Письмо в Школьный сектор

Екатерина Яковлева и Ирина Кудина размышляют о проблемах формирования гуманитарного мировоззрения учащихся как способа введения в мировой культурный контекст на примере работы в электронной информационной образовательной среде «КМ-Школа»:

На протяжении многих десятилетий существования советской школы главной целью педагогического процесса было воспитание "человека образованного", освоение им "всех тех богатств, которые выработало человечество". В современном обществе, где объем информации удваивается каждые 3-4 года, такая педагогическая позиция уже не отвечает современным требованиям социума. В условиях интенсивного накопления знаний и ограниченности возможности их переработки индивидом педагогическая наука переориентировалась с идеи всестороннего развития личности на идею развития способностей личности, учитывая, что возросла потребность личности в творческой самореализации. Поэтому проблема формирования гуманитарного мышления в контексте целостного развития личности приобретает особую актуальность, когда ставится цель образования - воспитать поколение, способное преодолеть инерцию социально-экономического развития, создать условия для реализации творческого потенциала граждан, решать нравственно-этические проблемы.

«Гуманитарное мышление - это бесконечное познание мира и его оценка, включение личности в процесс мышления и извечный диалог, полилог культуры, логик, сознаний. Человек гуманитарного мышления как бы общается с людьми разных стран и эпох, разными «разумами» по «последним» вопросам бытия. Гуманитарное мышление - это умение понимать и принимать разные точки зрения, разные логики, разные типы сознания» (Доманский В.А. Литература и культура Культурологический подход к изучению словесности в школе методическое пособие для учителей-словесников Томск – 2002).Гуманитарное мышление формируется в процессе вхождения в отечественный и мировой культурный контекст. А это возможно при развитии у учащихся различных навыков речевой и мыслительной деятельности, при формировании у них коммуникативных способностей, рефлектирующего сознания, введение школьника в мир культуры посредством создания культурной среды, различных методов и приемов "погружения" в культуру. В современных условиях вхождение в такой контекст возможно при условии обновления не только содержания образования, но и социально-психологической среды учебного заведения, преодоления привычной авторитарности школы, установления новых отношений между учеником и учителем, основанных на партнерстве, сотрудничестве, сотворчестве. Введение в практику современной школы информационно-образовательных систем позволяет по-новому организовать учебный процесс, изменить не только содержание образования, но весь социально-психологический климат образовательного учреждения. Вместе с тем, гуманитарное знание в современных условиях информационно-образовательных систем, школьной локальной сети предполагает не только обучение детей у взрослых (учителей, родителей), но и обратный процесс, когда взрослые учатся у детей, «старшие» не только передают свой опыт «младшим», но и учатся у них.

Культуру можно рассматривать как форму одновременного бытия и общения людей разных времен, эпох. В культуре человек заново открывает мир, обретает его лично для себя. Обретение этого мира осуществляется в тексте, произведении, в общении автора и читателя. Мир как бы рождается на глазах человека другой эпохи, погруженного в наследие прошлого, он поглощает читателя с его мыслями, чувствами, ценностями, его бытием. И воспринимающий начинает жить в этом тексте, вступая в диалог с героями, авторами, другими читателями, критиками, веками, культурами. Художественный текст, представляющий собой веками застывшую форму бытия, вновь обретает начало бытия при условии установления общения автора и читателя. Именно поэтому все перечисленные проблемы стоят прежде всего перед преподавателями гуманитарного цикла, на уроках литературы, истории, мирового художественного искусства формируется гуманитарное мышление учащихся. Целью изучения предметов гуманитарного цикла является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и воспитанию активного творческого читателя.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература, эстетически осваивая мир, выражает богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Вместе с тем, почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и т.д. – то есть, художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Такой путь изучения литературы помогает углубить восприятие и анализ и в результате – лучше понять емкий словесный образ.

Использование информационной образовательной среды «КМ-Школа» в процессе преподавания литературы обуславливается прежде всего ее широкими методическими возможностями, реализация которых позволяет:

  • представить обширный и самый разнообразный материал (текстовой, визуальный, аудитивный, аудиовизуальный);
  • дополнять, расширять, видоизменять предлагаемый материал;
  • структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений;
  • выбрать последовательность знакомства с информацией и степень глубины этого знакомства;
  • «извлечь» любой материал и использовать его при подготовке учителя и в самостоятельных работах учащихся;
  • выбрать по своему усмотрению тот или иной шрифт;
  • сделать любой текст озвученным;
  • выйти в Интернет и познакомиться с дополнительной информацией по интересующей теме

Особо подчеркнем, что структура интегрированного информационного продукта (ИИП «КМ-Школа») не ограничивает учителя в выборе собственной тактики организации обучения в соответствии с его личными интересами и уровнем подготовленности учащихся. Учитель может пользоваться готовыми материалами (уроки, экскурсиями, тестами и т. д), а также создавать свои самостоятельные продукты с разной степенью творческой свободы.

Принципиальное отличие среды КМ-Школы от традиционных источников – ее полифункциональный характер.

Полифункциональность расширяет методический диапазон использования, то есть обеспечивает возможность многократного применения материалов для решения различных методических задач. Причем диапазон многократного применения может быть различным: наглядные материалы используются в одном классе или в разных, в преподавании одного предмета (литературы) или нескольких (предметная область «Искусство», мировая художественная культура), в общеобразовательных школах и школах с углубленным изучением предмета, оказываются востребованы учениками с разным уровнем подготовки, разными интересами.

Полифункциональность использования заложена в контент уже при его создании. Так, например, при отборе содержания особое внимание уделено темам:

  • достаточно широким, охватывающим несколько вопросов программы;
  • общим для параллельных программ (на сегодняшний день существует 10 программ по литературе, утвержденных Федеральным Экспертным Советом Министерства образования РФ) и учебников, получившим общую трактовку;
  • позволяющим проследить все возможные интерпретации словесного образа в других видах искусства;
  • отражающим специфику филологического образования (например, посвященным работе писателя над словом, созданию и совершенствованию художественного текста);
  • помогающим реализовать межпредметные связи уроков гуманитарного цикла (литературы, изобразительного искусства, истории, музыки, мировой художественной культуры);
  • целесообразным для организации проектной деятельности.

Целенаправленный отбор материала, информационная емкость контента позволяет использовать его не только в общеобразовательных школах, но и профильных гуманитарных классах.

Кроме того, в КМ-Школе предусмотрена «автономность» методического аппарата, то есть такие способы предъявления аудитивных, визуальных и аудиовизуальных источников, которые оставляют за учителем право изменять предложенную ему методику, облегчают организацию его использования и способствуют самостоятельной работе школьников.

Использование контента для организации исследовательской деятельности учащихся требует от учителя дополнительных профессиональных умений:

  • владеть компьютером не только на уровне пользователя, но и на уровне организатора поисковой деятельности ученика;
  • выбрать одну из функций пособия и использовать его в соответствии с этим назначением;
  • обеспечить «эффект новизны» при повторном обращении к материалам пособия, раскрыть новые его аспекты;
  • усилить долю самостоятельности школьников при работе с электронной библиотекой, максимально опираться на познавательный опыт, ранее приобретенный учащимися, усложнять задания, на основе того же источника информации;
  • владеть приемами организации проектной работы на внутрипредметном и межпредметном уровнях, реализуя возможности пособия для расширения общего филологического и эстетического кругозора школьников;
  • планировать вместе с учениками результат их деятельности и способствовать достижению этого результата.

Интересные возможности открываются и перед преподавателем и учащимся при работе в разделе «Проектная деятельность» ИИП «КМ-школа». Проектная деятельность требует от школьников подлинной самостоятельности, учитель выступает только в роли консультанта. В ходе проектной деятельности школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы по предмету, учатся вести научные диспуты, работать с оргтехникой, в соответствии с научными требованиями оформлять свои изыскания. Но самое главное - это один из эффективных способов погружения в культурные эпохи и их семантические пласты. База Знаний КМ-Школы дает богатый разнообразий и методически адаптированный материал для проектирования исследования учащихся по литературе. Так, например, на одну из историко-литературных тем «Русский классицизм», которая важна для понимания развития мирового искусства и, в частности, русской культуры XVIII века, запланировано по программе не больше трех учебных часов. Поэтому для понимание этой очень непростой и важной темы необходимо организовать самостоятельную деятельность учащихся, позволяющую расширить рамки урока и углубить и расширить изучение материала.

В Базе Знаний КМ-Школы содержится разнообразный методически адаптированный материал:

  • фотографии архитектурных памятников эпохи классицизма (В.И Баженов «Дом Пашкова», И.К. Коробов, А.Д. Захаров «Адмиралтейство», А.Н. Воронихин «Казанский собор в Петербурге» и т.д.)
  • фотографии интерьеров помещений;
  • гравюры художников XVIII – XIX веков (Неизвестный художник «Панорама Петербурга»
  • портреты исторических деятелей и писателей-классицистов (С.Г. Мусоргский «Парные портреты Петра I и Екатерины I», Д.Г. Левицкий «Портреты Екатерины Законодательницы», «Портрет архитектора Кокоринова», В.Л. Боровиковский «Портрет А.Б. Куракина» и т.д.)
  • репродукции картин эпохи классицизма (А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»)
  • фотографии скульптур (М.И. Козловский «Памятник Суворову, К. Растрелли «Бюст Петра I» и др.)

«Безумный и мудрый» век, век «божественных» наук, подвигов героев и мудрости монархов, век безусловной веры в силу человеческого разума — таким представляется «осьмнадцатое столетие» в произведениях М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Предлагая темы для творческих работ с использованием материалов ИИП «КМ-Школа», мы ориентировались на основные методические принципы использования «внешней» наглядности при изучении литературы (коммуникативной направленности, развития творческой самостоятельности, формирование собственной эстетической позиции, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей) и на функциональные характеристики этой «внешней» наглядности (способность быть самостоятельным источником новых знаний, активизировать художественное восприятие, активизировать интеллектуальную познавательную деятельность). Таким образом, наиболее целесообразным, с нашей точки зрения, явились задания, ориентированные на самостоятельное создание развернутых связных высказываний в разных жанрах: например, создать сценарий слайдфильма или киноверсии по литературным материалам; подготовить рассказ экскурсовода, проводящего экскурсию по книжной выставке или залам картинной галереи; дать советы художникам, приступающим к иллюстрированию литературного произведения; дать название, написать предисловие, предложить свое оформление готовящегося к изданию литературного сборника и т.д.

Подобного рода задания, во-первых, требуют знакомства с самыми разнообразными искусствоведческими и литературоведческими источниками (а они представлены в КМ-Школе), во-вторых, (и это очень важно!) требуют переработки: пояснения, изменения, комментирования, анализа и т.д. – первоначального источника, то есть материалов, которые учащиеся находят, работая в Базе знаний КМ.

Творческая работа с материалами «КМ-Школы», с нашей точки зрения, позволит избежать столь распространенного в последнее время «списывания», «копирования» уже готовых источников.

Мы сочли возможным предложить следующие задания:

  1. Подготовьте сценарий слайд-фильма по теме «Русский классицизм».

  2. Представьте, что Вы являетесь составителем литературного сборника, куда войдут произведения русского классицизма. Какое название сборнику Вы дадите? Какие произведения туда включите? Какой комментарий к ним дадите? Какими репродукциями произведений живописи и фотографиями архитектурных памятников проиллюстрируете сборник? (Обоснуйте свой выбор). Напишите вступительную статью к Вашему сборнику.

  3. Представьте, что Вам предстоит провести экскурсию по теме «Архитектура эпохи классицизма». К каким зданиям вы поведете экскурсантов? Подготовьте текст рассказа экскурсовода, подробно опишите несколько памятников.

  4. Представьте, что Вы являетесь составителем альбома живописи «Русский классицизм». Какие произведения вы поместили бы в этот альбом? Прокомментируйте их. Напишите вступительную статью к Вашему изданию.

Естественно, список предлагаемых заданий может быть дополнен. Мы же ограничились темой «Русский классицизм» прежде всего потому, что творчеством писателей-классицистов были заложены основы развития русской литературы, однако и язык, и идейно-эстетическое содержание произведений, написанных более 200 лет назад, оказываются сложными для современного читателя. Помочь нынешнему школьнику преодолеть этот барьер можно, если, как уже говорилось, при изучении данной темы рассматривать данное произведение в едином контексте с другими видами искусства.

Работа учащихся в информационно-образовательной среде позволяет преподавателю определить направления деятельности учащихся, предопределить траектории их исследований, так как База Знаний содержит методически выверенный и информационно значимый в образовательном и воспитательном плане, достоверный материал.в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: