Письмо в Школьный сектор

О становлении информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки рассказывают Зотова И.В. из средней школы N 19 г. Саров Нижегородской обл. и Латышев О.Ю., сотрудник лаборатории "Школьная медиатека" ИСМО РАО:

Говоря об особенностях образовательного процесса интернатного учреждения для детей-сирот, мы понимаем, что интеллектуальный потенциал далеко не каждого воспитывающегося в нём ребенка готов к решению общепринятых образовательных задач. Даже в случае, когда никаких органических изменений в составе головного мозга у ребенка на протяжении всего цикла его развития не происходило, скованность в проявлении интеллекта большинством детей налицо. Причиной тому может быть и огромная педагогическая запущенность, и психически травмирующие обстоятельства жизни ребенка в неблагополучной семье до попадания в детский дом, и голод, который на протяжении многих лет проживания в таких семьях могли испытывать многие дети, который также мог привести к дистрофии нервной ткани и ослаблению мыслительной функции.

Этим во многом и определяется характер информационно-образовательной среды интернатного учреждения, формирующийся в соответствии со стремлением педагогического коллектива интерната по возможности наверстать так или иначе упущенное ребенком в течение ряда лет. Существуют интернаты, педагогический коллектив которых насчитывает значительное количество необходимых сотрудников, имеющих достаточный набор знаний и богатый опыт их практического применения. Таким интернатам дистанционная поддержка со стороны специалистов различных профилей деятельности необходима на стадии становления информационно-образовательной среды. В то же время, стремление учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов и других сотрудников интерната к постоянному совершенствованию своего педагогического мастерства может и не ограничивать использование дистанционной поддержки образовательного процесса специалистами извне стадией первоначального развития.

Интернатам же, в которых необходимого достаточного состава специалистов нет в принципе, и комплектация его в ближайшее время не предвидится возможной, дистанционная поддержка функционирования информационно-образовательной среды совершенно необходима, и это само по себе не вопрос. Другое дело, кто, в каком объеме, в какой форме и на каких условиях готов её оказывать.

Итак, кто же может оказывать дистанционную поддержку интернатных учреждений, и кто из числа таких специалистов готов делать это уже сегодня? В первую очередь, это специалисты методического звена. Они могут опираться на работающего в интернате сотрудника - будь то педагог основного или дополнительного образования, воспитатель, логопед и т.д., который владеет хотя бы первичными навыками работы в телекоммуникационной сети, и готов отвечать за связь специалистов своего круга в учреждении с постоянным или, как это сейчас принято говорить, "единовременным" консультантом. В лучшем виде, если методист-психолог выходит непосредственно на интернатного психолога, а если психологическая служба, например, большого интерната, состоит из нескольких человек, то на внутреннего методиста-психолога, либо психолога, общим решением группы выбранного для осуществления таких связей. Если учреждение невелико, то за связь со всем кругом внешних консультантов может отвечать один человек, например, медиаспециалист. Что, естественно, несколько ограничивает возможности общения, но даже это лучше, чем вовсе без него оставаться.

Но, опять-таки, на чью поддержку извне может опереться медиаспециалист либо любой другой сотрудник? Рассмотрим в качестве направления, в котором дистанционную поддержку можно искать, научные организации и учреждения. У многих государственных институтов сейчас уже есть свои сайты. Опыт их посещения нами таков: лишь немногие из этих предполагают, что их форумы будут использованы для обсуждения вопросов, напрямую выходящих на проблематику научного учреждения. Те же из них, которые такие форумы имеют, далеко не всегда могут рассчитывать на многочисленность посетителей. Возможно, проблематика не каждого института непосредственно выходит на методический уровень, отвечающий потребностям интернатного учреждения, а фундаментальные исследования, методологические изыскания, наоборот, далеко не всегда востребованы в реально работающих образовательных учреждениях. Есть и счастливые исключения.

На форуме замечена активность, даты вопросов, ответов, комментариев поражают новизной, и темы обсуждения напрямую связаны с проблематикой либо научного учреждения в целом, либо его отдельных подразделений. Но если присмотреться к некоторым из этих примеров, то директор или другой сотрудник интернатного образовательного учреждения, обращающийся за консультацией в научное учреждение, сам пишет научную работу неметодического свойства. Он активно поддерживает своего научного руководителя, вынося на форум некоторые вопросы, которые оба считают разумным обсудить открыто, и тем самым ещё раз продемонстрировать сетевую активность обоих учреждений.

Среди негосударственных, и одновременно некоммерческих организаций, также можно искать источник дистанционной поддержки работы интернатного учреждения. Это могут быть общественные объединения, организации, клубы, чьи уставные цели (а иногда - ещё и направление грантообеспечения их деятельности) полностью или частично совпадают с интересами интернатных учреждений.

К слову, в этом и состоит один из наиболее продуктивных на сегодня способов взаимодействия общественной организации и интернатного учреждения. Организация стремится получить грант на ведение некого полезного интернатному учреждению вида деятельности, заручается у этого учреждения поддержкой своих начинаний (например, письмом на бланке интерната за подписью директора, заведующего или главврача - в зависимости от профиля интерната).

Как правило, при этом заключается договор - сначала о намерениях, затем - о сотрудничестве между интернатом и организацией, регламентирующий характер взаимных притязаний, а точнее - предстоящей деятельности. И если головной офис организации находится, например, в двухстах километрах от населенного пункта, где расположен интернат, то одним из наиболее действенных способов поддержки интерната со стороны работающих в организации специалистов как раз и становится дистанционная поддержка посредством некого сетевого ресурса, в той или иной мере приспособленного для этих целей.

Сообразно характеру развития связей общественной организации и дружественного интерната развиваются потребности в доработке ресурса, посредством которого обещанная поддержка ведётся. В качестве примеров поддержки могут выступать образовательные услуги, которые организация может предоставлять либо сотрудникам, либо непосредственно воспитанникам, либо и тем, и другим одновременно. Это может быть дистанционный курс по изучению иностранного языка, полностью расположенный на подведомственном организации сайте, либо основное содержательное наполнение курса присылается в интернат на диске, содержащем, в том числе, и ссылки на сетевые страницы. На них содержится постоянно обновляемый материал. По условиям грантообеспечения, его появление могло быть финансово инициировано уже после того как проект начал реализоваться, и на присланном вначале диске этих материалов оказаться просто физически не могло.

Помимо некоммерческих организаций, активную дистанционную поддержку могут оказывать также и коммерческие организации. Существует как минимум, два пути организации такой поддержки. Кто-либо из шефов интерната может оплатить коммерческой организации стоимость услуг, в которых нуждается интернатное учреждение. Или сама коммерческая организация может предоставить услуги интернату на безвозмездной основе, являясь коллективным членом его попечительского совета. Даже не входя в совет попечителей интерната, коммерческая организация может предложить услуги по дистанционной поддержке учреждения, руководствуясь своими прямыми интересами.

Так, например, ООО "Кирилл и Мефодий" предлагает апробировать "Виртуальную школу Кирилла и Мефодия" в образовательном процессе интернатных учреждений, являющихся экспериментальными площадками лаборатории "Школьная медиатека" ИСМО РАО. А фирма "Активное видео", в свою очередь, выступила с инициативой безвозмездного предоставления десяти учреждениям - членам Российской Детдомовской семьи - дистрибутивных программ для создания гипервидео - активных фильмов учебного и игрового назначения. В качестве дистанционной поддержки в обоих случаях выступают:

  1. Консультирование на постоянной основе по вопросам использования предоставляемых в пользование интернатных учреждений технологий (посредством электронной переписки, чатов и форумов).

  2. Комментированный досыл новых элементов программного обеспечения для ускорения процесса апробации продуктов указанных фирм.

  3. Дистанционные согласовательные мероприятия по совместной доработке и развитию в новых направлениях программных продуктов.

Итак, из выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что дистанционная поддержка интернатным учреждениям может оказываться как государственными, так и негосударственными учреждениями и организациями. Среди них могут быть коммерческие и некоммерческие организации. Сроку реализации дистанционная поддержка может носить разовый, временный или постоянный характер. Формы дистанционной поддержки также могут быть различными - электронные письма, работа в форумах, чатах, блогах и т.д. Условия предоставления дистанционной поддержки могут быть возмездными, безвозмездными, и условно безвозмездными, когда оказывающая поддержку организация в ходе предоставления услуг и соответствующей им поддержки, например, проводит бесплатную апробацию своей продукции.

В виду сказанного можно говорить о широкой вариативности сочетаний источников, характера, форм и условий дистанционной поддержки, которая может быть оказана интернатным учреждениям с чьей бы то ни было стороны. И задача администрации учреждений прибегать к такой поддержке по мере необходимости. И чаще всего такая необходимость существует. Важно только проявить настойчивость в поиске источника и внимательность в процессе организации самой поддержки, чтобы она дала большие позитивные желаемые результаты. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: