Письмо в Школьный сектор

Как 1-й Московский Самосбор проходил...

24 февраля 2008 г. на площадке, предоставленной московской технологической школой ОРТ №1299, состоялся Первый Московский образовательный Самосбор (он же баркэмп - ВarСamp). Первый московский Самосбор был посвящён обсуждению педагогических аспектов применения современных интернет-сервисов, средств визуализации знаний, создания когнитивных карт, школьной геоинформатике, интерактивной наглядности и других тем, заявленных участниками. Подробная программа доступна на страничке акции.

Первый блин не оказался комом, а вполне "съедобным" продуктом. И это не удивительно, т.к. заявленные в программе инновационные вещи по плечу только особо творческим и креативным людям, которых палками сгонять для обмена опытом не надо. Именно поэтому новый формат конференции (а точнее – не-конференции, как ее называют баркампщики) был воспринят аудиторией положительно.

Традиционные конференции уже несколько надоели, т.к. цели их организаторов не всегда совпадают с целями участников. А Самособор дал возможность вложить в мероприятие именно то, что самим участникам хотелось. Каждый вкладывался как мог и в явном виде ощущал результат.

Со стороны Самосбор вполне походит на обычную конференцию – тоже есть программа, секции, списки участников, место сбора и заседаний, чай-кофе :-) в конце концов. Но на секциях не всегда есть "штатный" ведущий, который, в частности, следит за регламентом и приглашает докладчиков. Было очень занятно наблюдать, как докладчики сами следят за временем выступления, как следующий "выдвигается" на "трибуну" сам до завершения сообщения предыдущего (что бы подготовить компьютер).

Естественно, совсем без "организаторов" не получается. Кто-то берет на себя некоторую общую координацию, кто-то отвечает за помещение и технику. Сейчас уже никого ноутбуками не удивишь и многие участники Самосбора были оснащены разными "железками", делающими их довольно автономными в работе и выступлениях, но понятно, что, например, проекторы с экранами, электричество и Интернет необходимо было обеспечить на месте. И кому-то приглядывать за этим хозяйством.

Еще хочется отметить, что многие участники отошли от ставшей уже традиционной схемы выступлений, когда оно сопровождается презентацией (типа в ПоверПоинте). Кто-то пользовался "живым" Интернетом и все необходимые иллюстрации показывал он-лайн (благо тематика не-конференции напрямую связана с сетевыми сервисами и презентуемые результаты "живут" в этой самой сети). Кто-то вообще отказался от попыток "удивить" аудиторию слайдами и выходил просто поговорить с коллегами. В этом была особая привлекательность, т.к. опять же в силу наших профессиональных интересов мы часто общаемся строго через компьютер. А поговорить на компьютерные темы без компьютеров особенно оказывается приятно.

Хорошей бы добавкой к этому формату было бы лето и место сбора на природе :-) – эдакие туристическо-бардовские посиделки у костра с гитарой. Кстати говоря, такое мероприятие (не образовательное) летом планируется...

Параллельная работа 4-х "секций" иногда вызывала острое желание раздвоиться. Или "напрягала" докладчика, когда в аудитории было полтора-два человека. К сожалению, первый Самособор был все-таки не таким многочисленным (но, видимо, к массовости и не стремились, т.к. все-таки первый раз проводили), поэтому перемещение 1-2-х человек в соседнюю тусовку иногда ощутимо уменьшало число участников этой.

Но, с другой стороны, это и плюс – если тема заявлена интересная (и / или сам докладчик умеет хорошо сказать), то и народ подтянется. Автоматическая оценка качества выступления получалась. При этом почти все материалы к выступлениям были либо размещены заранее в Интернете (и можно было предварительно познакомиться), либо размещены позже. Т.е. присутствие на одной секции не делало вас отсутствующим на другой.

Еще запомнилось, что некоторые выступления быстро переходили в дискуссию. Т.е. не использовалась "штатная" схема: сначала доклад, потом вопросы-дискуссии. Приятно, что многие докладчики были к этому готовы и "отклонялись" от монолога в сторону диалога без негатива, мол, не дают выступить.

Особняком стояли выступления типа мастер-клаасов. Учитывая динамизм Самосбора слишком длинные мастер-классы не очень хорошо вписываются. Авторам подобных мероприятий надо будет хорошо подготовиться, что бы за короткое время продемонстрировать самую суть. И дело не в том, что демонстрация мастерства не уместна, просто "зависая" долго на мастер-классе пропускаешь много других событий. А короткоформатность позволяет всюду поспевать – быть то там, то здесь...

Не хочется расписывать кто с какими докладами выступал, т.к., как уже сказал, материалы доступны на страницах "Летописи.ру". В этой статье было интересно передать именно полученные ощущения, эмоции.

От себя хочу заметить, что опыт Самосбора можно считать вполне удачным, годным к использованию. Естественно, Самособор не означает полного отсутствия организации, его, как и любое мероприятие, надо готовить, но организаторы могут облегчить себе работу за счет использования формата Самосбора. Причем "легкость" заключается не в том, что орг.работы будет меньше, а в том, что результат конференции будет лучше. Ибо вполне можно считать, что Самособор реализует несколько забытый лозунг: "От каждого по способностям, каждому по труду" (при условии что "каждый" осознает свою личную ответственность за результат труда).

Самосборщик Андрей Калеников в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: