Письмо в Школьный сектор

Координатор проекта Екатерина Яковлева подводит итоги проекта "Тот, чей высокий лик в грядущем поколенье поэта приведёт в восторг и в умиленье" (портрет исторической личности в литературном произведении)

Завершился проект"Тот, чей высокий лик в грядущем поколенье поэта приведёт в восторг и в умиленье (портрет исторической личности в литературном произведении)", который проходил с 15 октября по 15 декабря 2007 года.

В проекте активно участвовали: команда МОУ "Кормовищенская СОШ", Пермского края (руководитель: Глушкова Ольга Викторовна), Муниципальное образовательное учреждение Брейтовская средняя общеобразовательная школа (руководитель: Градусова Наталья Геннадьевна), команда МОУ 62 г. Омска (руководитель Бабанова Наталья Юрьевна). Именно эти учащиеся выполнили задания всех этапов. И, как результат исследования, прислали заключительные материалы по темам: "Петр I в произведениях А.С. Пушкина", "Ангелы и бесы Ивана Грозного", "Иван Вальевич Грозный в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Остальные участники проекта не завершили свои работы и мы не получили окончательные результаты исследования в виде презентации Power Point.

Присланные работы отличаются глубиной проникновения в литературный материал:

Обратим внимание на то, что:

И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие и веселие.

И далее: "Улыбаясь царь повелел тогда...".

Согласитесь, портрет, запечатленный современниками и первые строки "Песни..." рисуют образ "незнакомого" нам царя: человека, судя по всему, приятного в общении, веселого.

Но уже через несколько строчек:

Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес...

А все только потому, что один из его опричников – Кирибеевич- позволил себе роскошь "царской радостью гнушатися". И вот уже ястребиное – хищническое - проглядывает в нем..." (учащиеся 9а класса МОУ "Кормовищенская СОШ",Пермский край)

"Яркая и неоднозначная фигура Карла XII, сыгравшего столь заметную роль в русско-украинской истории XVIII в., раскрывается Пушкиным с таким фольклорным нажимом, который заставил некоторых исследователей упрекнуть поэта в отклонении от исторической правды:

Он слеп, упрям, нетерпелив,
И легкомыслен, и кичлив.

Однако пушкинское видение образа Карла совпадает с народным, что позволяет усмотреть его фольклорную основу. Образ Марии во многом перекликается с героинями украинского песенного фольклора и взаимосвязан с образом Татьяны из "Евгения Онегина". Перед обеими пушкинскими..." (учащиеся Брейтовской средней общеобразовательной школы)

В работах использованы дополнительные документальные источники:

"В трудах военных историков, которыми мог располагать Толстой в период создания "Войны и мира", как западных (Вильсон, Клаузевиц, Бернгарди), так и русских (Бутурлин, Богданович), он находил противоположные, неприемлемые для себя и неверные точки зрения.

[...] Ход войны 1805 года показан в романе преимущественно по "Описанию первой войны" А.И. Михайловского-Данилевского. Трудно назвать какой-нибудь более или менее значительный эпизод из достоверно исторической части "Войны и мира", который бы не был взят оттуда. Из других источников заимствованы лишь отдельные подробности" (учащиеся шк. 62 г. Омск)

"В одном из источников мы нашли портрет Ивана Грозного: Иоанн был “велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное..." ..." (учащиеся Брейтовской средней общеобразовательной школы).

Участники проекта ставили интересные исследовательские задачи:

  • Цели и задачи исследования. В данной работе преследуется цель выявить сходство и различие в описании образа Кутузова историками и Л.Н. Толстым на страницах романа "Война и мир". Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    • насколько точно отображена эпоха
    • есть ли расхождения в изображении личности и эпохи с историческими исследованиями и документам
    • в чем причина расхождения (если таковые есть)
  • Объектом исследования является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого "Война и мир".

  • Предметом исследования – портрет исторической личности (Кутузова) в литературном произведении.

  • Хронологические рамки исследования: 1805 - 1812 годы, война в России.

  • Методологическая основа исследования. Использовался сравнительный и проблемно-хронологический методы, позволившие проанализировать образ Кутузова, представленный в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", а также применен метод сопоставления художественно-исторического источника с конкретно-историческими на предмет выявления достоверности отображаемого. Данные методы исследования нацелены на выявление исторической достоверности в изображении Кутузова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (команда учащихся школы № 62 г. Омск).

Проект закончен и можно назвать победителей:

1-ое место — учащиеся 9а класса МОУ "Кормовищенская СОШ", Пермский край за работу "Ангелы и бесы Ивана Грозного" и ""Иван Вальевич Грозный в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Руководитель: Глушкова Ольга Викторовна
Борисова Ирина
Лавыгин Юрий
Сидоров Константин
Щеклеин Георгий

2-ое место — Петровичева Юлия, 10 класс

Руководитель: Бабанова Н.Ю., МОУ "СОШ №62" города Омска в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: