Письмо в Школьный сектор

О проекте "Путешествие в страну "Инженерия" - 2008" рассказывает учитель черчения МОУ "СОШ №99 с углубленным изучением отдельных предметов" города Омска Мильденбергер А.П.

С целью формирования познавательной активности учащихся к изучению черчения и использования дополнительных возможностей приобретения новых знаний по предмету, а также приобщения школьников к графической культуре, в 2008 году я разработала и провела телекоммуникационный проект "Путешествие в страну "Инженерия"-2008", который является продолжением проекта по черчению, проведённого в 2007 году.

Проект направлен на расширение знаний политехнических дисциплин, предназначен для развития творческих способнстей учащихся, повышения интереса к изучению черчения, развития пространственного воображения учащихся, их образного мышления, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность и работу в коллективе, на адаптацию выпускников к изменяющимся социальным условиям. Он состоит из шести этапов. Каждый этап проекта имеет название, определены задачи, разработаны критерии оценки и предполагаемый результат выполненной работы.

Начало работы проекта – это регистрация участников (команды учащихся 9-10 классов из пяти человек). На следующем этапе, "Чертёжные инструменты и принадлежности", командам предложен кроссворд и исследовательская поисковая работа по теме "Из истории чертёжных инструментов и принадлежностей". Эта работа является подготовительным этапом к творческой деятельности участников проекта. Результаты поисковой работы были неожиданными. Участники проекта собрали богатейший материал по теме. Публикации с поисковым материалом размещены в "Методической копилке" на сайте проекта. И теперь всем этим собранным по указанной теме информационным материалом могут воспользоваться не только учащиеся, но и учителя, особенно начинающие.

Нашему обществу нужны не просто грамотные работники - исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Нередко считается, что творчество – это дар избранных. Это не так. Творчество многообразно, но виды его во многом связаны (техническое творчество, архитектура, дизайн, изобразительное творчество и т. д.). Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, и прежде всего чертежи, поэтому, изучая черчение, человек формирует свои творческие качества. В курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности. Поэтому главной задачей сетевых проектов по черчению я ставлю развитие творческих способностей учащихся, их пространственного воображения и образного мышления. Так как в основе творческой графической деятельности школьников лежит поиск решения задачи и графическое отображение полученного результата, основными этапами проекта являются 3-ий и 4-ый этапы проекта, содержание работы которых направлено на развитие графического и технического детского творчества.

3 этап - "Начало обучения творчеству" содержит четыре пропедевтических задачи, развивающих общую готовность учащихся к выполнению работ с техническим содержанием. Задача этого этапа – учить учащихся самостоятельности приобретения знаний и умений при выполнении графических заданий. Решение данных задач является подготовительным этапом для выполнения самой творческой работы, содержащейся на четвёртом творческом этапе проекта.

Задание четвёртого этапа проекта заключалось в следующем: командам необходимо было разработать объёмную архитектурную композицию из геометрических тел по её главному виду (комплексный чертёж, аксонометрию, макет). Выполняя работу этого этапа, участникам проекта востребовались знания машиностроительного и строительного черчения, изобразительного искусства и геометрии, а также навыки моделирования и конструирования из бумаги. При подведении итогов работы творческого этапа, возникла необходимость в проведении дополнительного конкурса получившихся макетов, где победителей выбирали участники проекта. Определились I, II и III места в этом конкурсе. Командам высланы виртуальные благодарности за призовые места в конкурсе макетов. По результатам работ на творческом этапе оформлена виртуальная выставка, которая размещена на сайте проекта.

Завершающим этапом проекта "Путешествие в страну "Инженерия" - 2008" стала олимпиада по черчению. Цель этого этапа заключалась в использовании дополнительных возможностей приобретения новых знаний и графических умений по предмету, в подготовке к городскому конкурсу по черчению и подготовке девятиклассников к экзамену. Командам-участницам необходимо было решить четыре олимпиадных графических задачи. При подведении итогов олимпиады, дан подробный анализ решения задач и допущенных в них ошибок.

Из анализа проведённых в 2008 году сетевого проекта по черчению и городского конкурса "Юный график", следует вывод, что для участников конкурса проект стал подготовительным этапом, так как, половина участников проекта (25 из 52 омских школьников) приняли участие в этом конкурсе, а третья часть из них (8 учащихся) стали призёрами.

Вот некоторые отзывы участников проекта "Путешествие в страну "Инженерия" - 2008" и их руководителей: "Интересно. Жаль, что все так быстро закончилось" - от учеников МОУ СОШ № 92 г. Омска.

От руководителя команды "Циркуль" МОУ СОШ №92 г. Омска: "Телекоммуникационный проект "Путешествие в страну "Инженерия-2008"очень хорош тем, что дал возможность подготовиться учащимся к последующему городскому конкурсу по черчению "Юный график". Ребята работали с удовольствием".

От лица команды "Штрих" МОУ СОШ 83: "Хочется выразить благодарность организатору телекоммуникационного проекта "Путешествие в страну Инженерия-2008" Мильденбергер А.П., а также сетевому координатору Маркер Н.Ю. за предоставленную возможность ещё раз окунуться в мир чертежей и инженерной мысли. Считаем, что подобные проекты развивают не только творческие, интеллектуальные, но и коммуникативные способности детей: умение работать в коллективе, нести ответственность за свой вклад в работу всей команды. Дальнейших вам творческих успехов". Руководитель команды: Курьякова Н.В., сетевой координатор: Гайдуцкая Т.И. Участники команды: Сафарян А., Буякова Е., Понятова А., Андросенко А., Донец Д..

Команды, занявшие 1-3 места награждены грамотами, а каждая команда - участник проекта получила виртуальный сертификат.

Надеюсь, что, участвуя в проекте, все его участники приобрели новые знания, умения и навыки, не предусмотренные школьной программой. Все это обязательно пригодится им в дальнейшей их учебе и при выборе будущей профессии. Я считаю, что участвуя в проекте, каждый его участник смог подняться на новую вершину своего творческого мастерства. Все материалы проекта выложены на Омском образовательном Сервере. в начало

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдет?
В чем ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчет?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).

Документ обновлен: