Письмо в Школьный сектор

Короповская Вера Павловна из Мурманского областного ИПКРОиК рассказывает о роли тренингов в освоении сервисов Веб 2.0.

Возможности информационных технологий растут. Профессиональные качества учителя в существенной мере зависят от готовности осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения, в том числе на базе ИКТ, и способности интегрировать их со своим профессиональным опытом с целью повышения эффективности образовательного процесса, степени её соответствия требованиям информационного общества.

В программе Intel «Обучение для будущего» всегда большое внимание уделялось послекурсовой поддержке выпускников Программы. Одной из форм такой поддержки являются тренинги. Хорошо себя зарекомендовали тренинги по формулировке триады вопросов, по критическому мышлению, организации исследовательской деятельности учащихся.

В последнее время сетевые сервисы Веб 2.0 все больше привлекают к себе внимание. Социальные сервисы - сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Общими чертами практически всех социальных сервисов можно назвать:

  • необходимость регистрации пользователей для публикации материалов. При этом пользователь должен иметь электронный почтовый ящик
  • возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера из любой точки мира
  • хранение как в закрытом режиме (доступном только вам), так и открытом (доступном для всех пользователей).
  • систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов)
  • обсуждение имеющихся материалов
  • объединение материалов в тематические группы
  • анализ популярности размещенных на сервисе материалов

На сайте CATALOGR.RUможно найти перечень русских web2.0 сайтов, социальных сетей и сервисов.

Из всего многообразия социальных сервисов можно выделить несколько наиболее интересных для образования:

Для использования социальных сервисов в своей работе учителю необходимо, прежде всего, самому освоить работу с ними. Только тогда он сможет объяснить и показать их возможности учащимся, найти им применение в учебном процессе.

И в этом ему могут помочь тренинги по освоению сетевых сервисов Веб2.0. Необходимость тренингов особенно актуальна в связи с проведением нового Основного курса программы Intel "Обучение для будущего", где общение слушателей и размещение материалов проекта ведется не только с использованием оболочки Moodle, но и с использованием сервисов Веб 2.0

Примерами таких тренингов могут служить разработанные автором совместно с Круподеровой Е.П., организатором и тьютором обучения по программе «Обучение для будущего» Нижегородского НИРО тренинги «Давай пожмем друг другу руки» и «Осваиваем информационное сетевое пространство».

Тренинг «Давай пожмем друг другу руки» направлен на освоение социальных сервисов ВикиВики. Глубокое овладение данным сервисом, выяснение его возможностей в проектной деятельности способствует мотивации на изучение и других социальных сервисов, вступлению в сетевые сообщества. Для общения с коллегами с других площадок в ходе тренинга предлагается воспользоваться сервисом Скайп.

Тренинг «Осваиваем информационное сетевое пространство» предполагает знакомство с социальными сервисами и анализ их возможностей в организации групповой деятельности учащихся. Кроме того, участники тренинга разрабатывают сетевой проект с вариантами исследовательских заданий для учащихся с применением социальных сервисов. В ходе тренинга часть материалов участников размещается в Летописи.ру, остальные материалы к проекту размещаются в социальных сервисах, выбранных слушателями, в зависимости от целей и задач проекта. Набор социальных сервисов для изучения слушателями можно изменять.

Тренинги успешно используются на площадках программы «Обучение для будущего» Мурманской и Нижегородской области. В таблице 1 приведены примеры различных видов деятельности с использованием социальных сервисов в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, как результат работы слушателей в данных тренингах.
Социальный сервис Виды деятельности
Создание совместных гипертекстовых материалов
  • источник учебных материалов
  • планирование, организация проектной деятельности
  • обмен опытом
  • описание уникальных природных явлений
  • совместное написание статей, эссе и др. творческих работ
  • публикация и обсуждение исследовательских работ, совместных сетевых проектов
  • обсуждение, аннотирование, рецензирование статей
  • создание гипертекстовых энциклопедий
  • получение консультаций, дополнительных знаний
  • знакомство сетевого сообщества с авторскими технологиями, работами, организация их обсуждения
  • организация общения (сетевые дневники, дискуссии и др.)
Размещение книг, презентаций, текстовых документов
  • источник учебных материалов
  • размещение творческих, исследовательских работ, оформленных в различных редакторах, с целью их дальнейшего обсуждения
  • организация дистанционного обучения
  • возможность прослушивания текстов, написанных на английском языке (Скрибд)
  • организация виртуальных выставок, конкурсов, презентаций по различным направления и размещение для обсуждения
Размещение фотографий
  • хранилище учебных материалов, архивов фотографий, творческих работ
  • решение классификационных задач (добавление к фотографии описания и ключевых слов, организация поиска)
  • для изучения карт знаний (выделение на фотографии объектов, добавление к ним описания)
  • фоторепортажи с различных мероприятий (спортивные соревнования, турпоходы, творческие мастерские, литературные гостиные)
  • фото-отчеты по результатам проектов организация виртуальных фотовыставок («Памятники архитектуры», «Здесь жил …» и др.)
  • виртуальные путешествия
Видео сервисы
  • использование видеороликов для лекций и пояснений к практическим занятиям, творческим мастерским
  • запись, редактирование и опубликование "видео экскурсий"
  • любительская видеосъемка физических, химических, биологических процессов
  • сетевой фестиваль детских и юношеских видеоклипов
  • запись, редактирование и публикация "путевых заметок", видео репортажей спортивных соревнований, конкурсов
Географические сервисы
  • разработка виртуальных и реальных маршрутов экскурсий по достопримечательностям, уникальным природным объектам, центрам науки и техники и т.д. осуществление этих маршрутов использование GPS-навигаторов
  • выполнение учебных заданий, связанных с поиском и изучением объектов, заданных координатами
  • оформление результатов научных экспедиций с фотографиями и координатами исследуемых объектов
  • разработка маршрутов экскурсий по центрам ремесел, музеям, выставкам, туристических походов и т.п.
  • размещение фотографий архитектурных памятников, музеев мира и др на картах
Совместная работа над документами (текст, электронные таблицы, календарь)
  • совместное написание рецензий, аннотаций, сказок, эссе
  • ведение календарей знаменательных дат, выставок
  • Проведение анкетирования и интервьюирования, с последующей обработкой результатов
  • совместное создание таблиц с результатами наблюдений, проводимых в разных точках планеты, построение и анализ диаграмм
  • совместное проектирование, моделирование с использованием электронных таблиц
  • проведение сетевых викторин, олимпиад, конкурсов
  • ведение календарей наблюдений, проектов, научных конференций, различных культурных мероприятий и т.п.
  • коллективная разработка критериев оценки различных творческих работ
  • коллективное ведение журнала спортивных достижений, календарей спортивных мероприятий и др.
  • наблюдение за различными экологическими и др.факторами, характеризующими безопасность, совместная обработка результатов
в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: