Елена Шимутина - руководитель медиацентра (Центра Информационных Ресурсов) школы 548 г. Москвы переслала в Педсовет по средам статью Татьяны Зубаревой с рассказом о нем, module@aha.ru:

"Совсем недавно в Образовательном Центре "Царицыно" открылся Центр Информационных Ресурсов. От идеи образования Центра Информационных Ресурсов (далее ЦИР) до его реального воплощения мы прошли долгий путь. Вернее, мы только в самом его начале.

Цель нашего Центра - привить детям культуру общения с различными информационными носителями. Поэтому ЦИР включает в себя не только традиционную библиотеку, которая за очень короткий срок изменилась, приобретя обширный список художественной литературы и самых новейших изданий в различных областях знаний, но и читальный зал, оборудованный компьютерами с доступом в Интернет. В нашу Медиатеку входят более 50 наименований лицензионной CD-продукции, а также собрание информации на электронных носителях. Весь свой информационный арсенал мы активно пополняем, делая разумный выбор среди огромного количества современной книжной и CD-продукции.

Одна из задач ЦИРа - предоставить ученикам и сотрудникам школы возможность найти максимально полную информацию по интересующему вопросу, используя все возможные источники. Если говорить об учениках, то это не только значительно расширяет их информационное поле, но и одновременно учит общаться с различными способами поиска информации, современными компьютерными технологиями. А самое главное, что составив "полную" картину по интересующему вопросу, дети учатся выбирать из многочисленных мнений то, которое ближе им, а в идеале - формировать свою точку зрения.

В нашем конференц-зале проходят презентации различных образовательных проектов: медиа-уроков, семинаров.

Идея реализация подобного проекта требует достаточного количества времени у учащихся (изменение учебного плана), заинтересованности со стороны преподавательского состава.

Одно из условий реализации ЦИРа - создание коллектива единомышленников. Идея способна развиваться и реализовываться только тогда, когда она живет в разумной творческой атмосфере. Все, кто работает здесь объединены общей целью - привить ученику культуру общения с информацией и умение формировать свою точку зрения.

Мы находимся только в самом начале нашего пути. Среди того, что мы хотим сделать - гораздо больше того, что мы уже достигли. Нам необходимы средства для проведения презентаций (оверхед, экран, телевизор, видеомагнитофон, видеомагнитофон, аудиомагнитофон). Также желательна интеграция библиотеки и ЦИР (переход на электронные каталоги). Также в ЦИР следует включить видео- и аудиоресурсы. Мы планируем создать каталог обучающих программ и ссылок на сайты по образовательной тематике для работы учеников - в виде локального www-сайта или базы данных. Каталога учителей - база данных с широкими возможностями поиска (по ключевым словам, теме или предмету).

Теперь - о самом основном: как существует наш ЦИР в реальном пространстве образовательного процесса.

Центр Образования "Царицыно" следует принципам развивающего обучения. Наша образовательная концепция предоставляет ребенку возможность реализовать свой индивидуальный проект. Пока практику проектной деятельности мы начали с 6-м классом.

О чем идет речь? Каждый ученик по интересующему его вопросу выбирает тему, формулирует ее название с учителем-предметником и консультантами. Осуществив свой выбор, он начинает составлять информационное поле вокруг своей проблемы. Участник проекта приобретает не только навыки самостоятельного поиска, но и умение компиляции собранных фрагментов информации в единую систему, которая подчиняется его авторской логике. Собрав необходимый материал, ученик думает над формой реализации проекта: это может быть реферат, статья, рекламный ролик, театральная сценка - все зависит от творческого потенциала автора проекта. Среди тем, на которые пал выбор наших шестиклассников - "Как рождаются и умирают слова", "Существует ли всеобщий язык землян", "Тайна происхождения древних систем счета: путешествие во времени", "Таинственные числа", "Мифы о животных в легендах древних цивилизаций", "Образ царя в представлениях народа Государства российского", "Пирамида как универсальный символ мироздания", "Самураи Японии". Здесь приведен не полный список Но даже исходя из этого, вы видите, что представлен широкий спектр предметных областей знания. Для нас главным оказывается то, что многие из выбранных тем носят междисциплинарный характер. Это отвечает одной из цели ЦИРа - научить ребенка ориентироваться в едином информационном пространстве, сформировать единую картину по интересующему вопросу - выйти на более серьезный исследовательский уровень.

Большую часть класса увлек процесс создания своего проекта: детям интересно то, что они находят, то, как они находят и то, во что выливается их информационный поиск. У нас уже состоялась первая конференция под символическим название "Необитаемый остров: первые шаги", на которой все участники индивидуальных творческих проектов анализировали начало своего индивидуального проекта, обсуждали наши достижения, признавались в трудностях. Мы планируем провести еще две конференции. На первой из них - "Остров Робинзона и Пятницы" - мы обсудим то, как каждый из авторов индивидуальных проектов прошел половину своего творческого пути, насколько профессионально он подходил к выбору информации, насколько требователен был к себе и к своей теме во время "информационного поиска". И наконец, на последнем этапе - "Остров имени Меня" - мы станем свидетелями представления живого и полнокровного проекта. Многие из наших учеников хотят участвовать в районных и городских конкурсах со своими проектами.

Практика индивидуальных проектов, как мы ее для себя представляем, должна привить ребенку не только культуру общения с различными информационными комплексами, но и умение анализировать свой путь в потоке информации, учить находить себя в огромном информационном пространстве".

Татьяна Сенцова - учитель средней общеобразовательной школы 1119 г. Москвы делится опытом использования компьютера на уроках русского языка в условиях уровневой дифференциации обучения http://ito.bitpro.ru/1999/index.html:

"Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

Начиная с 1997 г., в школе 1119 проводится эксперимент по применению новых информационных технологий в условиях уровневой дифференциации обучения. Проводится мастер-класс, где учителя предметники делятся опытом по использованию новых информационных технологий на своих уроках. Открыт мультимедийный класс, который доступен для проведения уроков всем учителям школы. Использование компьютера на уроках русского языка в данных условиях помогает учителю решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала. Для проведения эксперимента использовалась автоматизированная система обучения и контроля знаний по русскому языку (Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции Информационные технологии в образовании ( ИТО-97/98 www.BITpro.ru), которая позволяет провести зачет, тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количества, сформировать индивидуальный план занятий. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения. Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах".

Что у Клавы получилось?
Что у Вани не пройдёт?
В чём ошиблись, оступились?
Где успехи, где просчёт?

Этот раздел об опыте школ по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам в проведении сетевой работы на сегодняшнем этапе: вопросам организации, распределения обязанностей, взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, администрации, родителей).