Письмо в Школьный сектор

Светлана Александровна Мельниченко, заведующая отделом информатизации образования департамента образования Администрации города Омска размышляет о времени, прошедшем с издания книги "Истории образовательного Интернета в рассказах его участников" (2001) и делится своими размышлениями о Сообществе педагогов города Омска, увлеченных информационными технологиями

Шесть лет, прошедших после выхода в свет "Истории образовательного Интернета в рассказах его участников" - много то или мало? Банально, но в рамках истории, это мало. Но..., если говорить о развитии русскоязычного образовательного Интернета это мощный пласт, колоссальные изменения, поразительная активизация педагогического и ученического сообщества.

Попытаюсь, коротко, проанализировать эти изменения, используя ту, первую нашу статью из "Историй образовательного Интернета в рассказах его участников". Думали ли мы, что к 2007 году все школы города Омска, да, что там России, получат выход в Интернет по высокоскоростному каналу технологии ADSL. Наша идея Корпоративной сети системы образования будет реализована, воплощена в жизнь. У нас получится объединить все образовательные учреждения вокруг нашего Омского образовательного сервера, который будет и почтовым, и FTP – сервером.

25 "пилотных школ" вырастут в 70. Вместе с "информатиками" активным внедрением информационных технологий в образовательный процесс будут заниматься предметники.

Страх перед компьютером и непреодолимый интерес к нему победят более пяти с половиной тысяч омских педагогов с помощью программы Интела "Обучение для будущего" - глобального международного проекта. А обучать их информационным технологиям будут не только преподаватели информатики, но тьюторами станут (велико призвание) учителя литературы и математики.

Компьютерные классы будут в каждой школе, а в некоторых школах количество компьютеров, используемых для управления процессом образования, сравняется с числом компьютеров в классах.

Приятно сознавать, что, сделав изначально в 1999 году, делая ставку на внедрение информационных технологий в образовательный процесс через телекоммуникационные проекты, мы не ошиблись. Сейчас 50% омских школ имеют координаторов сетевых проектов.

Сетевые координаторы - создают школьное образовательное пространство, запуская телекоммуникационные проекты, способствуют формированию городского образовательного пространства, наполняя Интернет русскоязычными образовательными ресурсами, развивают единое информационное образовательное пространство России.

Число обучающихся Омска в 2006-2007 учебном году, участвующих в сетевых проектах перевалило за пятнадцать тысяч. Количество педагогов, работающих в проектах около полутора тысяч.

Омскими сетевыми координаторами проведено 79 проектов разнообразной тематики, в которых участвовали 13576 школьников Омска и 42 из других населённых пунктов (от Минска до Южно-Сахалинска).

В 2007-2008 учебном году начала работать кураторская служба в рамках городского методического сообщества (ГМС) "Совершенствование моделей внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс" для улучшения качества телекоммуникационных проектов.

Методистами ГМС был разработан методический паспорт проекта, использование которого позволяет еще до начала проекта четко спланировать каждый этап, разработать задания и критерии оценки, видеть проект в системе еще до его начала.

Изменилось и качество телекоммуникационных проектов, не случайно с каждым годом расширяется география участников проектов. Для повышения уровня проведения и организации телекоммуникационных проектов, расширения информационной среды образовательных учреждений, выявления и поощрения учителей, ведущих активную деятельность в сфере информационных технологий, департаментом образования проводится конкурс телекоммуникационных проектов, разработанных педагогами города "Калейдоскоп сетевых проектов".

Участие в проекте Национального фонда подготовки кадров "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов" предоставило педагогам города возможность объединиться в виртуальные профессиональные педагогические сообщества.

Виртуальные методические объединения учителей, за два года работы данного проекта, все чаще и больше используются для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из школы.

Наше участие в проекте "Интернет поддержка профессионального развития педагогов" изначально было рассчитано на то, что с помощью этого проекта нам удастся вовлечь в педагогическое виртуальное сообщество как можно большее количество педагогов школ. Этот проект призван выявить, опробовать и поддержать такие инициативы, сделать их инструментом трансформации методической работы с учителями.

Результатом реализации проекта стало:

  • создание и развитие Виртуальных методических объединений - педагогических сообществ учителей - предметников, применяющих в образовательном процессе новейшие информационные и коммуникационные технологии, формы и методы,
  • внедрение новых форм методической работы с педагогами, широко используя средства сети Интернет,
  • увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации через Интернет.

На сегодняшний день в городе Омске созданы и активно работают 6 Виртуальных методических объединений по предметам (начальная школа, математика, филологические и естественные науки, история, информатика).

Виртуальные методические объединения привлекли к работе более 2000 педагогов города Омска и Омской области, которые приняли участие в конкурсах учебно-методических материалов, Интернет - конференциях, были участниками видеоконференций, других мероприятий ВМО.

Опробованы новые формы работы педагогов с использованием Интернет - технологий.

Конкурс учебно-методических материалов – целостных методических разработок для организации и проведения обучения предмету, способствующих повышению эффективности учебного процесса.

Предметные Интернет - конференции. На 6 конференциях было представлено 130 докладов, в работе форума по их обсуждению и голосованию приняли участие 1184 человека.

Видеоконференции. Между омскими и томскими участниками проекта.

Методические копилки. Это хранилища: методических статьей и рекомендаций по организации учебных занятий, списки полезных ссылок на образовательные сайты, содержащие различные материалы для учителей. Сегодня таких материалов более 70.

Форум. Оперативная методическая помощь (консалтинг) оказывается на постоянно действующем форуме "Скорая методическая помощь". Интернет – семинары. Новая, но востребованная форма.

Дистанционные курсы разработаны и проведены научными руководителями и методистами ВМО по своим предметам.

Создавая условия профессионального развития педагогов, мы надеемся, что они, в свою очередь, воспитают личность, способную к интеграции в современное мировое сообщество.

В наших планах продолжение работы виртуальных методических объединений после окончания проекта "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов", с расширением до десяти, добавление ВМО – учителей биологии и химии, психологов, логопедов, классных руководителей. Мы увлеченно, быть может не так быстро, как хотелось бы, осваиваем социальные сервисы WEB 2.0, внедряем информационные образовательные системы.

Сложно предвидеть какие направления мы будет развивать в следующие пять лет, одно ясно, что созданное сообщество, педагогов, увлеченных информационными технологиями, постоянно прирастает новыми членами. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: