Письмо в Школьный сектор

Об эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации региональной (муниципальной, школьной) системы образования размышляет Оксана Петрова, учитель биологии МОУ Середкинской СОШ Псковского района:

В настоящее время проблема информатизации всех сфер деятельности по своей значимости вышла на первый план. Информатизация школьного образования на современном этапе развития подразумевает комплексный подход. Сегодня выделяют четыре основных направления информатизации образования.

1. Информатизация как техническое оснащение.

С целью обеспечения доступа к современным ИКТ всем участникам образовательного процесса необходимо оснастить структуры и учреждения системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций.

2. Информатизация как создание информационного образовательного пространства.

С целью обеспечения условий эффективного выполнения образовательных и управленческих функций, организации эффективного информационного обмена между участниками образовательного процесса необходимо обеспечить программно-аппаратную организацию, учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, организацию деятельности участников педагогического процесса.

ИИП "КМ-Школа" полностью соответствует требованиям к формированию единой образовательной среды в пределах отдельной школы и дает учебным заведениям возможность интеграции в информационную образовательную среду региона и всей страны в целом. Важно, что пользование этим ресурсом предоставляет возможность любому образовательному учреждению страны, которое обладает соответствующей технической базой и использует КМШ обмениваться информацией, предъявлять свой педагогический опыт (в том числе общественности, социальным партнерам и т.п). Транслировать опыт работы лучших учителей, создавать единое региональное (муниципальное) хранилище единообразных по форме и формату методических материалов.

Обучение педагогических кадров работе в информационной образовательной среде "КМ-школа" проводится как в очной, так и в дистанционной формах. В ходе обучения педагоги обеспечиваются соответствующими методическими руководствами и инструкциями.

3. Информатизация как формирование информационной культуры.

Необходимо создать условия для формирования информационной культуры педагогов, выпускников школ, т.е. такого уровня владения информационными технологиями, который позволит эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Скорому эффективному решению этой задачи помогают программные средства с интуитивно понятным интерфейсом и позволяющие за предельно короткие сроки освоить принципы работы с ними. В первую очередь этого можно добиться за счет объединения в одном программном продукте ключевых функций распространенных в стране программных средств, таких как Microsoft Office PowerPoint, Word, Internet Explore, как это сделано в ИИП "КМ-Школа". В результате работы с данным интегрированным продуктом получают навыки работы с другими программами, и как результат, в дальнейшем результативно используют ИКТ в своей образовательной деятельности.

4. Информатизация как внедрение современных информационных технологий.

Стратегической целью данного направления является повышение эффективности функционирования структур и учреждений системы образования через внедрение ИКТ во все виды и формы образовательной деятельности, трансформацию на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей.

Вопросы проектирования информационной среды и организации управления стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая образования. Директора вынуждены решать не только педагогические, хозяйственные проблемы, но и экономические, правовые, финансовые и другие. Для этого необходима унифицированная форма планирования, организации и управления учебным процессом, административного управления деятельности образовательного учреждения, организации и обеспечения содержания учебного процесса.

Факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации региональной (муниципальной, школьной) системы образования:

1. Оперативность получения информации. Снижение прямых и обратных потоков информации.

2. Оперативное получение и обработка отчетности.

3. Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов.

4. Снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации.

Вышеперечисленные факторы удачно складываются при применении ИИП "КМ-школа" т.к. создана общая среда для взаимодействия, что позволяет более технологично организовать обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. Решение этой задачи достигается за счет того, что все основные субъекты образовательного процесса имеют в "КМ-Школе" свои автоматизированные рабочие места (АРМы), при этом предусмотрены каналы обмена информацией и места общего доступа.

5. Унификация компьютерной техники, программной продукции.

Компьютерная техника и программное обеспечение, используемые на всех ступенях образования, должна соответствовать единым стандартам и отличается только уровнем сложности. Чем выше ступень образования, тем сложнее должна быть техника и программное обеспечение, что в свою очередь накладывает определенные требования к пользователям, что часто вызывает торможение процессов информатизации системы образования. ИИП "КМ-школа", используя унифицированные аппаратно-программные комплексы, позволяет снизить планку требований к технической подготовке педагогов, оставляя больше времени на их творческую самореализацию, что способствует повышению качества преподавания.

6. Использование современных форм предоставления информации, учебных занятий, ИКТ педагогического и управленческого назначения.

7. Реализация системы автоматизированного сопровождения механизмов оценки качества образования.

Продукт "КМ-Школа" существенно повышает эффективность работы директора и его заместителей с помощью функциональных программных модулей продукта "КМ-Школа". Существенно меняется работа с информацией: поиск, отбор, обработка данных об учебном процессе, о личных делах сотрудников, информации об учениках и родителях. Продукт предоставляет администрации учреждения образования широкие возможности в решении следующих задач:

  • создание условий для повышения качества обучения и снижения перегрузок учащихся;
  • повышение управляемости педагогическим процессом;
  • обеспечение дистанционной поддержки образовательного процесса для детей, не имеющих возможности посещать учреждение образования;
  • оптимизация рабочего времени педагогического состава;
  • решение проблем оснащения наглядными пособиями и комплектации библиотечного фонда;
  • упрощение управления внутренней организационной структурой школы;
  • автоматизация отчетности школы;
  • быстрое и безошибочное составление расписания уроков с учетом занятости учителей;
  • постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся, легкий контроль за учебно-воспитательным процессом;
  • обеспечение представительства школы во всемирной компьютерной Сети через Интернет-сайт.

Помимо материалов, непосредственно используемых в учебном процессе, ресурсная база "КМ-Школы" - это постоянно обновляемые полные тексты стандартов, нормативной и методической документации по среднему образованию. Пользователи получают возможность скачивания новых документов и других видов данных с периодичностью, которую они самостоятельно установят.

Администрация школы получает возможность обучиться на курсах менеджеров образования на сайте VIP.KM.RU. >8. Активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.

КМШ позволяет педагогу быстро и удобно готовиться к интересным и увлекательным занятиям, организовывать индивидуальную траекторию обучения учащихся, дистанционное обучение в рамках общего и профильного образования школьников, способствует развитию собственной инновационной деятельности и автоматизировать рабочие процессы, обмениваться опытом с коллегами.

Создание информационной образовательной среды системы образования региона (муниципалитета, школы) предполагает наличие единых стандартов, форм, форматов данных, а также общей технологии взаимодействия всех структур и учреждений системы образования соответствующего уровня.

Для эффективного взаимодействия необходимо выполнение ряда условий:

  • Наличие оптимального количества компьютеров, связанных локальной сетью (в обеспечении этого условия школы достаточно эффективно работают).
  • Выход в Интернет (в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечивается это условие).
  • Обучающие программы различного назначения, в избыточном количестве.
  • Наличие по всем видам управленческой деятельности административных программ, совместимых по форматам данных и обеспечивающих систему образования необходимым информационно-статистическим ресурсом;
  • Обучение всех участников учебного процесса использованию вышеназванных программно-аппаратных комплексов.

На современном рынке ресурсов образовательного назначения только ИИП "КМ-школа" обеспечивает комплексное эффективное обеспечение 3-5 условий за счет создания продуктов последнего поколения. "КМ-школа" - это информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет/интранет-технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему доставки и управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации управления школой. КМШ создана система дистанционного обучения, информационной и методической поддержки участников образовательного процесса.

Стоит отметить, что в образовательных учреждениях на сегодняшний день накопилось большое количество ЦОР (учебные диски - полученные ОУ по целевым программам и самостоятельно приобретенные школой и педагогами, материалы, разработанные в рамках курсов повышения квалификации и т.д.). Некоторыми ОУ делаются попытки систематизации материалов для удобного использования всеми участниками образовательного процесса, но если это иногда удается в рамках одной школы, то в рамках муниципальной системы образования положительного опыта нет.

ИИП "КМ-школа" позволяет размещать и систематизировать в одном месте необходимые для организации образовательной деятельности мультимедийных средств единого формата. Это готовые уроки по предметам школьной программы, тестовые задания, тренажеры, словари и справочники, интерактивные географические и исторические карты, схемы, коллекции фото, аудио и видео материалов как образовательного (фрагменты кинохроники, редкие записи с участием исторических личностей, видео записи физических и химических опытов, которые невозможно провести в аудитории и т.д.) так и познавательного характера (фрагменты художественных и мультипликационных фильмов), с возможностью многопользовательского использования и редактирования, что позволяет сократить временные и материальные затраты, связанные с хранением, обслуживанием и использованием.

Таким образом, согласование всех процессов, направленных на информатизацию системы образования и ИИП "КМ-школы" обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса в условиях комплексной информатизации региональной (муниципальной, школьной) системы образования.

Еще в 14 веке В. Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий у человека появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке развивался, творил, сам строил свои знания. ИИП "КМ-школа" создает такую обучающую среду, в которой дети учатся с увлечением, т.к. учитель обладает разнообразными возможностями для смены видов деятельности, включения разных каналов восприятия материала. Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности.

Учитель может помочь, создавая условия для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы, оставаясь в тени, будучи "дирижером" событий, происходящих на учебном занятии. Дети, работая в интегрированной среде "КМ-школа", самостоятельно строят свои знания, критически сопоставляют различные позиции, принимают взвешенные, аргументированные решения. Это пригодится для успешной деятельности в изменяющемся мире, каждому ученику необходимо научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, работать с информацией. Для этого в КМШ есть все необходимые инструменты и средства.

Таким образом, все, что происходит на уроках с КМШ, строится на прочном фундаменте - увлеченности. А то, что делается с интересом, не по принуждению, способствует снижению утомляемости, создает атмосферу психологического комфорта, и в таких условиях формируются ключевые компетентности, способствующие более легкому вхождению детей в социум. В целом, средства ИИП КМ-Школа обеспечивают комплексность в информатизации образовательного учреждения.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. - 2002.
  2. Лазарев В.С., Поташник М.М. Управление развитием современной школой. - М. 1995;
  3. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Г.Д. Дылян, Э.С. Работыльская, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 111с.: ил.
  4. Урнов В.А. Информационная система "Журнал" // Информатика и образование. 2001. №5. с.68
  5. Фишман Л.И.. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. - Казань-Самара, 1997. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: