Муниципальную гимназию 10 г. Новосибирска представляют Наталья Ярославцева - директор гимназии, преподаватель истории и философии, Алла Сваровская - заведующая кафедрой информатики, преподаватель информатики.

Тел.: (383-2) 100-190.
Факс: (383-2) 100-969.
E-mail: alla@sch10.nsu.ru.

Новые информационные технологии и повышение квалификации преподавателей.

В настоящее время широко обсуждаются проблемы использования новых информационных технологий (НИТ) для решения задач повышения квалификации педагога. Не столь далеко то время, когда в условиях высокой концентрации управления информационные потоки в обществе контролировались "сверху". Все решения о содержании учебных предметов, составе учебных материалов и методах обучения принимались сравнительно небольшой группой экспертов. На наш взгляд модель "индустриального образования", еще достаточно распространенная в российских школах, противоречит задачам системы образования, ориентированной на жителей информационного общества.

Задача обучения и воспитания активной и самостоятельной творческой личности, действующей в условиях избытка информации, требует не только другой позиции педагога, но и другого педагога. Для этого необходимо создать информационно-образовательное пространство, где все цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретной школы. В мире "избытка информации" наши учителя и ученики имеют под рукой неисчерпаемые информационные-методические ресурсы, представляющие новый спектр инструментов и средств для совместной работы педагогов и учащихся. Однако недостаточно передать учителям ответственность за результаты учебного процесса. Они должны получить средства решения соответствующих педагогических задач. В качестве таких средств выступают современные компьютеры и компьютерные коммуникации, радикально изменяющие:

  • технологию информационно-методического обеспечения,
  • технологию обработки данных учебно-воспитательного процесса.
Чтобы новая методология и ее возможности стали доступными и понятными большинству учителей, необходимо обучать преподавателей самостоятельному использованию НИТ.

В гимназии для этого создаются соответствующие условия, способствующие профессиональному росту сотрудников. Одно из условий - наличие современной техники и возможность работы с мультимедиа программным обеспечением, а также возможность работы в сети Интернет. За период 1995-1999 годы в гимназии изменилось количественное и качественное обеспечение учебного процесса современной техникой. В настоящее время в гимназии работает три компьютерных класса, объединенных в локальную вычислительную сеть. С каждого рабочего места имеется онлайновый выход в сеть Интернет. За этот же период на кафедре информатики изменился количественный и качественный состав преподавательского состава. На начало 1995-96 учебного года на кафедре работало пять преподавателей, из них один с высшей категорией, двое с первой. В настоящее время на кафедре работает семь преподавателей, из них трое имеют высшую категорию и трое - первую.

В гимназии ведется активная работа по обучению преподавателей других кафедр использованию НИТ в своей профессиональной деятельности. Только за последние два года успешную аттестацию на высшую категорию прошли преподаватели истории (1), английского языка (2), словесности (2), начальных классов (2), информатики (2), работы которых основаны на использовании возможностей НИТ. Преподаватели истории, английского языка, словесности, информатики вместе со своими учениками принимают активное участие в различных телекоммуникацмионных олимпиадах и проектах, как российских, так и международных. Это приносит свои плоды не только в исследовательской работе учащихся и учителей, но и признание этих достижений как в нашем городе и в стране в целом.

Как свидетельствует наш опыт и опыт других школ России, результаты оказываются наиболее впечатляющими, когда НИТ поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений (работа в группах сотрудничества, проектная работа, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.п.). Эти "множественные" нововведения дают существенно более заметный эффект, в том числе и в процесс повышения квалификации преподавателей гимназии. В нашем педагогическом коллективе происходит перераспределение ролей, а соответствующие технические средства и педагогические техники становятся привычными на пути множественных нововведений. Изменяется учебная среда, которая позволяет педагогическому коллективу ощущать себя живущему в условиях "информационного общества".

Наши достижения связаны не столько с использованием той или иной информационной технологии или педагогической техники, сколько с тем, что все участники образовательного процесса (учителя и учащиеся вместе с родителями) фактически сами заново пересоздают свою гимназию. Роль компьютерной коммуникации как интегрирующего средства, обеспечивающего реализацию этого процесса, оценивается участниками достаточно высоко.

Кафедру информатики гимназии 10 г. Новосибирска представляет Алла Сваровская - зав.кафедрой:

Общая информация.

Кафедра Информатики была образована в сентябре 1995 года с целью обучения гимназистов работе с современными компьютерными системами. В течение учебного года проходят обучение более 1000 детей со второго по одиннадцатый класс.

Учебные занятия, факультативы, спецкурсы:

  • преподавание курса информатики со 2 по 11 класс;
  • программирование на языке Паскаль;
  • программирование на языке Си;
  • программирование на языке Ассемблер;
  • введение в программирование на Java;
  • программирование в среде Delphi;
  • "Дизайн и компьютер";
  • делопроизводство на ПК;
  • мультимедийное конструирование;
  • русский язык на ПК;
  • работа с ресурсами сети Internet;
  • создание WEB страниц;
  • практическое введение в Internet;
  • бухгалтерский учет на ПК.
Олимпиады:
  • проведение олимпиад по программированию для учащихся 8-11 классов;
  • участие в районных, городских. Областных, международных олимпиадах по программированию;
  • участие в районной олимпиаде по Малой информатике для учащихся 3-7 классов;
  • участие в телекоммуникационных олимпиадах (викторинах) по:
    • информатике;
    • русскому языку и литературе;
    • истории и праву;
    • биологии;
    • физике;
    • географии;
    • моделированию экономики и менеджменту;
  • участие в Соровских сетевых гуманитарных олимпиадах по:
    • экологии;
    • истории;
    • русскому языку;
    • литературе.
  • участие в районных, городских научно-практических конференциях учащихся.
Участие в конференциях:
  • международные конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" (ИТО-96, ИТО-97, ИТО-98, ИТО-99), г. Москва, 1996, 1997, 1998 гг.;
  • международная научно-методическая конференция "Новые информационные технологии в университетском образовании", г. Новосибирск, март, 1996, 1998 гг.;
  • VII, VIII, IX международные конференции "Использование новых технологий в образовании", г. Троицк, Московская область, июнь, 1996, 1997, 1998 гг.;
  • II международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", г. Москва, июль, 1996 год.
Компьютерные сети и телекоммуникации.

Гимназия с октября 1995 года через коммуникационный узел связи Новосибирского государственного университета подключена к сети INTERNET в режиме электронной почты.

Локальные сети. С января 1996 года в гимназии начала работать и развивается по настоящее время локальная вычислительная сетьь (ЛВС). Нам ЛВС позволяет эффективнее использовать общие ресурсы, а также предоставляет возможность выхода в сеть INTERNET с каждого рабочего места.

Глобальные сети. С ноября 1997 года имеет доступ к WWW-серверам Сети через научно-образовательную сеть г. Новосибирска. Для работы в сети создан Интернет-класс. В октябре 1997 года в сети INTERNET появилась домашняя страница нашей гимназии.

Участие в программе информатизации народного образования Новосибирской области, которая включает:

  • создание научно-образовательной сети, в которую будет входить Главное управление образования, а также городское и районные управления;
  • формирование компьютерной подсети управления образованием в г. Новосибирске и области;
  • подключение к сети школ;
  • создание локальных сетей, объединяющих рабочие места административных структур и установка локальных сетей в школах;
  • создание банка данных программного и методического обеспечения, используемого в сфере народного образования;
  • обучение учителей и административных работников использованию коммуникационно-информационных технологий;
  • апробация новых информационных и педагогических технологий на базе школ - экспериментальных площадок.
Автоматизация административно-управленческой деятельности:
  • использование административно-информационной системы EASY SCHOOL;
  • анализ и внедрение системы для составления расписания;
  • автоматизация составления тарификации;
  • автоматизация расчета заработной платы.
Будем рады сотрудничеству с вами!
Е.В.Гусельникова - заведующая кабинетом ИНТЕРНЕТ школы 130 г. Новосибирска представляет Интернет-центр школы:

Школьный Интернет-центр предоставляет широкие возможности для использования цифровых коммуникационных технологий в школьном образовательном процессе, поощряет творческое использование сети Интернет.

Интернет-центр открыт в октябре 1997 года, оснащен современным сетевым и компьютерным оборудованием. 12 рабочих мест постоянно подключены к Интернет. Место преподавателя оборудовано принтером и сканером. Для поддержки локальной компьютерной сети и размещения Web-сайтов в Интернет-центре установлен сервер.

Интернет-центр проводит учебные курсы, тематические уроки и семинары, сеансы открытого доступа в Интернет, координирует телекоммуникационную проектную деятельность, оказывает техническую поддержку участникам международных образовательных проектов.

Интернет-центр предлагает серию учебных курсов, позволяющих пройти весь путь от основ работы на персональных компьютерах до наиболее полного владения тонкостями создания и использования информационных ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет:

  • Базовые знания о персональных компьютерах и программном обеспечении
  • Основы работы с информационными ресурсами Интернет
  • Основы создания Web-страниц (язык HTML)
  • Дизайн Web-страниц
Зарегистрированным пользователям локальной сети Интернет-центра предоставляется открытый доступ к информации, размещенной в сети Интернет.

На сайте Интернет-центра размещены учебные материалы для тематических уроков и семинаров и учебно-методические разработки преподавателей школы для учебных курсов.

Одним из результатов российских и международных телекоммуникационных проектов являются созданные при поддержке Интернет-центра web-странички, размещенные на его сервере. Готовы к общению и сотрудничеству с вами.

Средняя общеобразовательная школа 81 с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики и информатики).

Информатизация и компьютеризация школы.

Процессы информатизации и компьютеризации нашей школы прошли определенные этапы, начиная с преподавания информатики в безмашинном варианте, походов на ВЦ близлежащих предприятий, класса "Спектрумов". В настоящее время в школе два компьютерных класса, шесть административных компьютеров, компьютерный документооборот, автоматизированное расписание, действует школьный центр информационных технологий, выход в интернет, участие в телекоммуникационных мероприятиях, летние школы информатики, издательский центр и многое другое. Уроки компьютерных технологий по разным предметам за учебный год посещают все 1700 учащихся 3-11 классов. Основные направления компьютеризации школы следующие:

  • Административно-управленческая деятельность
  • Воспитательный процесс
  • Деятельность школьного центра информационных технологий
Использование компьютеров в административно-управленческой деятельности.

Наличие компьютеров у директора школы, четырех его заместителей, а также секретаря позволяют широко использовать компьютер в административно-управленческой деятельности.

  1. Весь документооборот компьютеризирован. Создан банк документов различных видов, необходимых в образовательной деятельности: справки, формы отчетности, карточки, ведомости и т.д.
  2. Используется программно-методический комплекс "СПОРА" (Система Подготовки Расписания). Применяется общее расписание в компьютерном варианте, сводка свободных кабинетов, расписание для групп, расписание преподавателей.
  3. Созданы базы данных учителей и учащихся.
  4. Заполнение аттестатов производится автоматически через компьютерную базу данных выпускников.
  5. Оперативная управленческая информация поступает через электронную почту, а также через областной и российский образовательные сервера, размещенные в Интернет.
  6. Информация о школе представлена на WEB-странице школы в интернет.
Также создана компьютерная презентация школы.

Использование компьютеров в воспитательной работе.

  1. Социально-педагогический паспорт школы, содержащий информацию о составе семей учащихся, жилищно-бытовых условиях, занятости детей во внеурочное время и т. д. оформляется с помощью компьютерных технологий, представляется в виде диаграмм и графиков, хранится в электронном виде.
  2. Выпускается регулярно школьная газета, освещающая события школьной жизни. И авторы, и издатели - учащиеся. Верстка газеты происходит на компьютере.
  3. В течение года происходит множество мероприятий: викторин, игр, конкурсов, КВНов, олимпиад и т.д. Победители награждаются памятными грамотами и дипломами, созданными издательским центром.
Деятельность школьного центра информационных технологий школы 81 Новосибирска:

В результате трехлетней подготовительной работы в 1998 году в школе создан школьный центр информационных технологий (ШЦИТ). В 2000 году школа за создание и деятельность ШЦИТ была награждена малой золотой медалью Международной Сибирской образовательной ярмарки "УЧСИБ-2000".

Направления работы ШЦИТ:

Обучение

  • Базовый курс обучения
  • Углубленный курс обучения
  • Факультативные курсы
  • Кружковая работа
  • Пропедевтические занятия в начальной школе
  • Летние школы информатики
  • Конференции
  • Обучение учителей
ИНТЕРНЕТ
  • Участие в телекоммуникационных викторинах, конкурсах, олимпиадах
  • Дистанционное обучение
  • Участие в проектах
  • Получение информации
  • Обмен опытом
  • Клуб по переписке
МПИ - ЦЕНТР
  • Разработка компьютерного сопровождения учебников
  • Издание рекламных материалов
  • Создание и ведение базы данных МПИ-учителей
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
  • Выпуск газет
  • Издание грамот, дипломов
  • Подготовка и размножение раздаточных материалов
  • Печать документов
Дополнительное использование компьютерного класса
  • Проведение уроков компьютерных технологий
  • Подготовка учениками и учителями докладов, рефератов
  • Консультационный пункт
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
  • Экспериментальная площадка "Создание информационной среды развития".
  • Интегрированные курсы "Математика - информатика", "Физика - информатика"
ПРОГРАММА "МОЛОДЫЕ ИНФОРМАТИКИ СИБИРИ"
  • Учебный центр Программы на базе школы
  • Заочная школа программирования
  • Участие в Открытом конкурсе
  • Участие в семинарах, блиц-курса
Взаимодействие ученика с ШЦИТ планомерно проходит ряд этапов как обязательных, так и дополнительных. Все ученики третьих классов проходят 3-4-часовой блиц-курс знакомства с компьютером, включающий в себя блок логических игр; а в 5-6 классах - курс компьютерного сопровождения математики. Основной курс информатики в общеобразовательных классах изучается в 10-11 классах, в профильных - в 7-9; далее в профильных классах информатика изучается углубленно, с учетом специфики класса.

Для каждой параллели, начиная с 3 класса, есть набор факультативов и кружков по алгоритмике (3-7), программированию (8-11), информационным технологиям (3-11). Много лет работает заочная школа по программированию при ВКИ НГУ, спецкурс "Разработка и создание учебных программ".

Уроки компьютерных технологий посещают все учащиеся 3-9 классов в режиме блиц-курсов, т.е. по 3-4 урока в течение года по определенной теме. Таким образом удается организовать общение с компьютером всех детей школы.

Начиная с 1997 года, школа принимает участие в различных российских телекоммуникационных викторинах и конкурсах. С 1995 года и на базе школы проводятся летние школы информатики. Для обучения в них приглашаются ребята, увлекающиеся информатикой. Организуются мастерские разного направления, в которых учащиеся не только обучаются, но и разрабатывают компьютерные продукты, используемые в школе.

Активное участие наша школа принимает в региональной программе "Молодые информатики Сибири". На базе школы организован Учебный центр программы, учащиеся и учителя обучаются на блиц-курсах, участвуют в семинарах и конкурсах, проводимых Программой. По общему рейтингу участия в Программе школе присвоено почетное звание "Школа информатики++".

Интересна деятельность участников спецкурса "Создание учебных программ", уже прошедших начальный курс изучения программирования в заочной школе или на факультативах. Ребята создают учебные компьютерные программы по заявкам учителей школы, а в течение нескольких последних лет разрабатывают компьютерное сопровождение к учебникам математики проекта "Математика, психология, интеллект", созданных группой ученых под руководством Гельфман Э.Г. (г. Томск). Эти программы используют в процессе обучения математике не только в некоторых школах г. Новосибирска, но и в других городах.

Такая разносторонняя планомерная работа ШЦИТ создает в школе условия, позволяющие учителям и ученикам использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации. Ежегодные призовые места учащихся на районных, городских, областных, региональных олимпиадах и конференциях по информатике подтверждают это.

Ждем вас на нашей странице.

Завлекли мы на Веб-сайт
Учителя молоденького,
Обработали его -
он привел нам новенького!
(Кто на новенького -
размещай готовенького!)

В этом разделе представлена краткая информация о школах, активно работающих в Сети, или только еще начинающих эту интересную работу.