуацию не спасёт.

В школе, в основном, учителя, из года в год работающие традиционно... И очень успешно работающие.

Наблюдаю за моими коллегами. Настоящие педагоги! Они понимают - отставать от детей негоже. Осваивают, иногда со скрипом, но настойчиво, шаг за шагом, осваивают компьютеры, печатают на компьютерах тесты и контрольные работы – согласитесь, огромный прорыв! Они хотят идти в ногу со временем.

Но при нашей загруженности наших мощностей не хватает на то самое, главное – мы не можем состыковать собственные знания и умения с современными достижениями в развитии компьютерных технологий!

Мы не можем переложить традиционное изложение материала на компьютеры. Даже если и умеем - нету времени. И, вообще, в основном, при нашем-то умении, мелом да словами получается лучше! На каждого из нас – пара-тройка презентаций ( мы научились! ), мы от случая к случаю, проводим уроки с их демонстрацией. Но только своих. В презентациях коллег чего-то не хватает... Это ведь, как урок. Вроде бы и тема та же, и объясняешь по той же методике – а всё равно, каждый раз снова пишешь план урока, что-то да меняется. Какой же универсальной должна быть моя презентация или презентация моего коллеги, чтобы она подходила всем и ею можно было пользоваться без изменений несколько лет!

Да и не должны мы делать презентации! Это не наша работа! Мы должны быть пользователями такого, пофессионально сделанного, но готового продукта!

Выход?

Поток техники в школу налажен.

Обучение учителей идёт полным ходом.

Государству пора сделать следующий шаг: к многочисленным учебникам и программам, которые сейчас издаются и переиздаются, необходимо обязать авторов включать в комплект электронно-программно-информационное содержание – наглядное, простое, одно для всех! Яркие презентации по темам уроков, тесты по программе данного пособия, исторические материалы на электронных носителях, адреса сайтов с дополнительной информацией.

Чтобы учитель при подготовке к уроку тратил время только на просмотр этого электронного обеспечения, а не на его поиски или создание.

Чтобы я, учитель математики, могла войти в класс, включить компьютер и сказать: "Здравствуйте, дети! Сегодня я расскажу вам, что такое проценты. Посмотрите на экран..." Или: "Сегодняшний наш урок геометрии пройдёт в компьютерном классе. Включите компьютеры; найдите на рабочем столе папку "Строим сечения многогранников; откройте её, перед вами..." А учитель литературы включит мультимедийный проектор и на экране появится портрет Анны Андреевны Ахматовой, а из динамиков польются её стихи, да ещё и под музыку...Учитель биологии задаст на дом прочесть параграф в Интернете и попросит зайти на его сайт и выполнить тест по этому параграфу.

Это, согласитесь, уже не просто поток информации, это – информационная среда! Материально обеспеченная, грамотно выстроенная, эмоционально преподнесённая – идеальная!

Вот тогда установится равновесие между использованием компьютера дома и в школе.

Вот тогда компьютер из домашней игрушки превратится в источник знаний, помощник в выполнении домашнего задания и постижении нового, а учитель станет опытным лоцманом в море информации.

Вот тогда любой из наших учеников, пользуясь во взрослой жизни своими знаниями, нет- нет, да и подумает:

- А, ведь, об этом я впервые узнал в школе... Да, в моей школе была идеальная информационная среда!"в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: