Письмо в Школьный сектор

Клесова Надежда Константиновна, учитель информатики МОУ гимназия №56 г.Томска и Самсонова Ольга Николаевна, заместитель директора СОШ им.Н.А.Образцова, с.Парабель, Томская область поделились в статье "Шаг в будущее" организацией и проведением уроков и конференций в режиме видеоконференцсвязи

"Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о сохранении генофонда биосферы. Работать мы с вами будем в группах..." Кажется, начинается самый обычный урок биологии. Необычен он в том, что одна группа учеников находится в кабинете с учителем, а другая – за сотни километров от него. Общение происходит в режиме видеоконференцсвязи.

Такие уроки стали проводиться в нашей гимназии с 2002 года. Именно тогда был заключен договор с Томским государственным университетом (ТГУ), на основании которого гимназия стала ресурсным центром Института Дистанционного Образования ТГУ (ИДО ТГУ) по реализации областной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды Томской области". Программа предусматривает оснащение образовательных ресурсных центров области системой спутниковой связи, что позволило обеспечить выходом в Интернет самые отдаленные уголки нашей области. Спутниковая связь в данном случае является наиболее приемлемой, несмотря на достаточно большие финансовые затраты, т.к. не зависит от наземных коммуникаций.

Первые уроки проводились в режиме эксперимента. На учителя, проводившего такой урок, ложилась огромная нагрузка и ответственность. Ведь и связь зачастую оставляла желать лучшего, а учитель должен был, прежде всего, выполнить педагогические задачи. Со временем появился не только опыт, но и собственный взгляд на технологию проведения уроков.

На наш взгляд, данная технология позволяет отчасти решить проблему недостаточности высококвалифицированных педагогических кадров в малокомплектных сельских школах, обеспечить консультативную помощь при подготовке к поступлению в ВУЗы, проводить научно-практические конференции учащихся в режиме on-line, организовывать работу с одаренными детьми, а также повышать квалификацию педагогов путем проведения совместных семинаров в режиме видеоконференцсвязи.

Участвуя в эксперименте, мы старались попробовать свои силы в разных предметных областях, проводить уроки для различных возрастных групп учащихся. Педагогами гимназии были организованы и проведены:

  • Урок-диспут "Нарушение прав ребенка" (право) 10 класс;
  • Урок-деловая игра "Конституция. Парламент" 11 класс (граждановедение);
  • Урок-исследование "Солнечная система" 4 класс (естествознание);
  • Урок-обобщения и систематизации знаний "Город и деревня" 4 класс (естествознание);
  • Занятие по элективному курсу "Функция" 9 класс (алгебра);
  • Урок систематизации знаний с элементами исследования биологии в 9 классе "Сохранение генофонда биосферы";
  • Урок-исследование "Трагическое начало Великой Отечественной войны" 9 класс (история).

Подготовка, проведение и анализ проведенных уроков заставляют по-другому взглянуть на некоторые организационные и методические моменты деятельности педагога.

Прежде всего, стало понятно, что просто использовать традиционную методику подготовки и проведения урока нельзя, так как основными становятся многие методические аспекты, над которыми мы, как правило, не задумываемся при проведении обычного урока: как встать, как говорить, чтобы тебя легко воспринимали обе аудитории, какую форму организации обучения выбрать и многое другое.

Очень важен отбор учебного материала. При подготовке урока необходимо подобрать материал так, чтобы он был интересен, доступен и актуален для обеих аудиторий.

При выборе методов следует отдать предпочтение методам проблемного обучения, т.к. распределенный урок целесообразно проводить тогда, когда есть конкретная проблема, интересная для обсуждения обеим аудиториям, или уникальный материал, которым владеют только участники одной аудитории.

Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество сложилось у педагогов нашей гимназии и средней школы им. Н.А.Образцова села Парабель Томской области. В Парабельской средней школе активно переняли эстафету по проведению уроков в распределенной аудитории в режиме видеоконференцсвязи. С 2006 года учителя школы провели три подобных урока на районном уровне, пригласив к сотрудничеству учителей Нарымской средней школы:

  • 2006-2007 уч.г. – урок в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер" по окружающему миру;
  • 2007-2008 уч.г. – обобщающий урок в 7 классе по географии по теме "Природа мира и Мировой океан";
  • урок в 3 классе по теме "Разнообразие животных по окружающему миру.

Перспективы применения технологии видеоконференцсвязи, на наш взгляд, очевидны. Это и проведение текущих учебных занятий (в планах проведение уроков педагогами области), работа с одаренными детьми, проведение "Дней науки", научных конференций учащихся, диспутов, создание совместных проектов.

Освоение технологии видеоконференций позволило в мае 2006 года организовать и провести I научно-практическую конференцию школьников между учащимися гимназии №56 г.Томска и средней школы им. Н.А.Образцова села Парабель Томской области.

Можно выделить основные цели проведения конференции:

  • активизация научно-практической деятельности учащихся;
  • пропаганда научных знаний, развитие интереса к научной деятельности;
  • ознакомление с возможностями сети Интернет для осуществления коммуникации на уровне региона;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

В конференции приняли участие обучающиеся 1-11 классов нашей гимназии и учащиеся 7-11 классов Парабельской школы - победители школьных, городских, всероссийских научно-практических конференций.

Очевидно, что опыт выступления на конференциях более высокого ранга, нежели школьные, был в основном у учащихся гимназии, поэтому для районных школ данный опыт особенно ценен.

Поскольку это был первый опыт проведения таких мероприятий, секции были определены, исходя из тематики представленных работ: секция начальной школы, естественно-научных дисциплин, математики, технологии, и гуманитарных наук. В результате на конференцию было представлено 17 докладов в 5 вышеназванных секциях. На первой конференции оргкомитет решил не присуждать дипломы разного достоинства и выдать всем участникам дипломы 1 степени. Тем не менее, учитывая, что при проведении видеоконференции немаловажную роль играет то, насколько участник смог заинтересовать аудиторию, было решено присудить по одному диплому в той и другой аудитории в номинации "Приз зрительских симпатий".

Мнения участников конференции были единодушны: видеоконференции – превосходное средство общения. Они помогают расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к учебной и исследовательской работе. Школьники знакомятся с работами коллег, методами исследования, полученными результатами. Очень важна культура оформления и представления работ, приобретаемый ребятами опыт публичного выступления. Огромный интерес вызвали выступления учащихся начальной школы. Как правило, на конкурсах и конференциях различного уровня выступают учащиеся более старшего возраста. Гимназисты прекрасно справились со своей задачей, их выступления слушали не только участники конференции, но и учителя начальной школы с.Парабель, что явилось своего рода еще и представлением методического опыта педагогов гимназии.

По словам ребят, принимавших участие в I областной межшкольной видеоконференции, мероприятия такого уровня дают хорошую тренировку ума, готовят к самостоятельной работе в вузе, прививают коммуникационные навыки, навыки презентации себя и своего научного исследования, а также учат общению со сверстниками из других учебных заведений и умению работать с микрофоном в любой аудитории.

Сегодня уже можно говорить о том, что конференции стали ежегодными, в мае 2007 года состоялась вторая научно-практическая конференция, в ней участвовали только младшие школьники. Со стороны гимназии № 56 г. Томска и Парабельской СОШ им. Н.А. Образцова было представлено по 5 проектов исследовательского характера. В конференции приняли участие дети из 1-5 классов. Кроме того, что в таких мероприятиях в режиме реального времени принимают участие ученики и педагоги, на них присутствуют и родители, которые высоко оценивают новый вид образовательной деятельности.

Вне всякого сомнения, все юные участники этих форумов достойны благодарности за труд, вложенный ими в проведенные исследования. Хотелось бы выразить надежду, что инициатива найдет свое продолжение в организации областных межшкольных конференций не только между двумя образовательными учреждениями, но и на более представительной аудитории. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: