ThinkQuest
Опыт судейства Think Quest 99

Наш добрый помощник Николай Ильин ilyin@iszf.irk.ru стал судьeй THINKQUEST, честно отработал 3 недели, и остался очень доволен уровнем просмотренных работ. Теперь у нас есть свой консультант для будущих участников конкурса! (Татьяна Пирог, г.Иркутск)

Борис Ярмахов (шк. 186 Н. Новгород biarm@sch186.sci-nnov.ru):
   С новым учебным годом! Для меня он, помимо обычных школьных дел, оказался окрашенным в яркие краски Thinkquest`a, в судействе которого я сейчас работаю. Поэтому, пользуясь случаем, выражаю вам свою глубокую благодарность. Ведь именно "Педсовет по средам" позволил мне, как и многим другим подписчикам, узнать об этой замечательной программе и быть в курсе происходящих в ней событий. Как я все более убеждаюсь, судейство позволяет достаточно глубоко вникнуть в "кухню" конкурса, понять его ценности, цели.
   Работы, которые я сейчас оцениваю, достаточно неоднородны. Где-то очень высокая информационная насыщенность, а в другом случае акцент делается на активное вовлечение вьюера в предлагаемую проблематику, где-то идея сайта "тащит" за собой его конкретное наполнение, а где-то замысел едва-едва прослеживается.
   В любом случае я как учитель узнаю для себя очень много нового. Было бы очень интересно обсудить полученный опыт как с другими судьями, так и со всеми заинтересованными.

Андрей Калеников (Москва, веб-мастер сайта "Школьный сектор"):
   Вот уже подходит к завершению первый этап оценивания работ международного конкурса ThinkQuest 99. Некоторыми судьями были и наши соотечественники, в том числе и я. Поэтому хочется поделиться некоторыми своими впечатлениями.
   Во-первых, поражает организация всего и вся. Я молчу про условия, критерии оценки и т.п. - конкурсу не первый год, поэтому было бы удивительным не иметь все этого в четко сформулированном виде. Меня поразила отзывчивость и благожелательность организаторов конкурса, как на этапе подбора судей, так и потом. А у меня, работавшего в этом проекте первый раз, было немало всяких вопросов и вопросиков, на которые я всегда получал ответы максимально быстро, учитывая разницу во времени. Конечно, можно предположить, что этот только я был такой любитель вопросов и отвечать мне не было затруднительно?..
   Теперь о работах. В конечном итоге мне пришлось просмотреть 15 работ в категории "Спорт и здоровье". Работы были весьма не однородными и по содержанию, и по оформлению. Первая пара работ даже испугала меня - они оказались такими большими и серьезными (предварительно просматривая CD- ROM с прошлогодними квестами у меня сложилось впечатление, что страницы не очень большие по объему), что на их изучение ушло несколько дней. Я даже стал беспокоиться, хватит ли мне времени на оценивание - ведь надо еще и своей основной работой заниматься. Но дальше все уладилось, появились и малые по габаритам работы, и откровенно слабые по содержанию. Хотя, конечно, это не с лучшей стороны характеризует авторов.
   Как вы, наверное, знаете большое внимание в ThinkQuest'е уделяется сотрудничеству ребят из разных учебных заведений, и тем более разных стран мира. Поэтому большинство работ создавалось командами, состоящими из совершенно разных ребят: США и Австралия; Гонконг, Англия и США; Канада и Дания; США и Сингапур; и даже странное сочетание - Китай и Гонконг (вот что значит быть 99 лет почти разными государствами). Особенно поразило значительное количество работ участников из таких стран как Китай, Сингапур, Чили, Польша. И несомненно приятным было увидеть в списке для оценивания работу наших соотечественников - любителей горного туризма из Челябинска.
   В своей практике мне приходилось чаще иметь дело с мальчиками, а тут практически во всех командах были девочки. И что примечательно, девочки занимались сбором материалов, написанием статей, т.е. решали содержательные задачи. Ну, а мальчишкам покорялись технологии: HTML, Java, обработка графики и т.п. Возраст участников колебался от 12 до 19 лет. Совершенно разными были и школы, в которых обучались участники конкурса: от зажиточных учреждений, где на 500 учащихся было до 100 компьютеров, подключенных к Интернет по цифровым каналам; до почти российских, где на 1000 школьников приходилась дюжина машин с модемным подключением. Да и компьютеры в школах попадались подчас уровня 486 (!), о чем дети совершенно не жалели, т.е. не ссылались на слабые машины, оправдывая какие-то недочеты в работе.
   Так что зависимость между качеством оснащения техникой и качеством представленных работ далеко не так прямолинейна, как могут представить большинство наших коллег. Мощные машины порождают стремление некоторых участников сосредоточиться на технических аспектах, очень многие злоупотребляли Jav'ой, совершенно не уместной в ряде случаев, а содержание отходит на второй плат. Это самый большой минус в работе. ИМХО, многие участники забывали, что они делают. А делали они - квест. Т.е. некоторое приключение, пройдя которое посетитель страницы не только получит новую информацию, но и проникнется ею, заинтересуется, попытается найти ей применение в своей жизни. Поэтому в работах должна быть некая оригинальность, какая-то изюминка: иногда этому способствовала сама тема, иногда это было по настоящему стильное графическое решение, иногда исчерпывающий охват проблемы, иногда какие-то интерактивные элементы. Интерактивность очень важный элемент квеста. Я считаю банальностью всякие гостевые книги и форумы, указание e-mail'а стало просто обязательным. Это не та интерактивность, которая нужна квесту. В этом плане лучше смотрятся работы, где получение знаний и их проверка тесно взаимосвязаны и обличены в игровую, соревновательную форму. В просмотренных мною работах это были кроссворд в "Пересадке органов", "карабканье на скалу" в "Путешествии по Мамчинскому горному узлу" и с некоторым натягом всякие puzzl'ы. Первый этап судейства официально заканчивается 7-го сентября, и тогда я приведу ID номера и адреса страниц, которые можно посмотреть в плане изучения опыта.
   В заключение хочется отметить, что наибольшую трудность у конкурсантов вызывали языковые проблемы и разница в часовых поясах. Очень многие упоминали, что чем дальше развивалась работа, тем меньше хватало возможностей обычной почты и им хотелось общаться в реальном времени посредством ICQ или чатов (а это нелегко сделать, когда у тебя день, а у партнера - ночь). Да и от избытка свободного времени ребята не страдали: занимались и в различных кружках, секциях, каких-то школьных сообществах или общественных организациях- В любом случае, большинство участников посчитали эту работу весьма полезной для себя. Надеюсь, что в следующем году участников из России будет побольше.

Сайт конкурса ThinkQuest
Мы в ThinkQuest'е заявились
С темой занимательной,
В результате появился
Сайт образовательный