Письмо в Школьный сектор

Раздвинуты пределы, и мир уже не прежний – история образовательного Интернета от Буданцевой Натальи Николаевны, учителя информатики МОУ «Гимназия №43», г. Омск:

Это всё было до…

Села писать «свою историю». С чего начать? С какого места жизненного пути? J Поняла, что оказывается живу-то давно. Учеба в университете, знакомство с языками программирования Алгол и Фортран, работа «через окошечко» на ЭВМ «Наири» и ЕС-1030, работа инженером-программистом в одном из НИИ на БЭСМ-6 и СМ-4 – это одна история и для многих учителей информатики она знакома. И вот почти уже двадцать лет работы в образовании — другая история и тоже знакома информатикам J. Все начиналось с Дома юных техников им. Ю.А. Гагарина, с компьютеров «Криста», УКНЦ и первых успехов моих учеников в программировании. Своим чередом шли 1988-1993 годы. Мои лучшие ученики – А. Луценко, А. Борщев, С. Доронин, А. Ложников возглавляли отряд юных программистов в летней школе НОУ при Омском государственном университете на протяжении четырех лет и были самыми младшими по возрасту. Именно с ними и другими тогда еще 6-8-классниками, начинавшими с программы А.Т. Звенигородского и его знаменитого исполнителя «Муравей», а затем освоивши языки программирования Лого, Бейсик, Паскаль, прикладные программы, мы проводили за компьютерами все свое учебное и свободное время. Так рождались собственные программы, которые с успехом применялись в начальной школе (школы №142) для уроков математики, русского языка, скорочтения учителем И.А. Одинцовой, приводившей детей один раз в месяц на два часа занятий в компьютерный кабинет. (А через десять лет, придя ко мне-тьтору на компьютерные курсы по программе Intel© «Обучение для будущего», она с порога заявит: "Сын мне сказал, что я необучаемая, компьютер и я — несовместимы. А через два месяца упорной работы, иногда со слезами на глазах (она все-таки привыкла быть первой), с успехом представит свой проект "Как мы узнаем, мой друг, что за мир у нас вокруг" на итоговом городском семинаре "среди своих собратьев"). Именно с ней, в столь далекие времена, была разработана трехгодичная программа экспериментальных внеклассных занятий для детей 7-9 лет с использованием компьютера и поддержана директором школы С.А. Ефремовой (Через семь лет Светлана Александровна, одна из первых директоров школ г. Омска, поедет в Москву на курсы по освоению компьютера и Интернет-технологий. Сама будет принимать электронную почту, следить за сетевыми новостями и быть первой в курсе всех инноваций в образовании. А с появлением программы Интел в нашем городе сама проследит за тем, чтобы создавались все условия по режиму работы для учителей, посещавших эти курсы. Три группы учителей (это только моих "учеников"), все как один "дойдут до конца", сделают проекты, оставив в них часть своей души. Светлана Александровна же распорядится организовать торжественное вручение документов по окончании курсов и сделает праздник учительских проектов. Именно она, директор школы, своим личным примером будет пропагандировать результат соединения новых знаний с профессиональным личным опытом, как переход образования на новый современный уровень. Да поймут меня информатики — это дорогого стоит!)

Начало 90-ых… В то время с детьми мы выпускали компьютерные газеты, журналы на разные предметные темы, компьютерные сочинения по локальной сети на Бейсике, сборники собственных произведений детей, оформленные в текстовых редакторах и ими же иллюстрированные в графических программах. О методе проектов тогда никто не говорил. Была просто творческая коллективная работа с общим результатом. Это были 1992-1994 годы. Я выступала на семинарах и конференциях, рассказывая об успешности своей авторской программы, а надо мной посмеивались: "Мы с десятиклассниками-то еле управляемся, а вы про 3-6 классы, да какие-то сборники, какие-то книжки - "Алгостихи", "Алгосказки"…" (Это теперь, как само собой разумеющееся, предмет "информатика" вводят с начальной школы, а о проектной технологии говорят даже в детском саду.) Мои первые выпускники, учась в ВУЗах, всегда в конце семестра приходили ко мне с "отчетом" о своих успехах. И, проходя преддипломную практику на предприятиях города, рассказывали удивительные истории, например, о том, как руководитель-немец из Германии посылал каждый день в обеденное время своей престарелой матери электронные письма, а она ему также каждый день отвечала. Я эти примеры приводила на занятиях и видела глаза учеников, полные удивления и веру в "сказки". Сегодня мои "бывшие" – преуспевающие программисты, работающие в разных городах России, пишут мне электронные письма. Теперь это уже мои друзья. Вот мой образовательный Интернет

В 94-м я перешла работать в гимназию №43. Получили полный класс PC IBM-486. В работе хотелось чего-то нового. На общественных началах организовала "Школу дополнительного образования" (ШДО). Семь направлений: языки программирования Паскаль, Си и Ассемблер, компьютерная графика и музыка, 3D-студия, школа пользователя, разработка мультимедийных программ — вели вместе со мной мои друзья, надо сказать, за мизерную оплату: лишь бы оплатить проезд до школы. Все преподаватели высших учебных заведений — такие же энтузиасты. Слова благодарности А. Гайдамакину, В. Типтенко, В. Буданцеву, И. Лущееву.

…было время, когда на прилавках появились сникерсы и …CD-ROMы

Это было время, когда на прилавках только появились сникерсы, баунти и… CD-ROMы. Мне посчастливилось: я нашла спонсоров, которые купили в кабинет информатики мультимедиа-комплект — 4-скоростной CD-ROM, колонки, наушники и десять компакт-дисков по информатике, физике, английскому языку, искусству и другим предметам. Это был первый CD-ROM в наших омских школах и первый набор мультимедийных образовательных программ. Так рождалась "школьная медиотека". (Пройдет десять лет, и эти слова войдут в работу современной школы как что-то обыденное.) А тогда возглавлявший отдел школьной информатики в городском управлении образования С.Г. Зуев, прокомментировал "мою выходку" с улыбкой: "Ну что, говорят, купила "сникерсы" в компьютерной лавке?" Это было время, когда мне из магазинов разных округов города могли позвонить и сказать: "Приходите, поступили новые компакт-диски по искусству, школьным предметам…". И я бросала все, ехала, боялась, что разберут и мне не достанется. Я покупала много. Мне казалось, что немедленно должна произойти минимум революция в образовании с появлением таких технологий. Но я ошибалась лет на восемь-десять. Оказалась не так то просто доказать, что компьютер должен быть на уроке учителя-предметника. Меня обрывали на собраниях, говорили: "Не морочьте голову. Дайте спокойно работать".

Но школа бы не развивалась, если бы в ней не было новаторов. И, конечно же, на мои "байки" откликнулись. Мы проводили интегрированные уроки, соединяя обучение по предмету и компьютер. Каждый урок — это море эмоций, это рутинная совместная подготовка учителя предметника и учителя информатики, которая отнимала и ночные часы. С первой попытки уроки проходили "на ура", а мы проживали "по три жизни". Разработав с Н.И. Носковой интегрированный курс "МХК и компьютер", мы все же добились официальных, включенных в расписание и оплачиваемых совместных уроков. Помнится такой случай, когда после звонка с урока по мировой художественной культуре, завуч Л.М Аранбицкая, присутствавшая на занятии, так и осталась сидеть на перемене потрясенная увиденным и услышанным. "Невероятно… Мы побывали в залах трех самых известнейших музеях мира за урок. Мы просмотрели известнейшие картины и их фрагменты. Что за чудо этот компьютер! Какие технологии!" Прозвенел звонок на следующий урок. Нас ждал другой класс. А завуч не двигалась с места. Через урок в кабинете информатики проводился "подпольный" урок по английскому языку. "Подпольный", потому что планировать такие уроки мы могли в лучшем случае только на следующий учебный год и то, если их необходимость докажем перед администрацией. Ждать так долго не хотелось. Теперь трудно вспомнить, как менялось тематическое планирование по информатике в пользу мультимедийных прикладных программ, но эффект усвоения материала по английскому был потрясающий, так отмечала "подводя итоги нашего сотрудничества" И.С. Бакленева. (Эти учителя первыми "запутаются во Всемирной паутине" вместе со мной, как только придет время сетевых проектов.)

В декабре 1995г. на городском фестивале детского компьютерного творчества команда нашей гимназии представляла свои труды через первую мультимедийную презентацию, созданную в Presentation II. Это надо было видеть. Мы показывали ее несколько раз, "крутили на бис, как ролик". 27(!) работ были отмечены дипломами. А на детском фестивале в 1997г. вне конкурса шла мультимедийная работа "Музыкальный альбом" все того же учителя ИЗО Н.И. Носковой, которая вместе с ребятами ее класса дополнительно проходила курс компьютерной музыки в "моей" ШДО. (В 2003г Наталья Ивановна первой из учителей-предметников города пройдет курсы "Обучения для будущего", и в 2004г. приведет ВСЁ окружное МО учителей ИЗО ко мне - тьютору на курсы.) На областной научно-практической конференции того же года ученики ШДО блестяще представляли созданные в программе Toolbook на объектно-ориентированном языке Open Script свои мультимедийные программы "Твоя Вселенная", "Живые картинки", "Виртуальный альбом М.Врубеля", "Погружение в Windows". Вместе с ребятами трудились, давая советы, консультации учителя литературы, физики, астрономии, ИЗО, начальных классов, информатики. Это были первые, разработанные учащимися, мультимедийные программы среди школьников города. Выступления учащихся произвели переворот на новое видение совместной работы учителей в школе на основе новых информационных технологий.

Но "моя" ШДО прожила четыре с небольшим года. В конце 1998г. ее просто в одночасье "закрыли". Не было лицензии на дополнительное образование. На наши успехи, слаженную работу коллектива никто не посмотрел. "Прекратить занятия", — сказал директор. Для меня это была потеря в первую очередь единомышленников. Казалось, что все рухнуло. Наступало время Интернета…

…Но у меня оставался сплоченный коллектив учителей информатиков. Мы крепко подружились, обмениваясь опытом, работая еще на УКНЦ. В эти годы каждый шел своим путем. Кто-то создавал свои учебники, кто-то разрабатывал авторские программы, кто-то начинал "дружить" через связь "компьютер-компьютер". В это время в городе несколько школ были подключены к коммуникативной среде - сети "FIDO", началось общение и первый обмен методическими материалами по курсу информатики, использование электронной почты. Связь желала лучшего, для получения информации нужно было иметь много терпения. Мы ходили в гости друг к другу, пили чай, общались, пока получали нужную информацию.J В 1997-98 учебном году в нашем сообществе заговорили о провайдерах сети Relcom (ООО "КоКос"), о их совместных мероприятиях со школами города и подключении к сети физико-математического лицея №64 по выделенному каналу. Все громче и увереннее говорили о технологиях WWW, о совместных работах школьников разных стран, организованной по электронной почте. Омский государственной университет готовился организовать класс открытого доступа к Интернету. А мне опять повезло: я нашла спонсоров, которые купили в школу модем. В то время модем Acorp-56000 считался быстроскоростным, и нашим провайдерам пришлось приезжать в гимназию и настраивать наш модем под модем университета, который уступал по скорости передачи данных.

Веяние новых технологий затягивало всех. Но вот возможности школ были очень разные. Учителя информатики разобщились. Школьное компьютерное оборудование устаревало на глазах. Работа, несмотря на все новшества, начинала даже раздражать.

И вдруг все поменялось…

У них титулов нет,
Предки их не дворяне,
Но назвал их поэт
Метким словом "творяне".

Их немного средь нас,
Ими жизнь засветлела.
Не любители фраз,
Но творители дела.

В 1998-1999гг. сменилось руководство управления образования города Омска, к власти пришли управленцы с современным взглядом на образование в целом и на информатизацию в частности. (Эти два лидера изменят (что и продолжают делать до сих пор) жизнь или подход к ней как учителя информатики, так и большинства учителей-предметников). Любовь Борисовна Хлыстова и Светлана Александровна Мельниченко возглавили информационно-аналитический отдел городского образования. Они пришли в самые трудные годы для учительства. Финансовую поддержку любой школьной деятельности было оказывать некому. Денег не хватало даже на зарплату учителям, её задерживали на несколько месяцев. Но эти руководители не ошиблись, выбрав дружный коллектив "бывших укнцешников", который стал костяком созданного ими "координационного совета". Учителя информатики (всего 15 человек!) реализовывали совместные идеи на практике. Была написана Концепция информатизации системы образования. Эти две волевые женщины не ошиблись и в выборе "своих" партнеров из Филиала Института Математики им. Соболева СО РАН и ОАО "Электросвязи". Основная идея их и нашей совместной работы — создание корпоративной образовательной сети, прообраз которой к тому времени был создан на экспериментальной площадке, так называемой "пилотной сети".

С 1 сентября 2000г вступила в действие Программа информатизации образовательных учреждений г. Омска. В штатное расписание 25 школ вводилась дополнительная ставка для учителя информатики, который должен был осуществлять координацию и проведения сетевых проектов. Всего 25 школ города, с имеющимся компьютерным оборудованием, необходимым для выхода в Интернет, получили по десять бесплатных часов. Время использования Интернет оплачивалось управлением образования. А это означало, что наших руководителей и нас поняли, приняли и поверили. Это был прорыв! Никогда все новое не пробивается легко. Мы, одержимые идеей, старались изо всех сил, укладываясь в эти 10 бесплатных часов, работая в "автономе". А время хватало только на электронную почту. О "свободном Интернете" только мечталось.

В голове было много идей. Но работать в условиях "слабой связи", катастрофически быстро стареющей техники, становилось все труднее и труднее. Оставалась только вера в помощь руководителей и лозунг, "брошенный" на одном из заседаний координационного совета: "Единое пространство даёшь для омичей!"

В гармонии жить с "Гармонией"

Наступил 1999 год — год отсчета времени прогресса в омском образовании. Призыв городского отдела по информатизации: "Объявляется конкурс проектов образовательных учреждений на реализацию часов работы Интернета, предоставляемых учебному учреждению". За лучший проект обещана финансовая поддержка некой американской правительственной некоммерческой организации "Прожект Хармони, Инк.". Несколько "продвинутых" школ, в том числе и наша, написали эти проекты. Мы с нетерпением ждали приезда "московского жюри", в лице Я. Быховского и Е.Н. Ястребцевой. (В то время мы даже не могли себе предположить, что эти люди, которые поразили нас своей простотой, умом, лидерскими качествами, станут капитанами российского корабля, плывущего по океану образовательного Интернета, и мы почти десять следующих лет будем в их команде). Предпочтение отдали гимназии №19 и нашей коллеге Л. И. Ольховской. Выбор жюри был точен. Думается, их ожидания оправдались сполна.

Людмила Ивановна — замечательный учитель с потрясающей работоспособностью, всегда стремящаяся ко всему новому, с голливудской улыбкой и озорными глазами. Она стала "пионером" среди омских учителей, пропагандирующих "Программу межшкольных связей по Интернет", и верным помощником Е.Н. Ястребцевой.

Группа учителей-предметников города прошла курсы по программе "Обучение и доступ в Интернет". Никогда не забыть как "светилась" и была готова на новый виток в работе учитель литературы и русского языка нашей гимназии Г.Н. Мархоцкая, которой в буквальном смысле слова пришлось "пробивать" место в группу желающих обучаться новым технологиям. И филолог был бы не филологом, если бы в знак благодарности не неслись с его уст стихотворные строчки, им же и написанные.

Посвящение “Проекту “Гармония”

Казалось, что все сказано на свете,
Казалось, что несказанного нет.
Но снова в Омском университете
В который раз зажгут в субботу свет.

И десять окон снова распахнутся —
Компьютерных экранов синие глаза.
В них раз лишь стоит только окунуться,
И понимаешь — жить "без окон в мир" нельзя.

Пусть дети мира бродят в Интернете
И пусть свои проекты создают,
Пусть раскрывают все свои секреты,
Друг с другом пусть в гармонии живут.

И мы, учителя, совсем не дети
В "Гармонию" пришли, как в первый класс.
За то, что мы открыли в Интернете,
Спасибо всем организаторам от нас.

За Новый год, за шоколад с шампанским,
Беседы за дружеским круглым столом,
За кофе по-американски,
Что подан был с русским теплом.

Мы верим, что пока еще вертится
Наша планета Земля,
Лучшей гармонией для человечества
Станет проект “Гармония”.

И пусть будет хорошей традицией,
Которая завтрашней моде под стать:
В “Гармонию” надо сначала влюбиться,
И лишь потом победителем стать!

Г. Н. Мархоцкая, 2 февраля 2000г.

Галина Николаевна "влюбилась раз и навсегда" и уже в 2002г. была награждена Почетной Грамотой департамента образования администрации г. Омска за внедрение информационных технологий в образовательный процесс и активное участие в телекоммуникационных проектах. С такой же формулировкой в 2003 г. награждены учителя нашей гимназии Н.П. Бардаенко, Л.Н. Куденко, А.Ю. Марцун, Л.Д. Копылова, И.С.Бакленёва, Т.Г. Третьякова. (Это первые учителя, "записавшиеся" в команду российского образовательного Интернета, которые до сих пор активно участвуют и привлекают своей работой коллег и учащихся нашей гимназии)

"Единое пространство даёшь для омичей!"

1998-99 уч. гг., 2002-03 уч. гг. — это годы учебы учителей информатиков. Впрочем, эти учителя никогда не перестают учиться. (Я тут посчитала: за 13 лет работы в гимназии – четырнадцать удостоверений о повышении квалификации. Столько же, если не больше у моих друзей-информатиков. Учимся сами, учим других. Видимо, это наше жизненное предназначение J) Просто эти годы учебы кардинально меняли всё: как учить, чему учить, к чему стремиться, чего достигать. 25 учителей информатики прошли подготовку по программе "Интернет-технологии в образовании". Вернее, эта программа систематизировала те знания, которые уже накопились у каждого из нас. И всё же я с улыбкой вспоминаю, как ехала приглашать в Омский государственный университет своего преподавателя А.К. Гуца — светилу омской науки — к первым, страстно желающим освоить Интернет-просторы, учителям, и с какой простотой и восторгом он согласился выступить перед нами. Александр Константинович рассказывал нам об идеологии становления Интернета в университете. С какими трудностями они столкнулись, кто такие омские провайдеры и какие услуги они предоставляют. Как забыть тот случай, когда везла своим друзьям-единомышленникам стопки книг "Электронная почта и Internet в ОмГУ" (Т.А. Богданова, А.К. Гуц, М.В. Дашков, 1997г) как первое пособие, описывающее основные термины, понятия и принципы работы с Интернет, и чуть не обморозила себе руки (варежки забыла дома).

2001-2003 гг. – годы передачи знаний своим коллегам. Мы, как внештатные лекторы, проводили практические занятия у учителей-предметников, у администрации школ города по программам "Информационные технологии для учителя-предметника", "Применение современных информационных технологий в образовательном процессе", "Использование современных ПК в делопроизводстве" в рамках курсов повышения квалификации при ГОУ ДПО "ИРООО". А с основами работы в Интернет знакомили их в классе открытого доступа гимназии №19.

Чего таить, наши ученики быстрее принимали и осваивали все новое, нежели их учителя. И вот уже я проводила внеклассное мероприятие "Семья за компьютером", где дети учили своих родителей создавать web-странички. А, вскорости в конце учебного года стали проводиться "Парады творческих проектов", где учащиеся демонстрировали родителям, учителям, своим товарищам созданные мультимедийные проекты.

Мы видим и нас видят, мы ручкой и они нам тоже

В декабре 1999 года меня, как учителя-предметника, пригласили участвовать в первой видеоконференции, освещающей проблемы одаренных детей в школе. Пять педагогов собрались в вычислительном центре Омского государственного университета. Связь желала лучшего. Долго не могли подключиться. Сотрудники ОмГУ, время от времени забегая, интересовались: "Ну, как? Связь есть? Нет?" Все начали нервничать, время то идет. И вот удача! Мы на связи! У нас эйфория — мы увидели своих коллег они нас, мы помахали им руками в знак приветствия, они нам ответили. Радость. Мы тесным кольцом окружили компьютер. Но, если мы видели своих коллег, то не слышали их и наоборот. Так же и они нас. И все же рассмотреть их на экране, переброситься мнениями мы смогли. Время быстро истекло. Особого удовлетворения ни у кого не было. Всё же готовились. И тем не менее, видеоконференция состоялась. И теперь это — история! (А в апреле 2008 г. в рамках межрегиональной научно-практической конференции, работающей по теме "Использование ИКТ для методической поддержки и профессионального развития педагогов" в университетской аудитории, напичканной современным компьютерным оборудованием, проводилась видеоконференция с участием других городов: Томска, Новосибирска; северных и южных районных центров Омской области: Калачинска, Полтавки, Черлака, Муромцева. Учителя обсуждали работу виртуальных методических объединений педагогов, подводили итоги и намечали перспективы развития. Говорили о дистанционном повышении квалификации учителей и их профессиональном взаимодействии в сети Интернет. Слушая выступления, я поймала себя на мысли: ведь совсем недавно только информатик мог понять информатика. А сегодня учителя-предметники свободно владеют терминологией учителя информатика и с уверенностью применяют ИКТ на уроках. Этому свидетельствуют статьи, присланные педагогами на Интернет-конференцию, которая расположена на сайте Омского образовательного сервера http://omsk.edu.ru/_vmo/index.html)

Доброе слово "Педсовету по средам"

Поистине гениальному человеку пришла мысль создать электронный журнал "Педсовет по средам" для виртуального общения учителей. С ним мы познакомились почти с первых его выпусков. Словами Бернарда Шоу можно передать его значимость: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи". Сколько идей мы берем из одного только выпуска? Точно не одну! Это — собиратель интересных людей и рассадник идей. Сколько заинтересованных заходит в гости на страничку сайта "Школьного сектора" к Ефимычу (http://school-sector.relarn.ru/efim), если в начале 2008 г. только подписчиков более 11тысяч? А ведь начиная с 1998-99 уч. гг., я как сетевой координатор, экономя время на распечатку (тогда в нашей школе был только матричный принтер, а за время распечатки одного листа я могла обежать три раза вокруг школы J), пыталась вначале выбирать, как казалось мне, необходимое из педсоветовских страниц, но вскоре поняла, что учителям интересно всё и, не задумываясь о времени, распечатывала всё "заседание" и выкладывала в учительской.

Как забыть то время, когда, подхватив идеи воронежских Интернет-викторин, ДООГов, ДООБов, ДООАов и т.д., как затравленные, учителя и ученики уже не могли остановиться, а я просто захлебывалась от количества участвующих в одно и то же время команд. Как забыть то время, когда А.Ю. Марцун, учитель истории "попавший в зависимость" от "Педсовета", первый раз участвующий, руководил сразу тремя командами, которые и распредели призовые места между собой во Всероссийской воронежской Интернет-викторине по истории. Чтобы уложиться в сроки, вошедший в азарт учитель, звонил мне после 1 часа ночи, а почту я отправляла не раньше двух. До сегодняшнего дня Алексей Юрьевич участвует со своими учащимися в телекоммуникационных проектах и является самым результативным в нашей гимназии. Ему покорились и "воронежские интернет-викторины по обществоведению", и "дистанционно-эвристические олимпиады "философия — веселая наука"", и "обнинская конференция "Юность, Наука, Культура"", и другие проекты. Как не вспомнить "новоиспеченную" (в то время) методику работы в сетевых проектах Н. П. Бардаенко, учителя русского языка и литературы, когда к старшеклассникам в команду она "пристраивала" двух-трех пятиклашек, которые, пропитываясь духом команды, учась представлять себя виртуально, сегодня, успешно "обучают" таких же как они пять лет назад. А Наталья Павловна очень дорожит знакомством с Е.А. Яковлевой и участием в её проектах "Чудный мир тревог и битв", "Кто предупрежден, тот вооружен" и др.

От меня отдельное спасибо организаторам проектов "Конструируй, исследуй, оптимизируй" по экспериментальной математике и "Волшебная мышь" по компьютерному творчеству учащихся. Несколько "сезонов" мы вместе. Четкая организация от начала до "вручения" наград, всегда отличала их. Дети с большим удовольствием работают в проводимых ими проектах и, я уверена, часто посещают их странички.

Девизы "Педсовета" всегда "в десятку". "Если не мы выбираем дела, то дела выбирают нас" — один из них. И вот однажды одно из дел воронежцев выбрало И.С. Бакленеву, учителя английского языка, и ее учеников. В 2003-2004 гг. ИК технологии набирали скорость, но не хватало опыта у учителей, да еще постоянные проблемы со связью. Но желание показать себя, победить было превыше этого. И как-то раз мы с Ириной Сергеевной, отправив команду домой, засиделись в школе до полтретьего ночи, правя их презентацию и в очередной раз пытаясь отправить работу. За руководителем — команда. А как забыть то время, когда объединялись наши мужья за чашкой чая, ожидая своих, одурманенных работой, жён. Как забыть радостные лица своих детей, которые получали утвердительный ответ на свой вопрос: "Мам, ты сегодня дома?... Да-а-а!" Всё не пересказать. Но это была и есть бурная жизнь, полная нового, необузданного, красивого и желанного, которую мы выбираем сами.

А редакционной коллегии "Педсовета по средам" — Е. Н. Ястребцевой, А. В. Каленикову, Е. А. Яковлевой, А. Биненко, О. Латышеву, за их "РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА", "ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЙ СКЛЕРОЗНИК", "ПОПОДРОБНЕЕ, ПОЖАЛУЙСТА!", "ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ", "ЗАМЕЧАНИЯ В ДНЕВНИКЕ", "КОПИЛКУ ПРОБ И ОШИБОК", "НОВОСТИ ДЯДЮШКИ СКРУДЖА" И "ЛИНИЮ ОТРЕЗА" низкий поклон и наше уверенное: "Так держать дальше!"

Воронка Интела или толчок извне

Кто читает "Педсовет по средам", тот может прогнозировать свою работу уже по призывным лозунгам Е.Н. Ястребцевой. "Семь лет без права передышки" — зомбирующие на работу слова. А куда ж ты денешься после семи лет, тебя уже так затянуло… Не снимая "лямку" координатора, ты закидываешь на другое плечо "лямку" тьютора. Ты как бы раздвоился: с одной стороны учащиеся, а с ними сетевые проекты, викторины, ДООГи, дистобучение, форумы и чаты, а с другой — учителя предметники с их вздохами, ахами и УМП. Главное — успеть переключиться на ту сторону, которая в данный момент тобой интересуется и быть толерантным хоть с "большими", хоть с "маленькими". Но самое удивительное, что тебе это нравится. И как точно сказал великий физик Л. Ландау: "Главное, делайте всё с увлечением — это страшно украшает жизнь!". А ещё жизнь становится краше, когда тебя окружают талантливые люди! Как можно не вдохновиться на великие дела после лекций Дины Григорьевны Переверзевой. В августе 2002 г. были организованы курсы двух групп учителей информатиков (можно читать "координаторов сетевых проектов"), которые прошли программу проекта Интела "Обучение для будущего". Мне в очередной раз повезло, я попала в группу Дины Григорьевны. Я люблю учиться. Но учиться на одном дыхании с широко раскрытыми глазами с утра до вечера, в конвульсиях переждав ночь, утром, втиснувшись в маршрутку, ехать на другой конец города и ждать её занятий, которые для взрослого человека превращаются порой в сказку, могут понять только те, которым она передавала свои знания, которые с ней были знакомы. Я думаю, мои слова признательности этому Человеку — лишь звено той большой благодарности, которая и соединяет нас всех. Мы все в одной воронке, в одном круговороте. Но в августе 2003-го проведя дополнительную подготовку, "интеловская воронка" выпустила нас, как тьюторов программы "Обучения для будущего". И, только успев затарифицироваться, в конце октября мы погрузились на три года в неё ещё глубже, заташив с собой, таких же увлеченных, желающих нового и немедленно, учителей-предметников, которых, уже "обновленных", та же воронка выбрасывала через некоторое время для того, чтобы они затянули за собой следующих. Только со мной их погрузилась сотня из 16 школ, пятнадцать из которых были заместители директоров из 8 учебных заведений. Но то, что "ястребовский океан" с "мертвой" и "живой" (как в сказке) водой, думаю никто оспаривать не будет. Судите сами по откликам слушателей (я не думаю, что "мои" какие-то особенные. Хотя "мои" действительно особенные!)

"Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя" (А.Эйнштейн) рефлексия учителей после первого занятия курсов "Обучение для будущего"

"Об этой программе молва среди учителей появилась в последние полгода. С кем не говорили, обсуждая новости в мире педагогической науки, с восторгом отзывались об этом проекте. И мне очень захотелось попасть в мир современных педтехнологий, узнать что и как. И вот удача, в нашей школе была сформирована группа учителей для обучения по программе Интел. Записалась"; "первое впечатление за полчаса занятия: "Мама, я ничего не понимаю. Я этого никогда не пойму и не осилю". По окончании первого занятия пришли мысль: "Не все так сумрачно вблизи!"; "честно скажу — боюсь и не знаю получится у меня или из меня что-нибудь"; "чувствую себя пещерным человеком"; "компьютером не владею вообще. Я с ним на "Вы" и с большого расстояния. За два занятия почувствовала себя на несколько шагов ближе к цивилизации"; "начинаю использовать компьютер не только в качестве печатной машинки"; "захотелось выйти из "застоя" "расшевелить свои мозги"; "ориентируюсь с ошибками, долго набираю буквы, но думаю все получится"; "по крайней мере, ближе стану к ученикам и буду понимать их компьютерный сленг"; "испытываю чувство зависти по отношению к школьникам, которые уверенно говорят что-то о "сайте", "завис в чате", "вирус-антивирус" и т.д. Зависть — не белого цвета…"; "расплывчатое представление о проектном методе. Не знаю компьютера вообще. Но страха нет, так как прекрасно понимаю, что это мне нужно и я должна все изучить".

А вот записки из дневника Грязновой Галины Генриховны, заместителя директора и учителя французского языка гимназии №43:

Первое занятие

Дата: 26 января 2004 года
Место: МОУ "ГИМНАЗИЯ № 43", кабинет информатики
ФИО тьютора и наставника: Буданцева Н.Н.

Мои мысли:

  • как я далека от технического прогресса
  • никогда в жизни я не освою то, что называется компьютером
  • люди, делающие такие проекты - гении

В процессе работы:

Медленно, неуклюже, претерпевая унижение и насмешки со стороны информационно образованных родственников (мужа, дочерей) я начала работу

Мои мысли

  • у меня пока не получается, но упрямая;
  • я вытерплю все, но достигну цели.

Последнее занятие:

Дата: 13 марта 2004г.
Место: то же
Тьютор: тот же

Я: другая

  • я "заболела" компьютером;
  • я многому научилась;
  • я сделала проект;
  • я доказала себе, что при желании можно достичь всего, чего захочешь.

Как Intelовец – Intelовцу:

  • у тебя гораздо больше способностей, чем ты думаешь;
  • не бойся нового, непонятного;
  • преодолей барьер страха перед неизвестным;
  • не ленись.

"Учитель должен выбирать себе большие цели, которые сделают его оптимистом, ищущим, романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное" (Ш. А. Амонашвили)

рефлексия учителей по завершению курсов

"Если еще вчера, компьютер был для меня мебелью, то сегодня я его воспринимаю, если не путеводной звездой, то "нитью Ариадны!" Учиться и учить – тяжело и интересно! Курсы дали большой толчок для улучшения и обновления моей педагогической деятельности!" (Ю.И. Кох, учитель ИЗО, шк.№72, методическая разработка проекта "Графические серии" вошла, как лучшая, в сборник “Применение современных информационных технологий в образовании” управления образования администрации г. Омска)

"Во время курсов мне удалось систематизировать на компьютере, накопленный за много лет материал и описать свой творческий опыт учителя ИЗО. Благодарю за очень хорошо составленный учебник и диск для обучения" (В.П. Лисиченко, учитель ИЗО, шк.№73, с успехом проводит мастер-классы, применяя ИКТ).

"По окончании курсов поняла, что возможности человека не имеют предела. Поверила в себя, в свои силы!" (Н.В.Воронцова, учитель физики, шк.№103).

" "Не спи сам и не давай спать другим!" — девиз нашего тьютора. Вот и разбудила от спячки наше учительское сообщество. В частности меня. Теперь я вскакиваю по ночам и записываю разные пришедшие мне во время сна идеи по созданию различных проектов. Жить стало интересней. Какой-то творческий чертенок проснулся во мне. … Идеи приходят даже посреди урока…" (И.С. Бакленева, учитель английского языка, гимн. №43, стала результативным фанатом телекоммуникационных проектов).

"Теперь, по истечении двух месяцев, могу уверенно сказать, что, пусть я не хакер, но уже и не лузер". А ведь хотелось махнуть рукой и все бросить, но было жаль времени и немного стыдно. Не хотелось подводить тьютора. Знаете ли, в 30 лет впервые самостоятельно включать и выключать компьютер – это тоже наука! Теперь не стыдно купить его домой, т.к. всегда считала, что компьютер нужен в первую очередь для работы. Да и среди учеников не буду выглядеть "вчерашним днем", а ведь это приятно – ощущать себя шагающим в ногу со временем и быть хотя бы на пол шага впереди некоторых коллег…" (В.Н. Корнеева, учитель математики, шк.142)

"Сама проектная технология в компьютерном варианте с выходом в Интернет – отличная идея!!! Нам все это пригодиться в профессиональной деятельности. Даст возможность продолжить образование, заняться наукой" (О.В. Дудко, Н.Ю.Бердышева, учителя нач.кл., шк.№31, заняли призовое место на городском семинаре, представив исследовательский проект по теме "Значение насекомых в природе и жизни человека").

"Курсы великолепные! Атмосфера творческая! Получили много новых знаний и мощный импульс к работе. Задыхаюсь без компьютеров в кабинете биологии" (С.Е. Сербина, зам. директора по УВР шк. №40, учитель биологии, представила на городском итоговом семинаре исследовательский проект "Большая роль маленького мира" и получила специальный приз жюри).

"Замечательные курсы, шагающие в ногу со временем, дают возможность повышать свою профессиональную компетентность, проявлять свое творческое начало, быть интересным и неординарным" (М.М. Кеерд, педагог-психолог гимн. №43)

"Творческая атмосфера коллектива, высокий эмоциональный подъем тьютора, сделали свое дело. Не секрет, знания, полученные при положительных эмоциях, всегда продуктивны. Закончила курсы с чувством глубокого удовлетворения. Могу теперь точно сказать: "После 40 — работа только начинается"" (А.Г. Попова, учитель биологии шк.№142, руководит окружным методическим объединением учителей, пропагандируя проектную методику, с уверенностью использует ИКТ в работе).

"Эти курсы дали мне возможность овладеть способами работы за "машиной, до недавнего времени мне неведомой. Теперь имею представление о многочисленных возможностях различных программ, о создание и проведение метода проектов, о том как "выйти" в Интернет и иметь связь с целым миром. Самое главное, что эти знания и умения повышают мой профессиональный уровень, рост моего педагогического мастерства – что для меня всегда очень важно" (Т.В. Гречко, О.Ю. Думчева, учителя ИЗО шк.№39, аудитория аплодировала представленному ими на городском итоговом семинаре проекту по теме "Виды графики").

"Учитель перестает быть учителем, если он не стремится к освоению новых педагогических технологий, которые помогут ученику адаптироваться в современном мире. Мы благодарны организаторам программы Intel за предоставленную возможность повысить свою квалификацию в области компьютерных технологий. Программа "Обучение для будущего" послужила толчком для проведения в школе № 73 проектной недели среди учащихся 8-11 классов. Более 25 проектов было представлено на защиту, из них 8 проектов заявленных на городскую научно-практическую конференцию получили высшую оценку" (Л.Г.Ткачева, зам. директора по УВР и И.В. Саган, социальный педагог, шк. № 73)

"...Вот это — истинная педагогика сотрудничества! Программа "Обучение для будущего", на мой взгляд, открывает путь новой педагогике, где учитель и ученик не в дидактических теориях, а в реальной действительности становятся равноправными субъектами образовательного процесса и оба получают удовольствие от творчества" (Т.Л. Ржаницына, зам. директора по УВР шк.№31).

Как говорится: "Комментарии излишне".

Как стать увиденным, услышанным, успешным?

А мне не забыть свою победу в конкурсе “Алхимия проекта”, объявленного для тьюторов-методистов программы "Обучение для будущего" на лучшую методическую разработку тренинга по основным педагогическим аспектам программы. Я взялась за эту работу с единственной целью — встретится с единомышленниками, которыми я восхищалась, которые были так близки мне по духу и которые виртуально стали для меня родными людьми. "Закопавшись" в литературе по проведению тренингов, в консультациях педагодов-психологов, я написала тренинг "Как быть увиденным, услышанным, успешным", рассчитанный по условиям на 40 минут, 15 человек и компьютерный вариант. Тренинг был выбран экспертами для проведения на секции "Школьного сектора" XI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей "РЕЛАРН-2004". Моему ликованию не было предела. "Путешествие" на трехпалубном теплоходе "Михаил Фрунзе" по маршруту Самара-Волгоград-Астрахань останется в моей памяти, как яркое, насыщенное положительной энергией, воспоминание. Я первый раз в жизни проводила тренинг и сразу на аудитории высокого ранга. Не скрою, тряслась внутри, как липка. Более двух часов, более 40 человек и "безмашинный вариант" — я думаю мою "трясучку" поймут коллеги. (Это потом, по приезду с конференции тренинги с учителями-предметниками шли один за другим. И я проводила их, совместно с Надеждой Маркер, учителем информатики школы №99, с полной уверенностью). "Реларн-2004" запомнится мне навсегда, как встреча с проффесионалами и замечательными людьми такими как: Е.Н. Ястребцевой и Е.А. Яковлевой (г. Москва), Н.Н. Скосыревым (г. Ростов-на-Дону), А.В. Могилевым (г. Воронеж), Л.А. Серых (г. Самара), В.М. Зайчиковым (г. Рязань), О.Ю. Латышевым-Майский(г.Москва), А.Н. Сергеевым (г. Волгоград), Н.В. Шпарута (г. Екатеринбург), О.А. Ивашовой и О.Н.Шиловой (г. Санкт-Петербург), и др.

"Мы закипаем при разных температурах" (Эмерсон Р.У)

На 1 сентября 2007 г. все 174 школы г. Омска компьютеризированы и имеют высокоскоростной Интернет. В рамках областной экспериментальной площадки "Формирование и развитие единого информационного пространства в условиях крупного города" работают 54 координатора. Это значит, что официально в пятидесяти четырёх школах координируется работа учителей-предметников и их учеников в различных сетевых инициативах. А ещё двадцать школ города в течение 2007-2008 учебного года активно подключились к Интернет-работе, выбрав для себя работающего на общественных началах координатора. Школьные учителя и учащиеся не только активно участвуют, но и сами активно заявляют телекоммуникационные проекты. Так, по данным департамента образования г. Омска, в 2005-2006 уч.г. проведено 19 проектов, в 2006-2007 уч.г — 77, а в 2007-2008 уч.г. — 80. Причем более 30% из них всероссийского уровня. Действующая до сих пор программа "Обучения для будущего" приобрела особый размах. К середине 2008 года по ней обучились более 5000 учителей-предметников г. Омска и Омской области. Из них только за 2007-08 учебный год более 120 учителей из 11 районных центров Омской области.

Значит, есть еще силы! Значит, всё больше голосов подхватывают песню, сочиненную информатиками города Омска:

Мы в Интернет выходим, как в океан безбрежный.
Секреты мирозданья постичь стремится мысль.
Раздвинуты пределы, и мир уже не прежний,
И в Интернет-сообществе кипит и бьётся жизнь.

Нас виртуальность, право, нисколько не пугает,
Она для нас источник проектов и идей.
И новая реальность нас только окрыляет —
К тому, о чём мечталось, мы движемся смелей.

"Человеку нужен человек" (из фильма Тарковского "Солярис")

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь, которую человек имеет в жизни, — это роскошь человеческого общения". Образовательный Интернет дарит нам такую радость и массу позитивных впечатлений, теплых встреч, настоящее творческое вдохновение. Я имела честь познакомиться с лучшими педагогами страны, увлеченными своей работой, неординарными и талантливыми. И пусть мы улыбаемся друг другу смайликами, но дружескую поддержку чувствуем всегда. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: