Письмо в Школьный сектор

Екатерина Яковлева, координатор проекта для старшеклассников "Тот, чей высокий лик..." (портрет исторической личности в литературном произведении) подводит итоги интересной беседы с учащимися в чате, который был проведен в декабре в рамках второго тура уже завершившегося на сегодня проекта.

В чате по итогам проекта "Тот, чей высокий лик..." обсуждались такие непростые вопросы, как:

  1. что нового приносит литературное произведение в наше знание исторической эпохи?
  2. можно ли изучать историю по художественным произведениям?
  3. имеет ли право автор по-своему трактовать историю?

Участники проекта, команда МОУ СОШ № 62 г. Омска, команда учеников 9 "А" класса и 9 "Б" класса МОУ "Кормовищенская СОШ", п. Кормовище, Пермского края, команда МОУ Брейтовской СОШ "Птенцы гнезда Петрова", команда МОУ "Лицей № 40" г. Петрозаводска, приславшие свои работы по 1, 2 и 3 туру проекта, а некоторые уже и по третьему 3 туру проекта.

Ответы на эти вопросы требовали достаточно высокой подготовленности участников: знания текста литературного произведения, понимания особенности исторической эпохи, умения анализировать, сопоставлять факты и делать из них самостоятельные выводы. То есть, участники должны были обладать способностями исследователей. Такие способности все команды, безусловно, продемонстрировали. Разговор в чате был содержательным, ответы интересные, аргументированные и освещающие проблему с разных сторон:

[Великолепная четверка]
Благодаря литературным произведениям, мы ВИДИМ и ОЩУЩАЕМ эпоху. А история дает только сухие цифры и факты.

[Птенцы гнезда петрова]
Мы считаем, что литературные произведения приносят в наши знания исторической эпохи сведения о жизни общества того времени, взглядах автора на эту жизнь, если он современник событий или трактовку им произошего

Ребята выбрали литературное произведение, иллюстрирующее определенную историческую эпоху, среди таких произведений были и поэма М.Ю. Лермонтова "Песня о купце Калашникове", и произведения А.С. Пушкина: повести "Капитанская дочка", Арап Петра Великого" и поэма "Полтава":

[Птенцы гнезда Петрова]
Мы прочитали поэму Пушкина "Полтава", "Арап Петра Великого";

[Великолепная четверка]
А мы в рамках этого проекта перечитали "Песню о купце Калашникове.." Конечно эпоха Ивана Грозного в этом произведении больше фон, нежели предмет изображения автора. Но эпоха узнаваема.

Прочитав эти произведения, ребята по-новому раскрыли для себя образ исторической личности:

[Птенцы гнезда Петрова]
Он (Петр I) не только великий правитель и полководец, но и обычный человек, с присущими ему слабостями, не застрахованный от ошибок, которого недопонимают современники

Интересные ответы прозвучали в чате на вопрос: Может ли автор искажать историческую действительность? Насколько мы можем верить в свидетельство писателя? Можем ли верить Лермонтову и Пушкину? Эти вопросы вызвали спор о праве ребят на самостоятельное мнение:

[Птенцы гнезда Петрова]
А почему бы и нет? Наши учителя им доверяют, ведь это великие классики

[Великолепная четверка]
Конечно, верить можем. И тот, и другой опирались на исторические источники. Вспомним обращение Пушкина к архивам при создании "Капитанской дочки";. Т.е. в основе - исторический факт

[Ольга Глушкова]
Птенцам: я рада, что вы доверяете учителям (сама такая. Но получается, как в анекдоте про Карузо. Один человек говорит другому:"Вот все говорят Карузо, Карузо. Ничего особенного! ;А ты слышал его? Да, Вася напелt . Не получается ли так с историей на страницах лит.произведения - Вася напел, пусть даже и великий

[Птенцы гнезда Петрова]
Ольге Глушковой: а вы предлагаете нам никому не доверять, и ваши учителя ассоциируются у вас исключительно с ;Васей?

[Птенцы гнезда Петрова]
Сколько людей, столько и мнений, мы просто стараемся прислушиваться к мнениям старших и более мудрых людей. Такими и являются наши учителя.

[Екатерина Александровна]
Птенцам: Вы совершенно правы. Ведь учителя пока знают больше вас

Третий вопрос чата: имеет ли право писатель на свою трактовку истории? - показал, что в ответах на него участники были единодушны

[Птенцы гнезда Петрова]
Конечно, имеет, он - творческая личность, у него свое видение. Чтобы произведение было интересно читателю, в нем должна быть какая-нибудь изюминка, пусть даже и с долей вымысла

[Великолепная четверка]
Имеет, потому что его задача создать не историческую хронику. А показать характер! Главное - человек в этих условиях, а не сами события

[Птенцы гнезда Петрова]
Ответ на третий вопрос: мы считаем, что автор имеет право по-своему трактовать историю, но в рамках допустимого: соблюдать хронологию и не искажать суть события

А последний вопрос: что интереснее читать художественное произведение или исторический документ? – вызвал даже возмущение:

[Птенцы гнезда Петрова]
Конечно, нам больше нравится читать произведения художественной литературы, нежели исторические документы. Но в то же время, бывают случаи, когда обращение к научной литературе необходимо

[Великолепная четверка]
Птенцам: мы с вами согласны.

[Птенцы гнезда Петрова]
Четверке: Мы с вами согласны, но все-таки не стоит рассматривать любое произведение классики как обязательное искажение исторической действительности

Хотелось бы отметить, что чат прошел удачно и плодотворно именно потому, что учителя, курирующие проект в классах, провели предварительную подготовку:

[Птенцы гнезда Петрова]
Мы впервые участвуем в подобном проекте, нам очень понравилось, спасибо за все!

[Великолепная четверка]
Спасибо всем, было интересно, хотя сумбур чувствовался. Самое главное - вопросы были интересными (спасибо Екатерине Александровне), мы их обсудили сначала в классе (начали изучать "Капитанскую дочку", а теперь еще и в четверке спорили чуть не до хрипоты. Птенцам - летной погоды!

Спасибо всем участникам за присланные работы, за беседу в чате и за ожидаемые исследования по третьему туру. Читайте в "Педсовете по средам" о результатах проекта. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: